Урок по геометрии "Формула Герона", 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Шакирова Фирая Масгудовна

Урок открытия новой темы "Формула Герона".

Свой урок я решила начать с приема «Отсроченная отгадка». По сути этот прием-способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала активировать мышление учащихся. В технологии проблемного обучения этот прием рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке. Учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Я решила начать свой урок со стихотворения об отношениях двух геометрических фигур.

С точки зрения Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов, таких как

  • Запоминание,
  • Понимание,
  • Применение,
  • Анализ,
  • Синтез,
  • Оценка.

Каждому уроню предлагается определенный набор задач. Я свой урок разбила на три уровня

  1. Я знаю.
  2. Я творю.
  3. Я умею.

Уровень «Я знаю» включил в себя запоминание и понимание. На этом этапе задачи урока начинаются с глаголов «повторите, перечислите, назовите, напишите, определите, обсудите». И на этом этапе происходит актуализация знаний, необходимых в процессе урока, а так же взаимопроверка и взаимооценка знаний друг друга, которая зависит от их собственных знаний.

Прежде чем перейти от уровня «Я знаю» к уровню «Я творю» ребятам нужно будет собрать из выбранных в начале урока кусочков фигуру (понятно, что это будет треугольник). Этот процесс напоминает «Танграм» - китайскую головоломку, состоящую из 7-ми плоских фигур, которые складываются определенным образом для получения другой (мои фигуры разделены на 6 частей-по количеству участников группы). Цель этих манипуляций на данном этапе – это, своего рода, физкультминутка, которая поможет им, во-первых, погрузившись в процесс, снять стресс от не знакомого учителя и гостей, во-вторых, у них продолжается решение проблемы, поставленной в начале урока «Площадь треугольника».

Задачи уровня «Я творю», объединяющего в себе такие процессы как применение и анализ, начинаются с глаголов «решать, объяснять, экспериментировать, тренироваться, анализировать». В этом блоке учащиеся решают проблему измерения площади треугольника, который они собрали. Никаких данных о собранных треугольниках у них нет, кроме вспомогательных инструментов и пройденного уровня «Я знаю».

  1. Равенство при наложении, площадь фигуры на клетчатой бумаге;
  2. Катеты прямоугольного треугольника.
  3. Площадь треугольника, состоящего из квадратов и его половинок.

Этот промежуток этапа должен максимально активизировать их мышление и действия, так как создается достаточно экстремальная ситуация из-за минимального количества данных и конкретно поставленной задачи.

Использование телефона для выхода в интернет было включено с целью формирования интереса к изучению темы и желания применить найденную самостоятельно информацию на деле. Изначально я задумывала, что они найдут формулу и мы вместе разберем как она работает. Но позже решила, что, если они найдут формулу, то смогут и прочитать какие в ней элементы и как она работает. Так происходит плавный переход от уровня «Я творю» уже к уровню «Я умею».

Если уже на этом этапе у них получится решить не сложную задачу на применение формулы, то цель урока, я считаю, будет достигнута.

Далее мы рассматриваем понятие «Героновы треугольники». Детям задаются наводящие вопросы, по которым они должны сделать вывод о таких треугольниках самостоятельно и перейти ко второй формуле Герона, которая наглядно покажет для чего ее необходимо знать.

Предлагается каждому индивидуально попробовать решить задачу на нахождение площади трапеции с использованием формулы Герона.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Формула Герона»

Цель урока: изучить формулу Герона для площади треугольника и научиться применять при решении задач;

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Формируемые результаты:

предметные- формировать умение применять изученную формулу при решении задач;

личностные- формировать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения,  умение представлять результат своей деятельности, умение формулировать собственное мнение и умение соотносить полученный результат с поставленной целью;

УУД:  потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности, развитие находчивости, активности при решении математических задач, способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

 метапредметные- развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

УУД:

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками;

регулятивные: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя, анализировать результаты своей работы на уроке, умение контроля и оценки процесса и результатов деятельности; формировать способность к мобилизации сил и энергии; оценка, способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;

познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

Планируемые результаты урока

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знать:

  • Формулы для нахождения площади треугольника

Уметь:

  • Применять изученную формулу Герона при нахождении площади треугольника

Применять:

  • полученные знания для решения более сложных задач.

познавательные УУД:

1. рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

регулятивные УУД:

1. целеполагание – постановка учебной задачи

2. планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий);

3. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

коммуникативные УУД:

1. умение предлагать и обосновывать своё мнение. 

1. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания;

2. Креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении задач;

3.Первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Основные понятия темы

Площадь треугольника, равенство фигур, формула Герона для площади треугольника, Героновы треугольники

Применяемые современные технологии

Элементы технологии проблемного обучения, прием технологии критического мышления.  

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная,  фронтальная  

Технологическая карта урока

Этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Формируемые УУД

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Цель: Настроить учащихся на урок, сформировать пары.

Личностные-. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Коммуникативные- Планирование учебного сотрудничества и умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

 

Приветствует учащихся.

-Добрый день ребята.

 - Выберите любую понравившуюся фигуру, прикрепленную к доске.

- Распределитесь на три группы в соответствии с цветом выбранной фигуры.

Приветствуют преподавателя.

Забирают фигуру и каждая группа занимает предложенный учителем стол.

Постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Цель: подвести учащихся к изучению темы.

1. Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

3. Предметные: анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний

Прием «Отсроченная отгадка» (в технологии проблемного обучения рассматривается как прием создания проблемной ситуации).

Зачитываю стихотворение:

Трапеции, приятнейшей из дам,

Признался треугольник в инстаграм,

Что его чувства площади подобны,

Что от сторон расти она способна.

А та на общий угол намекая,

А площадь говорит у вас какая?

А треугольник не из робких был:

Измерил стороны и что-то там сложил,

Уменьшил вдвое, вычел и умножил,

И дал ответ, который был возможен.

Я –говорит- меняюсь каждый раз!

Но все будет зависеть лишь от вас.

Коль формулу вы новую найдете,

То и до площади моей дойдете!

Обсуждают смысл стихотворения в группе и выдвигают свою гипотезу. Идет совместное рассуждение.

Озвучивают свою версию.

Получают оценки за свои ответы.

Актуализация знаний учащихся. Этап «Я ЗНАЮ»

Цель: вспомнить основные понятия предыдущих параграфов (формулы площадей треугольников ).

Личностные-

Первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование способности к эмоциональному восприятию математических задач, решений, рассуждений;

Познаватеьные- 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; Построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные- Формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

Коммуникативные- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

Предлагается всей группе ответить на вопросы, дописав предложение на карточке (этап  «Я ЗНАЮ» по Блуму – прием технологии критического мышления).

Взаимопроверка.

Проверка со слайда.

Оценка работы групы или частника группы.

Обсуждают предложенные вопросы, дописывают предложения.

Обмениваются ответами с группами. Каждый пробует самостоятельно проверить правильность рассуждений и оценить работу другой группы.

Сверяют правильность своей проверки. Коррекция результата проверки (при необходимости).

Этап «Я ТВОРЮ»

Танграм.

Цель: вычислить площадь собранного из кусочков треугольника любым способом только при помощи предложенных инструментов.

Личностные-. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении проблемы.

Познавательные- построение логической цепи рассуждений;

 Поиск и выделение необходимой информации; синтез – составление целого из частей;

Регулятивные - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения

Коммуникативные- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

- В начале урока каждый из вас выбрал многоугольник. Сейчас вы должны собрать из этих частей хорошо знакомый вам многоугольник и попробовать найти его площадь с помощью инструментов, находящихся в комплекте. (На примере древней китайской головоломки «Танграм». В отличие от оригинала у группы не 7 частей, а 6- по количеству членов группы. И участники группы заведомо не знают что они должны сложить (должны по логике предыдущих ответов на проблемные вопросы сложить треугольник). Если в процессе сбора возникли трудности, то учитель предлагает группе воспользоваться конвертом, который содержит инструкцию по сбору фигуры. После того, как фигура собрана, группа должна вычислить площадь полученного треугольника (при помощи наложения и сравнения с фигурой, изображенной на клетчатой бумаге или при помощи квадрата или его частей, которые несколько раз  укладываются в данном треугольнике).

Провера по слайду.

Оценка работы группы или участника группы

Собирают треугольники. Пробуют решить поставленную проблему при помощи имеющихся данных.

Получают оценки за свои ответы.

«Я ТВОРЮ»

Открытие новых знаний

Цель: по рисункам со слайда и наводящим вопросам учителя подвести учащихся к выводу, что существует формула для нахождения площади треугольника по длинам сторон , предложить самостоятельно ее найти в интернете и применить к решению задания «Я СМОГУ»

Личностные-. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении проблемы; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.

Познавательные- самостоятельный поиск решения;

 Поиск и выделение необходимой информации; синтез – составление целого из частей;

Регулятивные - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; самостоятельность в оценивании правильности  действий и внесение необходимые коррективы в исполнение действий;

Коммуникативные- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

На слайде предлагается три треугольника с заданными длинами сторон и их площади. Учитель предлагает расшифровать послание, зашифрованное в слайде.

 Прием «Отсроченная отгадка» (в технологии проблемного обучения рассматривается как прием создания проблемной ситуации).

