Урок по теме "Построение сечений тетраэдра"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Мамонова Евгения Геннадьевна

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Вид урока:                        

Урок с применением ИКТ.

Учебно-методическое оснащение:

- Геометрия: учебник для 10-11 кл. / Л.С. Атанасян. – М.: Просвещение, 2010;

- раздаточный материал: карточки с заданиями.

Материально-техническое оснащение:

- интерактивная доска;

- ноутбук;

- презентация, выполненная в программе PowerPoint;

- рисунки, выполненные в программе Paint;

- модели тетраэдра, параллелепипеда, прямоугольного параллелепипеда, куба.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc75 КБ
Файл postroenie_secheniy.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кимовская средняя общеобразовательная школа

Спасского муниципального района

Республики Татарстан»

Тема урока:

 «Построение сечений тетраэдра»

10 класс

    Разработала

    Мамонова Евгения Геннадьевна,

    учитель математики первой квалификационной категории

Образовательные задачи:

  • обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма решения задач на построение сечений тетраэдра.
  • обеспечить усвоение понятий тетраэдра, систематизировать знания, связанные с аксиомами стереометрии, определениями, свойствами, понятием взаимного расположения точек, прямых и плоскостей в пространстве.
  • формировать навыки изображения рассматриваемых объектов на плоскости и “чтение” предлагаемых изображений, графической грамотности;
  •  формировать умения применять приемы сравнения, обобщения, умозаключения.

Развивающие задачи:

  • развитие умения применять полученные знания  по стереометрии на практике,
  • формирование умения анализировать и обобщать знания в процессе решения задач на построение сечений тетраэдра.
  • уметь выполнять различные вычисления, связанные с определением площади сечения.

Воспитательные задачи:

  • воспитание осознанной потребности в знаниях,
  • совершенствование учебных умений и навыков,
  • воспитывать познавательный интерес к предмету через приобретение пространственного воображения и умения видеть красоту окружающего мира.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Вид урока:        

Урок с применением ИКТ.

Методы обучения:

- беседа;

- фронтальный опрос;

- иллюстративно-наглядный;

- практический;

- метод  сравнения, обобщения.

Учебно-методическое оснащение:

- Геометрия: учебник для 10-11 кл. / Л.С. Атанасян. – М.: Просвещение;

- раздаточный материал: карточки с заданиями.

Материально-техническое оснащение:

- интерактивная доска;

- ноутбук;

- презентация, выполненная в программе PowerPoint;

- рисунки, выполненные в программе Paint;

- модели тетраэдра, параллелепипеда, прямоугольного параллелепипеда, куба.

Структура урока:

  1. Орг. момент  (1 мин).
  2. Актуализация ранее приобретенных знаний (3 мин).
  3. Подготовка к восприятию нового материала (3 мин).
  4. Создание проблемной ситуации  (3 мин).
  5. Объяснение нового материала (10 мин).
  6. Закрепление изученного материала (5 мин).
  7. Самостоятельная работа с последующей проверкой  (3 мин).
  8. Практикум (5 мин).
  9. Решение задачи (8 мин)
  10. Это интересно (1 мин).
  11.  Постановка домашнего задания (1 мин).
  12. Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин).            

Ход урока:

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

1.Орг. момент

 - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

" Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия". (Слайд №2)Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале ХХ века, очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам эта наука. Поэтому я предлагаю вам с еще большим усердием заняться изучением геометрии.

Приветствуют учителя. Садятся.

1 мин

2.Актуализация ранее приобретенных знаний

Устная работа. Вопросы:

- С каким многогранником мы познакомились на прошлом уроке?

- Дайте определение тетраэдра.

(Слайд №3)

- Покажите элементы тетраэдра на модели.

Тема сегодняшнего урока «Построение сечений тетраэдра» (Слайд №4). Запишите тему в тетрадях.

Нам предстоит узнать какая плоскость называется секущей, способы и методы построения сечений, научиться строить сечения тетраэдра (Слайд №5). В течение урока вы будете работать с конспектами и строить сечения тетраэдра в них.

- С тетраэдром.

- Поверхность, составленная из четырех треугольников, называется тетраэдром.

- Треугольники, из которых состоит тетраэдр, называются гранями, их стороны – ребрами, а вершины – вершинами тетраэдра. Тетраэдр имеет 4 грани, 6 ребер и 4 вершины. Одну из граней тетраэдра называют основанием, а три другие – боковыми гранями. Два ребра тетраэдра, не имеющие общих вершин, называются противоположными.

Записывают число и тему урока в тетради.

3 мин

3.Подготовка к восприятию нового материала

-Для этого нам нужно вспомнить несколько аксиом и теорем.

Задание: Соотнести чертеж с формулировкой теоремы или аксиомы. (Слайд 6)

Формулируют аксиомы и теоремы, соотносят их с рисунками.

Ответ:

Д-1

В-2

Б-3

А-4

Г-5

3 мин

4. Создание проблемной ситуации.

1. Задание: (Слайд 7)

- Найти точку пересечения прямой АВ с плоскостью МNK.

Вопросы:

- Какой плоскости принадлежит прямая АВ? Постройте ее.

-Каким плоскостям принадлежит прямая MN? Продолжите ее.

- Вы получили точку пересечения прямых АВ и MN. Обозначьте ее.

- Какой плоскости принадлежит эта точка?

- Сделайте вывод.

2. Задание: (Слайд 8)

- Построить прямые, проходящие через точки M, N, K.

- Какая фигура получается при пересечении прямых?

- Какой особенностью обладает данный треугольник?

Записывают задание в тетрадь:

Отвечают на вопросы:

-  АВ є MDN.

- MN = MDN ∩ MКN.

Р = MN АВ

Р є MКN

Р = АВ  МNK.

Строят прямые MK, KN, MN.

Аргументируют свой ответ.

 

- При пересечении прямых получается треугольник MNK.

- Треугольник делит тетраэдр на две части. Каждая сторона треугольника принадлежит грани многогранника.

3 мин

5. Объяснение нового материала.

- Итак, мы с вами построили сечение тетраэдра. Треугольник, образованный прямыми MK, MN, KN, называется сечением (Слайд 9), а плоскость MKN – секущей. (Слайд 10)

- Каковы особенности секущей плоскости? (Слайд 9,10)

Основные понятия (Слайд 11)

При построении сечения мы использовали метод следов. (Слайд 12) 

Сейчас вы вспомните, как мы построили сечение и сформулируете алгоритм построения сечений методом следов.

Проверим алгоритмы.

- Какие многоугольники могут получить в сечении тетраэдра? (Слайд 13)

Решение задачи. (Слайд 14)

Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через сторону основания тетраэдра и данную точку на противолежащем ребре.

Построение сечения, проходящего через точки E, F, K. (Слайд 15, 16)

- Как расположены точки E, F, K. Какие прямые можно построить?

- Для построения сечения нам нужна дополнительная точка. EFAC =М.

Проводим МК. MK AB = L. Проводим EL. EFKL – искомое сечение.

1.Это плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного многогранника.

2.Секущая плоскость пересекает грани многогранника по отрезкам.

Читают определение следа.

Продолжают фразы.

Алгоритм.

1.Отыскать в одной грани две точки сечения.

2.Построить след сечения на плоскости тетраэдра.

3.Повторить п.1-2 еще 2 раза.

4.Заштриховать полученное сечение.

Конспектируют

- Треугольники и четырехугольники.

- E, F є ADC, F, K є BDC.

Можно построить прямые КF, FЕ.

10 мин

6. Закрепление изученного материала.

Построение сечений на интерактивной доске.

Два способа. (Слайд 17)

Вывод: независимо от способа построения сечения одинаковые. (Слайд 18)

- Каким условием мы должны дополнить наш алгоритм, чтобы построить сечение методом следов.

Подумайте и допишите алгоритм.

Проверим.

Задание: Проверьте правильность построения сечения. Объясните ошибку. (Слайд 19)

Строят сечения тетраэдра двумя способами.

- найти дополнительную точку сечения на ребре тетраэдра

-через полученную дополнительную точку на следе и точку сечения в выбранной грани провести прямую

-отметить точки пересечения прямой с ребрами грани.

Ошибки:

1.Секущая плоскость пересекает грани тетраэдра по отрезкам (в грани АВК такого отрезка нет, а в грани ВКС – таких отрезков 2)

2. Сечением тетраэдра не могут быть пятиугольники.

5 мин

7.Самостоятельная работа с последующей проверкой

(Слайд 20)

Выполняют самостоятельную работу

 (-Если возникнут проблемы, можете посоветоваться с товарищем по парте)

3 мин

8.Практикум

- Еще один метод, применяемый при построении сечений – это метод параллельных прямых.

Задание: (Слайд 21) Точка М является внутренней точкой грани ВСД тетраэдра ДАВС. Постройте сечение этого тетраэдра плоскостью, проходящей через точку М, параллельно плоскости АВД.

- Вспомните название метода и предложите способ построения сечения.

Решение. Т.к. секущая плоскость параллельна плоскости АВД, то она параллельна прямым АД, АВ, ДВ. Следовательно, секущая плоскость пересекает боковые грани тетраэдра по прямым, параллельным сторонам треугольника АВД. Отсюда вытекает следующий способ построения искомого сечения. Проведем через точку  М прямую, параллельную отрезку ВД, и обозначим буквами L и N точки пересечения этой прямой с боковыми ребрами ДВ и ДС. Затем через точку L проведем прямую, параллельную отрезку АС, и обозначим буквой К точку пересечения этой прямой с ребром АС. Треугольник LKN – искомое сечение.

Задание. Построить сечение на интерактивной доске

Задание: (Слайд 22)Построить сечения.

Сверим ответы (Слайд 23)

5 мин

9 Решение задачи

Приложение 1

8 мин

10.Это интересно

Сечение в рисунке, при моделировании одежды, в жизни. (Слайды 24-26)

1 мин

11.Постановка домашнего задания

Изучить п.14, №73 (стр. 29) (Слайд 27)

Творческое задание (по желанию): изготовить бумажную модель тетраэдра.

1 мин

12. Рефлексия, итог урока

  1. О каком многограннике шла речь сегодня на уроке?
  2. Какие задачи мы научились сегодня решать? (задачи на построение сечений)
  3. Какие действия должен уметь выполнять ученик для построения сечений многогранников? (находить точки пересечения прямой и плоскости; строить линию пересечения двух плоскостей)

(Слайд 28) Оцените сегодняшний урок. Можете задать вопарос или оставить комментарий. (Листочки с оценками сдают)

(Слайд 29)

2 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классная работа. Тема урока: Построение сечений тетраэдра.

Слайд 2

А В С Д ТЕТРАЭДР - ДАВС Тетраэдр « tetra »- четыре, « hedra »- грань .

Слайд 3

Цель урока: Задачи урока: Формирование умения строить сечения тетраэдра с плоскостью, проходящей через три заданные точки. Обучающие: - ввести определение секущей плоскости и сечения тетраэдра плоскостью; - сформулировать алгоритм построения точки пересечения прямой и плоскости; - сформулировать алгоритм построения сечение тетраэдра плоскостью . Развивающие: - продолжить формирование пространственного воображения и математической речи; - развивать аналитическое мышление при выработке алгоритма построения точки пересечения прямой и плоскости и сечение многогранников. Воспитывающие: - вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; - воспитание культуры общения .

Слайд 4

Аксиомы и теоремы стереометрии. 1. Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии пересечения параллельны. 2. Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна. 3. Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку. 4. Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости. 5. Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна. А Б В Г Д

Слайд 5

Задание: Найти точку пересечения прямой АВ с плоскостью М NK .

Слайд 6

2. Задание : Построить прямые, проходящие через точки M , N , K .

