Практика использования технологии шестиугольного обучения
статья по геометрии

Метод шестиугольного обучения напрален на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Практика использования технологии шестиугольного обучения

на уроках математики»

 

          Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании и практически не распространен в России. А ведь этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

        В январе 2018 года на сайте https://pedsovet.org/beta/article/sestiugolnoeobucenie-kak-obrazovatelnaa-tehnologia была опубликована статья кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология». В ней он  знакомил российских педагогов с новой методикой обучения, распространенной в последнее время в Великобритании. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр. Статья Г. Аствацатурова о «Шестиугольном обучении» (судя по большому количеству комментариев сети) вызвала интерес у российского педагогического сообщества. И это не случайно, так как использование данной методики в работе позволяет ответить на вопросы, которые задает себе каждый учитель. Как за короткое время обобщить и систематизировать материал? Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы? Как активизировать деятельность учащихся на уроке? Как управлять групповым процессом? Что же представляет собой методика «Шестиугольного обучения» Рассела Тарра? Почему шестиугольники? Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Каждая из шестиугольных карточек – это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям. Шестиугольники также можно называть сотами, так как по форме напоминают пчелиные соты.

      Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек – это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.

      Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает  ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она  представляет собой  набор особых приемов и стратегий, применение которых  позволяет  выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность обучающихся для достижения поставленных учебных целей.

         Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках математики при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать обучающегося, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить  условия для осмысления нового материала и, наконец,  помочь ему творчески  переработать и обобщить полученные знания, реализовать деятельностный подход в обучении.

Варианты использования технологии шестиугольного обучения

(геометрический  компонент)

Вариант 1.

Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить обучающимся собрать мозаику, т.е. дети получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать слова, текст формулы. Обучающиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, обучающимся надо собрать единое целое.

Набор 1.

Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по теме «Треугольник», по распознаванию многоугольников. Задание можно выполнить по вариантам, в группах.

  • один шестиугольник с надписью «треугольник АВС»;
  • один шестиугольник с надписью «многоугольник»;
  • один шестиугольник с надписью «вершина А»;
  • один шестиугольник с надписью «вершина В»;
  • один шестиугольник с надписью «вершина С»;
  • один шестиугольник с надписью «сторона АВ»;
  • один шестиугольник с надписью «сторона ВС»;
  • один шестиугольник с надписью «сторона АС»;
  • один шестиугольник с надписью «треугольник»;
  • один шестиугольник с надписью «четырехугольник»;
  • один шестиугольник с надписью «пятиугольник»;
  • один шестиугольник с надписью «шестиугольник»;
  • один шестиугольник с надписью «восьмиугольник»;
  • один шестиугольник с надписью «десятиугольник».

Ученики должны сгруппировать гексы и выложить их к граням нужных шестиугольников.

      В процессе изучения нового материала, обучающиеся замечают, что часть гексов содержит названия многоугольников, а часть – элементы треугольника. Определяют две группы, на которые можно разбить предложенные гексы: «Многоугольник» и «Треугольник АВС» выкладывают гексы с названиями многоугольников вокруг гекса «многоугольник»; гексы с элементами треугольника – вокруг гекса с названием «треугольник АВС».  После того как гекс составлен, обучающиеся защищают свою работу.

                                                               

Пример составленного обучающимися  гекса

Вариант 2.

Гексы могут быть с изображениями, из которых обучающиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения различных классификаций. Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы«Виды треугольников».

Поставим следующие задачи:

  • вспомнить какие есть подходы к классификации треугольников;
  • проанализировать предложенные рисунки с точки зрения классификации по углам и по сторонам.

Набор 1.

Ученики получают гексы с изображением треугольников. Обучающиеся должны выложить шестиугольники последовательно (согласно изученной классификации), обсудить ключевые признаки. В пустые гексы необходимо вписать названия видов треугольников и объяснить, почему они так называются. Защитить работу в группах или перед классом.

Это задание можно использовать на обобщающем уроке при подведении итогов урока.

Пример составления гекса(курсивом выделено то, что вписывают ученики).  

Вариант 3.

Предложить обучающимся (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых признаков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Четырехугольники».

Набор №1. 

- пять наборов шестиугольников, в одном изображение фигуры, в другие необходимо вписать название и определение этой фигуры.

Обучающиеся получают гексы, в одном из которых изображена фигура (какой-либо четырехугольник), в другие обучающиеся должны вписать определение этой фигуры, используя текст учебника, свои знания и наблюдения. Наборы шестиугольников необходимо выложить в очередности множеств (параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция). Обучающиеся должны объяснить, такую последовательность.

Это задание можно предложить, как урока систематизации темы «Четырехугольники», можно использовать на обобщающем уроке. Это задание можно выполнять в группах, парах.

Ученики получают пять наборов из трех гексов.

Пример составления гекса (курсивом выделено то, что вписывают учащиеся)

Вариант 4.

Групповая разноуровневая работа. Группы получают задания разного уровня сложности.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Площадь прямоугольного треугольника».

Ученики получают гексы разных уровней сложности. Обсуждают, вписывают необходимую информацию. Затем группы защищают работы перед классом. В результате делается коллективный вывод, который записывается в пустые гексы.

Набор 1. (для группы1)

Ученики получают готовый гекс и готовят по нему доказательство. Это задание можно предложить слабой группе.

Набор 2. (для группы 2)

  • шесть заполненных гексов;
  • три пустых гекса.

Ученики обсуждают образ, вписывают недостающие характеристики в пустые шестиугольники.

 

Пример составленного учащимися гекса (курсивом вписано то, что вписывают обучающиеся)

Набор 3. (для группы 3)

  • три полностью заполненных гекса;
  • один частично заполненный гекс;
  • четыре пустых гекса.

Ученики обсуждают, вписывают в пустые и частично заполненные шестиугольники элементы доказательства.

Список литературы:

1. Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология

[ Электронный ресурс] Ссылка для доступа:

http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/

2. Геометрия 7класс.: учеб. для общеобразоват. организаций. А.Г.Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир — М. Вента-Граф, 2017

3. Геометрия 8 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций. А.Г.Мерзляк,

В.Б. Полонский, М.С. Якир — М. Вента-Граф, 2017

4. http://www.classtools.net/blog/using-hexagon-learning-for-categorisation-linkage-and-

 prioritisation/

5.https://drive.google.com/file/d/0BzShu3pxynI3Q0tzSVhvZURZNzQ/view


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: "Использование технологии проектного обучения на уроках иностранного языка в среднем звене".

Цель: показать необходимость использования технологии проектного обучения на уроках иностранного языка (на примере английского языка) на среднем этапе обучения....

Технология шестиугольного обучения. Тема "Разность квадратов двух выражений"

Развитие критического мышления в процессе обучения математике средствами технологии  шестиугольного обучения.Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника...

Технология шестиугольного обучения. Тема "Сумма углов треугольника"

Развитие критического мышления в процессе обучения математике средствами технологии  шестиугольного обучения. Критическое мышление - мышление самостоятельное, которое начинается с постановки...

Пример технологической карты урока по технологии шестиугольного обучения

Предлагаю для ознакомления пример технологической карты урока, проведенного по технологии шестиугольного обучения....

Технологическая карта урока немецкого языка в 8 классе с использованием технологии шестиугольного обучения по теме "Спорт.За и против"

Данный урок был представлен на региональный конкурс методических разработок  "Применение эффективных инструментов развития СОФТ навыков обучающихся в образовательном процессе"...

Мастер -класс "СТИРАЯ ГРАНИЦЫ, ПОСТИГАЕМ НОВОЕ". Технология шестиугольного обучения

Данный мастер класс  был представлен на региональном конкурсе "Педагог-года" ....