Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: «Свойства равнобедренного треугольника».
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Юлия Анатольевна Шарова

Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: «Свойства равнобедренного треугольника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geometrii.docx137.98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 44

Конспект урока

по геометрии

в 7 классе на тему:

«Равнобедренный

треугольник

и его свойства».

(учебник Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия, 7-9)

        Подготовила:

                                                                                                 учитель математики

        Шарова Ю. А.

                                                 Иваново - 2020г.

Тема урока: «Равнобедренный треугольник и его свойства».

Цель урока: изучить и доказать свойства равнобедренного треугольника.

Задачи урока:

предметные:

  • повторить основные понятия по теме «Треугольник», ввести понятия равнобедренного и равностороннего треугольников;
  • выполнить лабораторную работу «Равнобедренный и равносторонний треугольники. Градусная мера углов равнобедренного треугольника при основании», сделать вывод;
  • доказать свойства равнобедренного треугольника;
  • формировать умение применять эти свойства,

личностные:

  • развивать логическое и пространственное мышление, творческую и мыслительную деятельность учащихся, способность к «видению» проблемы;
  • формировать способности к оценке собственной деятельности,

воспитательные:

  • формировать осознанное и ответственное отношение к своей деятельности;
  • формировать информационную и коммуникативную компетенции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы урока: доска, учебник, раздаточный материал (тест, текст лабораторной работы).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

2 мин.

- Сегодня мы продолжим знакомство с самой популярной в школьном курсе геометрической фигурой. Это самая простая замкнутая прямолинейная фигура, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как она имела широкое применение в практической жизни. Вы догадались, что это за фигура?

- В тетрадях записываем число, классная работа и тема урока «Равнобедренный треугольник и его свойства».

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока?

- Треугольник.

- Дать определение равнобедренного треугольника, научиться его строить, сформулировать свойства равнобедренного треугольника и доказать их, уметь применять их к решению задач.

II. Актуализация опорных знаний.

5 мин.

- Как вы думаете, на какие вопросы вы должны знать ответ, изучив темы «Первый признак равенства треугольников», «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»?

Учащиеся задают вопросы и отвечают на них.

- Повторив теоретический материал, предлагаю вам самостоятельно ответить на вопросы теста (Приложение 1), ответы записать в таблицу.

Затем проверка ответов теста фронтально.

  1. - Что называется треугольником?
  2. - Элементы треугольника? Периметр треугольника?
  3. - Первый признак равенства треугольников?
  4. - Какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника? Сколько высот, медиан, биссектрис в треугольнике?

Номер задания

№1

№2

№3

№4

Ответ

2, 3

1, 2

1, 3

2

III. Изучение нового материала.

23 мин.

- Вернемся к цели нашего урока.

Работа в парах. Ребятам раздаются листы с печатной основой лабораторной работы в файлах (Приложение 2). В файле 5 треугольников, необходимо выполнить задания, написанные ниже, потом записать соответствующие выводы.

-  Проверяем, что у вас получилось (ребята зачитывают ответы). Теперь обратимся к учебнику и послушаем правильные формулировки (стр. 34). Запишем определения (рисунок) в тетрадь для конспектов.

- А теперь помогите мне доказать теорему о 1-ом свойстве  равнобедренного треугольника.

Теорема: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

- Частично стёрты записи доказательства  на доске.  Необходимо их восстановить. Смотрим, думаем, кто догадался – поднимает руку. Стараемся понять и запомнить доказательство, проще будет дома повторить.

- У равнобедренного треугольника есть ещё одно свойство.

Теорема: В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой  и высотой.

- Попытайтесь доказать самостоятельно, используя этот же рисунок.

- Можно ли утверждать, что биссектриса, медиана и высота, проведенные к основанию, совпадают?

- Какой вывод можно сделать из последнего утверждения?

 Треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны. Равные стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона – основанием равнобедренного треугольника.http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m57a2c845.png

Треугольник, все стороны которого равны, называется равносторонним.

Дано: Δ АВС - ………………

Доказать: ∟… = ∟…..

Доказательство:

                            В

               А                         С

                              D

1.Проведем биссектрису ВD.

2. Рассмотрим Δ ……… и Δ ……….  :

АВ  = …….. (т.к. Δ АВС - равнобедренный);

∟АВD = ………(т.к. ВD  - ………Δ АВС );            

……….. – общая сторона                                        

……  =  …… (по двум сторонам и ……………)

Тогда   ……… = ………., ч.т.д.

  1. - Из равенства треугольников следует, что                        
  2.    АD = DС http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m1e63a5dc.gif ВD – медиана;
  3. http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifАDВ = http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifСDB = 90° http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m1e63a5dc.gif ВD – высота.
  4. – Да.

- Высота, проведенная к основанию, будет биссектрисой и медианой, а медиана, проведенная к основанию, будет биссектрисой и высотой.

IV. Закрепление изученного материала.

12 мин.

- Назовите основание и боковые стороны данных треугольников (Приложение 3).

- Теперь решим задачу с оформлением на доске и в тетрадях, применяя знания, полученные на уроке.

Задача №1 На рисунке http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifМKN = 80°. Найдите http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifANP, если NA- биссектриса http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifMNP.

http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_3a5c89c2.png

№108 из учебника.

№112 из учебника (для тех, кто работает в более быстром темпе).

Работают устно фронтально.

Дано: ∆KMN-равнобедренный, KM =MN,

http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifМKN =80º, NA-биссектриса http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gif MNP.

Найти: http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifANP.

Решение:

1.Т. к. ∆KMN-равнобедренный, то http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifМKN = http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifМNК = 80º (по 1 свойству равнобедренного треугольника).

2.http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifМNК и http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifМNР – смежные, то их сумма равно 180º. Значит http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifМNР = 180º - http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifМNК = 180º - 80º = 100º.

3.Т. к. NA- биссектриса http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifMNP, то http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifМNА = http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifАNР = 100º : 2 = 50º.

Ответ: http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m5af323d0.gifANP = 50º.

Один учащийся оформляет решение на доске, остальные – в тетрадях.

V. Подведение итогов урока.

2 мин.

- Итак, сегодня на уроке мы изучили равнобедренный  и равносторонний треугольники, их свойства.

- Ответьте на следующие вопросы:

- Что нового узнали на занятии?

- Что использовали для «открытия» нового знания?

- Достиг ли урок своей цели?

Выставление отметок за хорошую работу на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы устно с добавлением ответов друг друга.

VI. Домашнее задание.

1 мин.

§2, п. 18 (прочитать, выучить определения и свойства), №104, 111, 110(для более подготовленных учащихся).

Записывают в дневники.

        

                                                                                                                         Приложение 1

Тест: 

1. На каком рисунке построена высота?

http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_26ad199a.png

2. На каком рисунке построена медиана?

http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m3a1299b2.png

3. На каком рисунке построена биссектриса?

http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_m16c6532d.png

4. На каком рисунке есть равные треугольники?

http://doc4web.ru/uploads/files/18/17306/hello_html_6dd8e406.png

Номер задания

1

2

3

№4

Ответ

                                                                                                                           

                                                                                                                        Приложение 2

Лабораторная работа

«Равнобедренный и равносторонний треугольники. Градусная мера углов равнобедренного треугольника при основании».

Цель: сравнить градусные меры углов равнобедренного треугольника при основании.

Задачи: 1)Выяснить какие треугольники называются равнобедренными и равносторонними.

              2)Дать определение.

              3) Выяснить, какими свойствами они обладают.

Оборудование: масштабная линейка, транспортир.

Ход работы:

В файле у вас 5 треугольников, выполните задания, написанные ниже, потом запишите выводы.

Задание 1. Измерьте стороны треугольника, запишите результат измерений:

  1. АВ = ………см; BC = ………см; AC = ………см;
  2. MN = ………см; NK = ………см; MK = ………см;
  3. ST = ………см; TR = ………см; SR = ………см;
  4. DE = ………см; EF = ………см; DF = ………см;
  5. OQ = ………см; QG = ………см; OG = ………см.

Задание 2. Треугольники  ∆ABC, ∆MNK, ∆STR - равнобедренные. Сравните результаты измерений и дайте определение равнобедренного треугольника:

Треугольник называется равнобедренным, если………………………………………………

Треугольник ∆OQG – равносторонний. Посмотрите на результаты измерений, дайте определение равностороннего треугольника:

Треугольник называется равносторонним, если……………………………………………..

Можно ли равносторонний треугольник назвать равнобедренным? ......................................

А равнобедренный – равносторонним? ......................................................................................

Задание 3. Равные стороны равнобедренного треугольника называются боковыми, а третья сторона – основанием. В каждом равнобедренном треугольнике найдите боковые стороны и основание:

  1. ∆АВС – боковые стороны:………………..; основание…………..;
  2. ∆MNK – боковые стороны:………………..; основание…………..;
  3. ∆STR – боковые стороны:………………..; основание…………..;

Задание 4. Измерьте углы в равнобедренных треугольниках:

 в ∆АВС: А = ……; В = …….; С = …….

 в ∆MNK: M = ……; N = …….; K = …….

 в ∆STR: S = ……; T = …….; R = …….

Сравните результаты измерений и запишите одно из свойств:

В равнобедренном треугольнике углы при основании ………………………………………

                                                                                                                             

                                             

                                                                                                                             Приложение 3

        M

                             В                                                                                             

        L

        K

        R        S

А        С        D

        N        H        T

F        Y

G

H        Z

        X


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Свойства равнобедренного треугольника"

С помощью этой презентации можно отработать на уроке определение равнобедренного треугольника, виды треугольников, доказательство теоремы о том, что в равнобедренном треугольнике углы при основании ра...

Конспект урока и презентация по геометрии в 7 классе на тему: "Свойства равнобедренного треугольника"

В состав данной разработки входит конспект урока и презентация по теме: "Свойства равнобедренного треугольника".  Презентация содержит задания на повторение теоретического материала и н...

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе по теме "Свойства равнобедренного треугольника"

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе по теме "Свойства равнобедренного треугольника"...

Конспект урока по геометрии 9 класс по теме "Решение треугольников"

Конспект урока по геометрии 9 класс по теме "Решение треугольников"...

Урок геометрии в 7 классе по теме "Свойства равнобедренного треугольника"

Тема урока: Свойства равнобедренного треугольника.Предмет: геометрияКласс: 7 классУровень образования: основное общее образованиеТип урока: урок изучения и первичного закрепления знанийИспол...

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Свойства равнобедренного треугольника"

Тема урока: Свойства равнобедренного треугольника.Предмет: геометрияКласс: 7 классУровень образования: основное общее образованиеТип урока: урок изучения и первичного закрепления знанийИспол...