Рабочая программа_11 класс_геометрия
рабочая программа по геометрии (11 класс)

Файзулина Ирина Сергеевна

Рабочая программа 11 класс геометрия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_klass_geometriya.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и Л.С.Киселевой. Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов на геометрию по 2 часа в неделю, итого 68 часов за год

Рабочая программа ориентирована     на     использование учебников и методических материалов:

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

  1. Геометрия.  10-11 классы:  учеб.дляобщеобразоват. учреждений: базовый  и углубленный уровни/ Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев  и др.– 19-е изд. -  М.: Просвещение, 2020.
  2. Б.Г.Зив Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.П. Задачи по геометрии для 7 - 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
  4. С.М Саакян. В.Ф. Бутузов Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику.  Книга для  учителя. – М.: Просвещение, 2003.
  5. А.В. Фарков  Тесты по геометрии 11 класс. М.Просвещение,2015.
  6. Н.Н. Крупина  Поурочные разработки по геометрии 11 класс М.: Вако,2020;

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Цели

  • Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
  • овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления , интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты: 

- включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию,  личностному самоопределению и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями;

- сформированность  их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

- способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других

видах деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты:

- включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

-  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты: 

-включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

- формирование математического типа мышления, владение геометрической  терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

 - сформированность представлений о математике, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

- сформированность представлений о математических понятиях, как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

- владение методами доказательств и алгоритмов решения;

- умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;

- сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;

- применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для:

-исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

-вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства

В результате изучения геометрии  обучающийся научится:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин

     (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Обучающийся получит возможность:

  • решать жизненно практические задачи;
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
  •  аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  •  уметь слушать  других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа   объектов;
  • пользоваться предметным указателем  энциклопедий  и справочников для нахождения

   информации;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них   проблем.
  • узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития возникновения и развития геометрии;
  • применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;  вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

      Основная цель – познакомить обучающихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

      Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к обучающимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.

  1. Параллельность прямых и плоскостей

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

      Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

       Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видов многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.

       В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.

  1. Перпендикулярность прямых и плоскостей

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

      Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.

      Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляются много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.

  1. Многогранники

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

      Основная цель – познакомить обучающихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

      С двумя видами многогранников – тетраэдром и параллелепипедом – обучающиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех обучающихся, можно ограничиться наглядными представлениями о многогранниках.

  1. Заключительное повторение курса геометрии 10 класса

Учебно-тематический план

№п\п

Тема

Кол-во часов

Контрольные

работы

зачеты

1

Цилиндр, конус и шар

15

1

1

2

Объемы тел

22

2

1

3

Понятие вектора в пространстве

22

1

4

Метод координат в пространстве. Движения

15

1

1

5

Заключительное повторение курса геометрии 11 класса

8

Всего

68

5

3

Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Колич-ество

часов

Дата проведения

По плану

Факт

 Цилиндр, конус и шар

15

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра.

1

03.09

Площадь поверхности цилиндра.

1

06.09

Площадь поверхности цилиндра.

1

10.09

 Площадь   поверхности конуса. Усеченный конус.

1

13.09

 Площадь   поверхности конуса. Усеченный конус.

1

17.09

 Площадь   поверхности конуса. Усеченный конус.

1

20.09

Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости.

1

24.09

Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости.

1

27.09

Касательная плоскость к сфере, Площадь сферы.

1

02.10

Касательная плоскость к сфере, Площадь сферы.

1

04.10

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар.

1

08.10

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар.

1

11.10

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар.

1

15.10

Зачет №1 по теме: «Цилиндр, конус и шар»

1

18.10

Контрольная работа №1 по теме: «Цилиндр, конус и шар»

1

22.10

Объемы тел

22

Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда

1

25.10

Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда

1

29.10

Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда

1

Объём прямой призмы. Объём цилиндра

1

Объём прямой призмы. Объём цилиндра

1

Объём прямой призмы. Объём цилиндра

1

Вычисление объёмов тел с помощью определенного интеграл. Объём наклонной призмы

1

Вычисление объёмов тел с помощью определенного интеграла Объём наклонной призмы

1

Объём пирамид

1

Объём пирамиды

1

Объём пирамиды

1

Объём конуса

1

Объём конуса

1

Контрольная работа №2 по теме: «Объёмы тел».

1

Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. Площадь сферы

1

Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. Площадь сферы

1

Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. Площадь сферы

1

Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. Площадь сферы

1

Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. Площадь сферы

1

Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. Площадь сферы

1

Зачет №2 по теме: «Объёмы тел»

1

Контрольная работа №3 по теме: «Объёмы тел»

1

Понятие вектора в пространстве

8

Понятие вектора. Равенство векторов

1

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число

1

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число

1

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда

1

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда

1

Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

1

Решение задач

1

Контрольная работа №4 по теме:«Векторы в пространстве»

1

Метод координат в пространстве. Движения

14

Прямоугольная система координат в пространстве

1

Координаты вектора

1

Связь между координатами векторов и координатами точек

1

Простейшие задачи в координатах

1

Простейшие задачи в координатах

1

Уравнение сферы

1

Угол между векторами.

1

Скалярное произведение векторов

1

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

1

Уравнение плоскости. Расстояние от точки до плоскости

1

Движения. Центральная симметрия. Осевая симметрия.

1

Зеркальная симметрия. Параллельный перенос

1

Зачёт № 3 по теме: «Метод координат в пространстве»

1

Контрольная работа №5 «Метод координат в пространстве»

1

Заключительное повторение

9

Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей

1

Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью

1

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей

1

Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей

1

Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей

1

Объёмы тел

1

Векторы в пространстве. Действия над векторами.  Скалярное произведение векторов

1

Повторение теории и решение задач по всему курсу геометрии

1

Повторение теории и решение задач по всему курсу геометрии

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Рабочая программа 7 класс (геометрия)

Данная программа разработана на основе федерального компонента образовательного стандарта образовательной области «Математика». За основу данной программы взята «Программы  общеобразователь...

Рабочая программа 7 класс геометрия

Данные рабочие программы помогут учителям в разработках своих программ....

Рабочие программы: по математике 6 класс, по алгебре 9 класс, геометрии 9 класс.

Рабочие программы составлены на основе Программ общеобразовательных учреждений МО РФ и государственного Стандарта основного общего образования по математике  с учетом методической темы школы. В р...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.

Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...

Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...

Рабочая программа 9 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 9 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...