Рабочая программа геометрия 7-9
рабочая программа по геометрии (7, 8, 9 класс)

Завьялова Ольга Анатольевна

к учебнику "Геометрия 7,8,9" . Автор Мерзляк А.Г. и другие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pouchebnomu_predmetu_geometriya._7-9.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

 Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №5

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей математики

МБОУ БГО СОШ №5

Протокол от 25.08.2020 года №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ БГО СОШ №5

от 25.08.2020 года №

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Хоршева Т.Н.

«___»____________20___ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Геометрия»

(7-9 класс)

Срок реализации: 2020-2023 учебный год

Разработчик программы:

Завьялова О.А.,

учитель математики

г. Борисоглебск, 2020г.

Пояснительная записка

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1. Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897).

3. Авторская программа – Математика: программы 5-9 классы. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2018.

4. Основная образовательная программа МБОУ БГО СОШ №5.

5. Положение о рабочих программах МБОУ БГО СОШ №5.

Уровень обучения: базовый

Срок реализации программы-3 года

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умениянеобходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).

Цели обучения.

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделировании явлений и процессов.
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического процесса.

Задачи обучения.

  • Приобретение математических знаний и умений.
  • Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности.
  • Освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

В целях реализации задач проекта «Школа экологической грамотности» в рамках реализации мероприятия «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в содержание рабочей программы добавлен экологический компонент (выделен курсивом), задача которого сформировать эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы, города; развивать познавательный интерес обучающихся к общим законам природы, к экологическим знаниям, которые ориентированы на практику; формировать экологическую культуру; активно привлекать учащихся к социально-значимой деятельности школы и города. Экологический компонент в математике может быть реализован при:

1)решении задач с экологической тематикой,

2)составлениикомпетентностно-ориентированных задач, кейсов на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды,

3)построении и чтении графиков о динамике развития экосистем разных уровней,

4)проведении уроков с экологической направленностью,

5)проведении интегрированных уроков.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится  расчета 2 часав неделю, за год -34 часа.

Используемый УМК:Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.; Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.; Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

В личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

        В метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности  для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

        В предметном направлении:

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне— о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

II. Содержание учебного предмета.

Геометрия 7-9 класс

Простейшие геометрические фигуры

Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла. Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Треугольники. Виды треугольников.  Медиана, биссектриса, высота, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренных треугольников. Серединный перпендикуляр отрезка. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора.Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Точки пересечения медиан, биссектрис, высот, треугольника, серединных перпендикуляров сторон треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Теорема Фалеса. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов  от 0 до 180. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс  одного и того же угла. Решение треугольников. Теорема синусов и теорема косинусов. Четырёхугольники. Параллелограмм.  Свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства.Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Геометрические построения

        Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности и её свойства. Взаимное расположение прямой и окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Вписанные и описанные четырёхугольники, их свойства и признаки. Вписанные и описанные многоугольники. Геометрическое место точек (ГМТ). Серединный перпендикуляр отрезка и биссектриса угла как  ГМТ. Геометрические построения циркулем и линейкой. Основные задачи на построение: построение угла, равного данному, построение серединного перпендикуляра данного отрезка, построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой, построение биссектрисы данного угла. Построение треугольника по заданным элементам. Метод ГМТ в задачах на построение.

Измерение геометрических величин

Длина отрезка. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Периметр многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Градусная мера угла. Величина вписанного угла.Понятие площади многоугольника. Равновеликие фигуры. Нахождение площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Понятие площади круга. Площадь сектора. Отношение площадей подобных фигур.

Декартовы координаты на плоскости

Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности и прямой. Угловой коэффициент прямой.

Векторы

Понятие вектора. Модуль (длина) вектора. Равные векторы. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Косинус угла между двумя векторами.

Геометрические преобразования

Понятие о преобразовании фигуры. Движение фигуры. Виды движения фигуры: параллельный перенос, осевая симметрия, поворот. Равные фигуры. Гомотетия. Подобие фигур.

Элементы логики

Определение. Аксиом и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Необходимое и достаточное условие. Употребление логических связок если…, то…, тогда и только тогда.

Геометрия в историческом развитии.

Из истории геометрии, «Начала» Евклида. История пятого постулата Евклида.  Тригонометрия – наука об измерении треугольников. Построение правильных многоугольников. Как зародилась идея координат.Н.И.Лобачевский. Л.Эйлер. Фалес. Пифагор.

Тематическое планирование.

7 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов.)