Наводящие вопросы (при необходимости):

-что видим?

-что известно о треугольниках?

-все ли данные известны, чтобы найти площадь по известным формулам?

-какую из формул здесь удобнее применить?

К доске прикреплены формулы для нахождения площадей различных фигур. Учиель предлагает выбрать нужную «из всехпредложенных формул для треугольника», заведомо допуская ошибку в формулировке.

Уитель предлагает найти формулу самостоятельно в интернете по формулировке способа решения задачи.

Учитель прикрепляет новую формулу к доске в коллекцию к уже известным формулам площади треугольника.

-Как называется формула?

Краткая информация по Герону.

Оценка работы группы или участника группы

Думают, обсуждают в группе, предлагают свои варианты.

Отвечают на вопросы учителя.

Должны заметить ошибку в вопросе учителя.

Приходят к выводу, что нужной формулы для решения задачи нет.

Но она должна быть – нахождение площади треугольника по трем сторонам.

Находят формулу самостоятельно, набрав в поисковике «нахождение площади треугольника по длинам сторон». Записывают ее и разбирают как она работает.

Отвечают на вопросы учителя.

Вывешивают свои найденные формулы на доске (А4).

Отвечают на вопросы участников других групп по элементам формулы Герона.

Записывают тему урока в тетради.

Получают оценки за свои ответы.

Если формула найдена верно (группа поднимает руки), то группа получает карточку с заданием «Я СМОГУ» и пытаются решить новую задачу по найденной формуле.

Первичное закрепление.

Этап «Я УМЕЮ»

Цель: решить задачу с использованием новой формул

Личностные- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование аккуратности и терпеливости.

Познавательные- Формирование умения обобщать, составлять алгоритм математических действий; Действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности;  Самостоятельный поиск решения; Контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности;

Регулятивные- Самостоятельность в оценивании правильность действий и внесение необходимые коррективы в исполнение действий;

Коммуникативные-инициативное сотрудничество в группе;

Контроль выполнения задания. Консультация при решении.

Оценка работы группы или участника группы

Решают задачи.

Представитель группы оформляет свою задачу у доски.

Разбор.

Проверка.

Получают оценки за свои ответы.

«Я УМЕЮ»

Развиваю мышление.

Цель: выяснить понятие «Героновы треугольники» .

Личностные-. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи , креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении задач;

Познавтельные - Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; Структурирование знаний; Выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные-оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить; . Самостоятельность в оценивании правильность действий и внесение необходимые коррективы в исполнение действий;

Коммуникативные- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

- почему представленные треугольники называю Героновыми?

Вводится понятие «Героновы треугольники»

- Все ли треугольники могут иметь стороны, выраженные целыми числами?

- Удобно ли будет вычислять площадь треугольника, если длины сторон будут выражены не целыми числами, а числами, содержащими число под знаком радикала?

Просмотр слайдов и обсуждение проблемы.

Вторая формула Герона.

Оценка работы группы или участника группы

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждения.

Записывают в тетрадь.

Получают оценки за свои ответы.

«Я УМЕЮ»

Закрепление.

Цель: Решить более сложную задачу с применением формулы Герона.

Личностные-. формирование аккуратности и терпеливости., креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении задач;

Познавтельные - . Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности;  

Регулятивные-. Формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Учитель предлагает каждому индивидуально попытаться решить более сложную задачу с применением формулы Герона.

Оценка работы участника группы

Пытаются решить.

Проверка по слайду.

Получают оценки за свои решения.

  1. Итоги урока. Оценки.

Цель: оценить работу каждого участника группы

Личностные-. . Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Регулятивные- Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить;                         Коммуникативные- Управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

;

Учитель предлагает самим оценить свою работу и работу группы в целом.

Учитель предлагает сделать взаимооценку работы на уроке: вычислить средне арифметическое набранных баллов, что и будет оценкой за урок.

Учащиеся предлагают свое оценивание  работы одногруппников. Аргументируют.

Вычисляют оценку для учащихся другой группы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Получить обратную связь, подвести итоги.

Предметные-контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Личностные – самооценка на основе критерия успешности ;

 адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

коммуникативные- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения ; планирование учебного сотрудничества;  следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям .

Принцип незаконченного предложения.

Учитель предлагает закончить предложение:

  • Я похвалил бы себя..
  • Сегодня мне удалось…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я понял, что..
  • Меня удивило…
  • У меня получилось…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

Каждый озвучивает свое предложение. Возможно захочет объяснить причины.

Информация о домашнем задании.

Стр. 130 Пар.57 изучить, № 492 решить двумя способами. Найти информацию о преобразованиях формулы Герона А.И.Люберанским и А.Ш.Чавчанидзе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....