Слайд 7

Сечение A B C D M N K

Слайд 8

А В С D M N K α

Слайд 10

A B C D M N K Следом называют прямую пересечения плоскости сечения и плоскости какой-либо грани многогранника . MK – след плоскости MNK на плоскости ABC MN - … NK - …

Слайд 11

Какие многоугольники могут получиться в сечении ? Тетраэдр имеет 4 грани В сечениях могут получиться: Четырехугольники Треугольники

Слайд 12

Задача .

Слайд 13

Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки E , F , K . E F K L A B C D M 1. Проводим К F . 2. Проводим FE . 3. Продолжим EF , продол- жим AC . 5. Проводим MK . 7. Проводим EL EFKL – искомое сечение Правила 6. MK AB=L 4. EF AC = М

Слайд 14

При этом необходимо учитывать следующее: 1. Соединять можно только две точки, лежащие в плоскости одной грани. Для построения сечения нужно построить точки пересечения секущей плоскости с ребрами и соединить их отрезками. 2 . Если в плоскости грани отмечена только одна точка, принадлежащая плоскости сечения, то надо построить дополнительную точку. Для этого необходимо найти точки пересечения уже построенных прямых с другими прямыми, лежащими в тех же гранях.

Слайд 15

Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки E , F , K . 1 способ 2 способ

Слайд 16

Вывод: независимо от способа построения сечения одинаковые. Способ №1. Способ №2.

Слайд 17

Проверьте правильность построения сечения. Объясните ошибку.

Слайд 18

А В С D N K M X P T Проверь себя Решение 1. KN = α ∩ ДВС Х = К N ∩ ВС Т = МХ ∩ АВ Р = ТХ ∩ АС РТ = α ∩ АВС, М є РТ PN = α ∩ АДС ТР N K - искомое сечение

Слайд 19

Точка М является внутренней точкой грани ВС D тетраэдра DABC . Постройте сечение этого тетраэдра плоскостью, проходящей через точку М, параллельно плоскости АВ D . С D А В М К L N

Слайд 20

Задание Построить сечение тетраэдра ABCD , проходящее через точку R параллельно грани BCD . 2. Построить сечение тетраэдра ABCD , проходящее через точку S параллельно грани ABC . 3. Построить сечение тетраэдра ABCD , проходящее через точку T параллельно грани ACD . 4. Построить сечение тетраэдра DABC плоскостью, проходящей через точку M, параллельно грани ВС D .

Слайд 21

А D B C  S 2 . А D B C  R 1 . А D B C T  3 . 4.

Слайд 22

Домашнее задание Изучить п.14 2. № 73 (стр. 29 ) 3. Творческое задание (по желанию): изготовить бумажную модель тетраэдра.

Слайд 23

5. 4. 3. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 10 классе по теме: "Тетраэдр. Построение сечений тетраэдра".

Готовый материал для проведения урока геометрии в 10 классе по теме: "Тетраэдр. Построение сечений тетраэдра". Конспект и презентация....

Урок математики в 10 классе по теме: «Тетраэдр. Построение сечений тетраэдра»

Урок относится к теме « Прямые и плоскости в пространстве ». На изучение этой темы отводится 37 часов. Разработанный урок является 17-ым, но первым в своём разделе.  Поэтому большая часть урока о...

Технологическая карта урока по теме "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"

Данная технологическая карта разработана к уроку, уже представленному ранее (см. урок "Тетраэдр и параллелепипед. Построение сечения") и позволяет учителю использовать новые технологии на ур...

Технологическая карта урока "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"

Технологическая карта урока - сотрудничества обобщения и систематизации знаний пр теме "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда", проводимого с использованием программы Geo ...

Презентация к уроку по геометрии 10 класс "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда"

Презентация к уроку по геометрии 10 класс "Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда". Урок изучения нового материала....

Презентация к уроку "Построение сечений тетраэдра. Аксиомы стереометрии"

Представлена цепочка задач от простого к сложному на построение сечений тетраэдра при помощи аксиом стереометрии....