Содержание учебного материала

Количество часов

Глава 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства

15

Точки и прямые

2

Отрезок и его длина

3

Луч. Угол. Измерение углов

3

Смежные и вертикальные углы

3

Перпендикулярные прямые

1

Аксиомы

1

Повторение и систематизация учебного материала

1

Контрольная работа по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1

Глава 2. Треугольники

18

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

2

Первый и второй признаки равенства треугольников

5

Равнобедренный треугольник и его свойства

4

Признаки равнобедренного треугольника

2

Третий признак равенства треугольников

2

Теоремы

1

Повторение и систематизация учебного материала

1

Контрольная работа по теме «Треугольники»

1

Глава 3  Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

16

Параллельные прямые

1

Признаки параллельности прямых

2

Свойства параллельных прямых

3

Сумма углов треугольника

4

Прямоугольный треугольник

2

Свойства прямоугольного треугольника

2

Контрольная работа по теме «Параллельные прямые»

1

Глава 4. Окружность и круг. Геометрические  построения

16

Геометрическое место точек. Окружность и круг

2

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

3

Описанная и вписанная окружности треугольника

3

Задачи на построение

3

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

3

Повторение и систематизация учебного материала

1

Контрольная работа по теме «Окружность и круг»

1

Обобщение и систематизация знаний учащихся

3

Упражнения для повторения курса 7 класса

2

Итоговая работа за курс 7 класса

1

Всего

68

8 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов.)

Содержание учебного материала

Количество часов

Глава 1. Четырёхугольники

22

Четырёхугольник и его элементы

2

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

2

Признаки параллелограмма

2

Прямоугольник

2

Ромб

2

Квадрат

1

Контрольная работа по теме «Параллелограмм и его свойства»

1

Средняя линия треугольника

1

Трапеция

4

Центральные и вписанные углы

2

Вписанные и описанные четырёхугольники

2

Контрольная работа по теме «Четырехугольники»

1

Глава 2. Подобие треугольников

16

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

6

Подобные треугольники

1

Первый признак подобия треугольников

5

Второй и третий признаки подобия треугольников

3

Контрольная работа по теме «Подобные треугольники»

1

Глава 3. Решение прямоугольных треугольников

14

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

1

Теорема Пифагора

5

Контрольная работа по теме «Теорема Пифагора»

1

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

3

Решение прямоугольных треугольников

3

Контрольная работа по теме «Решение прямоугольных треугольников»

1

Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника

10

Многоугольники

1

Понятие площади  многоугольника.  Площадь прямоугольника.Решение задач с экологической тематикой.

1

Площадь параллелограмма

2

Площадь треугольника

2

Площадь трапеции

3

Контрольная работа по теме «Площадь многоугольника»

1

Повторение и  систематизация учебного материала. Решение задач с экологической тематикой.

6

Упражнения для повторения курса 8 класса

5

Итоговая работа  за курс 8 класса

1

Всего

68

9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов).

Содержание учебного материала

Количество часов

Глава 1. Решение треугольников

16

Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0° до 180°

2

Теорема косинусов

3

Теорема синусов

3

Решение треугольников

3

Формулы для нахождения площади треугольника

4

Контрольная работа по теме «Решение треугольников»

1

Глава 2. Правильные  многоугольники

8

Правильные многоугольники и их свойства

4

Длина окружности. Площадь круга

3

Контрольная работа по теме «Правильные многоугольники»

1

Глава 3. Декартовы координаты на плоскости

11

Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка

3

Уравнение фигуры. Уравнение окружности

3

Уравнение прямой

2

Угловой коэффициент прямой

2

Контрольная работа по теме « Декартовы координаты на плоскости»

1

Глава 4. Векторы

12

Понятие вектора

2

Координаты вектора

1

Сложение и вычитание векторов

2

Умножение вектора на число

3

Скалярное произведение векторов

3

Контрольная работа по теме «Векторы»

1

Глава 5. Геометрические преобразования

13

Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос

4

Осевая и центральная симметрии. Поворот. Симметрия в природе.

4

Гомотетия. Подобие фигур

4

Контрольная работа по теме «Геометрические преобразования»

1

Повторение и систематизация учебного материала. Решение задач с экологической тематикой.

8

Упражнения для повторения курса 9 класс

7

Итоговая работа  за курс 9 класса

1

Всего

68

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________/___________

«____»__________ 20__ года

Лист корректировки рабочей программы

по учебному предмету «______________»

в 20___-20___ учебном году

в______ классе

Часов по плану - __________

Дано фактически -   __________

Корректировка  рабочей программы произведена за счёт

__________________________________________________________

в______ классе

Часов  по  плану -     __________

Дано фактически -   __________

Корректировка  рабочей программы произведена за счёт

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Уровень базовый, 2 часа в неделю...

Рабочая программа геометрия 7 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа геометрия 8 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Геометрия 9 КЛАСС

Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования ...

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.  А.В.Погорелов....

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.  А.В.Погорелов....

Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения

Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения...