Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна и др.
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме

Черкасова Светлана Анатольевна

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику Геометрия 7-9 авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняк, И.И.Юдиной. Общее количество часов на год - 68 часов. Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

                                                                                                                                                                                        «Утверждаю»                                                                                                    

                                                        Директор МОУ СОШ  №13 : ______________

                                                                                        Г.В. Шмелькова

                                                        Приказ № _______ от ___________________

                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  геометрии

        7 "А" класс

(базовый уровень)                     

составлена на основе авторской программы

                 под редакцией  Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф.,

                     Кадомцева С.Б., Позняк Э.Г., Юдиной И.И.

                                                        Составитель:

                                        учитель математики С.А.Черкасова

                                        

г. Егорьевск, 2013

Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа курса "Геометрия 7" составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 7 – 9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняк и И.И.Юдиной.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, поурочное планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, которая необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и  эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Значение геометрии в образовании подрастающего поколения невозможно переоценить. На протяжении всей истории человечества геометрия служила источником развития не только математики, но и многих других наук. Именно в ней появились первые теоремы и доказательства. Сами законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи способствовали появлению новых научных направлений и, наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов.

Цели

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • Интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены  в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трём компонентам: знать, уметь, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Распределение учебных часов по разделам программы

№п/п

Раздел

Кол-во часов

Кол-во контр.

работ

1.

Начальные геометрические сведения

11

1

2.

Треугольники

18

1

3.

Параллельные прямые

13

1

4.

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

20

2

5.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

6

1

ИТОГО

68

6

В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  • Введение терминологии и отработка умения её грамотного использования;
  • Развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • Совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  • Формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
  • Отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью  циркуля и линейки;
  • Формирование  умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
  • Расширение знаний учащихся о треугольниках.

В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.

Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации  обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:

Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.

Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.

Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты); лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы).

    Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.

Содержание обучения

Содержание программы соответствует  обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность

        Начальные понятия и теоремы геометрии. Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг.

        Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.  

        Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Величина угла. Градусная мера угла.

        Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трём сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.

Требования к уровню подготовки учащихся

        

В  результате изучения курса учащиеся должны:

 Знать:

  • Основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;

Уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразования фигур;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

                Учебное и учебно-методическое обеспечение:

  1. «Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя»./ Авт.: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, В.Б.Некрасов,  И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2003
  2. «Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 классы»; Авторы: В.И.Жохов, Г.Д.Карташева, Л.Б.Крайнева, С.М.Саакян. – Москва; «Вербум – М»; 2001 г. – 208 с.          
  3. «Поурочные разработки по геометрии. 7 класс»./ Авт.: Гаврилова Н.Ф. – М.: «ВАКО», 2004, 288 с. 
  4. «Геометрия. 7 класс: Поурочные планы (по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. «Геометрия. 7-9 классы»)»/ Авт.-сост.: Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. – Волгоград: «Учитель», 2003. – 111 с.
  5. «Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразоват. Учрежд.»./ Авт.: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2012. – 157 с.
  6. «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»/ Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 128 с.
  7. «Геометрия: Задачник-практикум для 7 класса (к учебнику Л.С.Атанасяна и др.)»/ Н.Б.Мельникова, Г.Б.Лудина, Н.М.Лепихова, Г.А.Захарова. – М.: «Интеллект-Центр», 2003. – 80 с.
  8. «Устные проверочные и зачетные работы по геометрии для 7 – 9 класса»/ А.П.Ершова, В.В.Голобородько. М.: Илекса, 2004. – 176 с.
  9. «Дидактические карточки-задания по геометрии: 7-й кл.: К учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия, 7 – 9: учеб. для общеобразоват. Учреждений».- М.: Просвещение» : Учебное пособие./ Т.М.Мищенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 47, с.
  10.  «Геометрия, 7 – 9 классы. Тесты: учебно-методическое пособие»./ П.И.Алтынов – М.: Дрофа, 2000


Календарно – тематическое планирование

уроков  геометрии  в 7 классе

№    урока       от  начала

Изучаемый параграф, пункт

     Название раздела; количество часов, контрольных работ

Сроки изучения

года

темы

Название темы урока

По плану

По факту

Гл. I.  Начальные геометрические сведения – 11 часов

К. работа - 1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

   

11.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

§1. П.1,2.

§2. П.3,4.

§3. П.5,6.

§4. П.7,8.

§5. П.9,10.

§6. П.11.

§6. П.12,13.

Прямая и отрезок.

 Луч и угол.

Сравнение отрезков и углов.

Измерение отрезков.

 Измерение углов.

Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»

Смежные и вертикальные углы.

Перпендикулярные прямые.

Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые»

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»

Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения».

Гл. II.  Треугольники – 18 часов

К. работа - 1

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

§1. П.14.

§1. П.15.

§2. П.16,17.

§2. П.18.

§3. П.19.

§3. П.20.

§4. П.21,22.

§4. П.23.

Анализ контрольной работы. Треугольники.

Первый признак равенства треугольников.

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Свойства равнобедренного треугольника.

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник».

Второй признак равенства треугольников.

Третий признак равенства треугольников.

Решение задач по теме «Второй и третий признак равенства треугольников» Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Окружность. Построения циркулем и линейкой.

Примеры задач на построение.

Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Решение задач по теме «Треугольники».

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники».

Анализ контрольной работы. Обобщение по теме «Треугольники».

Гл. III.  Параллельные прямые  – 13 часов

К. работа - 1

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

§1. П.24,25.

§1. П.26.

§2. П.27,28.

§2. П.29.

Определение параллельности прямых. Параллельные прямые и секущая.

Признаки параллельности прямых.

Практические способы построения параллельных прямых

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых.

Свойства параллельных прямых.

Применение свойств параллельных прямых.

Решение задач на применение свойств параллельных прямых.

Решение задач на применение признаков и свойств параллельных прямых.

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые».

Анализ контрольной работы. Обобщение по теме «Параллельные прямые».

Гл. IV.   Соотношения между сторонами и углами

 треугольника – 20 часов

К. работа - 2

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

§1. П.30,31.

§2. П.32.

§2. П.33.

§3. П.34.

§3. П.35.

§4. П.37.

§4. П.38.

Теорема о сумме углов треугольника.

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника».

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Следствия теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

Неравенство треугольника.

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа  № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

 Анализ контрольной работы. Прямоугольный треугольник и его свойства.

Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников.

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники».

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам.

Построение треугольника по трем сторонам.

Задачи на построение.

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник»

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный  треугольник. Построение треугольника по трём элементам».

Анализ контрольной работы. Обобщение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

                                                     

Повторение – 6 часов

К. работа – 1 (итоговая)

63.

64.

65.

66.

67.

68.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

П. 1-13.

П. 14-21.

П. 24-29; 30-37.

П.22,23,38.

Начальные геометрические сведения. Треугольники.

Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольников.

Задачи на построение,  доказательство.

Итоговая контрольная работа за курс геометрии 7 класса.

Анализ контрольной работы. Заключительное занятие. Подведение итогов обучения.

Лист внесения изменений и дополнений

                                         в рабочую программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись

"Рассмотрено"

Протокол методического объединения учителей _______________________________ от _________  № ____

Руководитель ШМО/РМО: _____________________________

Дата: ________

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР: ____________ Глазова Н.Б.

Дата: ________

"Принято"

Протокол педагогического совета от ___________ № _______

Дата: _________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по геометрии 7-9 (учебник Атанасяна)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем, календарно-тематическое планирование, презентации к урокам 8 класс...

Рабочая программа для 8 класса к учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы ос...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 10 класса разработана в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной поли...

Рабочая программа по геометрии 7класса ( по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.)

Рабочая программа по геометрии 7класса разработана на 2014-2015учебный год, она состоит из пояснительной записки, краткого курса геометрии 7класса, тематического планирования и календарно-тематическог...

Рабочая программа по геометрии 7класс к УМК Л.С. Атанасяна и др.

Рабочая программа по геометрии 7класс создана к УМК Л.С. Атанасяна и др....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....