Урок геометрии по теме "Тетраэдр"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Кашапова Надежда Викторовна
Урок «Тетраэдр» завершает изучение темы «Параллельность прямой и плоскости», которая является первой при изучении темы стереометрии – раздела геометрии. Одной из основных задач геометрии является формирование пространственного представления, и данный урок позволяет выполнить эту задачу.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_temetetraedr.docx163.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Тетраэдр».

10 класс

Тип урока: введение нового материала

Основная дидактическая цель – сформировать представление о геометрическом теле– тетраэдре; познакомить учащихся с основными элементами и способами заданий тетраэдра, а также его использование при решении задач.

Задачи:

Образовательные:

  • ввести понятие тетраэдра;
  • проиллюстрировать изученные понятия, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей на примере тетраэдра;
  • рассмотреть задачи связанные с тетраэдром;
  • умением владеть символическим языком.

развивающая

  • развить самостоятельную познаваемость, творческую активность;
  • логическое, пространственное, визуальное т.п. мышление;
  • геометрическую интуицию на образы, свойства, методы построения.

воспитательная

  • воспитывать интерес к математике,
  • самостоятельность;
  • уважение друг к другу при работе в группе.

План урока:

1.Организационный момент, цель урока.

2. Актуализация знаний учащихся

3. Изучение нового материала. (Работа в группах)

4. Исследовательская деятельность уч-ся( доклад по теме урока).

5. Физминутка. (Гимнастика для глаз)

6. Закрепление нового материала( решение задач).

7.Проверку знаний - тест

8.Подведение итога урока, оценивание уч-ся.

9.Домашнее задание.

Ход урока

I.  Организационный момент

Среди занимательных задач есть такая: Из 6 спичек сложите 4 треугольника так, чтобы каждая сторона была одна спичка. У вас на столах лежат 6 спичек. Попробуйте и вы решить эту задачу. (Работа в парах)

С этой фигурой мы уже встречались на уроках геометрии. Как называется фигура?

(Тетраэдр)

Значит тема урока Тетраэдр.

Ребята, какие новые понятия и элементы вы бы хотели бы узнать об этой фигуре?

- Почему он называется тетраэдром?

- Какие элементы мы будем в нем изучать?

-Какую роль он играет в математике? И т.д.

Ребята, вы сами сейчас поставили цель нашего сегодняшнего урока: Дать понятие тетраэдра, элементов тетраэдра, значимость этой фигуры в геометрии.

Глядя на нашу фигуру, давайте мы с вами вместе постараемся выяснить из чего он состоит.

II. Устная работа (Актуализация знаний).

Мы решим несколько несложных задач, предлагаемых учащимся при сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ,

Задача 1.

Найдите площадь треугольника, две стороны которого равны 8 и 12, а угол между ними равен 30°.

http://math.reshuege.ru/get_file?id=248

Задача 2.

Сумма двух углов треугольника и внешнего угла к третьему равна 40°. Найдите этот третий угол. Ответ дайте в градусах.

http://math.reshuege.ru/get_file?id=1326

Задача 3.

Площадь треугольника ABC равна 4. DE— средняя линия. Найдите площадь треугольника CDE.

http://math.reshuege.ru/get_file?id=249

Задача 4.

Площадь треугольника равна 54, а его периметр 36. Найдите радиус вписанной окружности.

http://math.reshuege.ru/get_file?id=276

III. Изучение нового материала.

Изучая фигуры в пространстве необходимо составить план изучения этой фигуры. На доске прикреплены этапы изучения темы. (Определение, свойства, элементы, обозначения, чертеж) Слова заданы без определенного порядка. Необходимо составить план. Как вы думаете каков он может быть?

Используя план, составленный вами, начнем изучение нового понятия.

Работа в группах:

На столах у учащихся листы с таблицей

Инструкция к работе:

I. Составить истинные высказывания:

1. Тетраэдр– это…

2.Элементы тетраэдра:

Грани тетраэдра – это…

Ребра - …

Вершины тетраэдра – это…

Противоположные ребра тетраэдра – это…

Основание тетраэдра, боковые ребра тетраэдра…

II. Изображение тетраэдра (различные способы)

III. Обозначение тетраэдра (два примера)

Отчет о работе групп

Первая группа – определение тетраэдра.

Вторая группа – элементы тетраэдра

Третья группа – Изображение тетраэдра

Четвертая группа – Обозначение (в сопровождении с изображением)

IV. Сообщение обучающегося

Математика, в частности геометрия, является мощнейшим инструментом в познании мира. Различные геометрические формы находят свое практическое приспособление в различных областях знания: архитектуре, скульптуре, живописи. Сообщение ученика «Тетраэдр в деятельности человека».

V. Гимнастика для глаз.

VI. Решение задач

1) Изучение этого многогранника даст возможность проиллюстрировать понятия, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей в пространстве.

Решим следующие задачи устно

Задача 1: Ответьте на вопросы слайда:

Какого взаимное расположение прямой МN и плоскости АВС?

Какого взаимное расположение прямой МN и прямой ЕС?

Какого взаимное расположение прямой МN и прямой АF?

2) Решение задачи

В тетраэдре DАВС дано угол АDВ = 300, угол ВDС = 600, угол СDА = 900, DА = 20 см, ВD = 21 см, DС = 18 см. Найдите площади всех боковых граней.

К доске ученик, остальные в тетрадях

VI. Тест (контроль первичных знаний)

Вариант 1

1) Тетраэдр - поверхность, составленная из…

А) 4 треугольников                 Б) 3 треугольников

В) 5 треугольников                 Г) 4 четырехугольников

2) Концы ребер многоугольника называют….

А) грани    б) ребра         в) вершины         г) диагонали

3) В тетраэдре МРКС треугольник РКС является:

А) боковой гранью: Б) ребром; В) основанием; Г) вершиной.

4) Какого взаимное расположение прямой ЕС и плоскости (МКР)    

А) пересекаются,    Б) параллельны,    В) прямая принадлежит плоскости,      Г) скрещиваются

5) Решите задачу: Все ребра тетраэдра SABC равны,  точка L — середина ребра AC, S — вершина. Известно, что BC = 6, а SL = 5. Найдите площадь всех боковых граней тетраэдра.

http://math.reshuege.ru/get_file?id=628

А) 90;      Б) 36;      В)    45;      Г) 150.

Вариант 2.

1) В тетраэдре DABC противоположными являются ребра:

А) DB и ВС;                Б) DА и ВС;        В) АС и ВС;        В) DС и ВD.

2) Гранями тетраэдра являются:

А) отрезки;                Б) четырехугольники;        В) треугольники;        В) прямые

3) Сколько ребер у тетраэдра?

А) 6             б) 7                в) 8              г) 12

4) Какого взаимное расположение прямой AF и плоскости (МКР)    

А) пересекаются,    Б) параллельны,    В) прямая принадлежит плоскости,      Г) скрещиваются

5) Решите задачу: Все ребра тетраэдра SABC равны , Р – середина ребра АВ, S - – вершина. Известно, что ВС =5, SР = 6. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.

http://math.reshuege.ru/get_file?id=630

А) 90;      Б) 36;      В)    45;      Г) 150.

Таблица ответов

Вариант

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

1

А

В

В

Б

В

2

Б

В

А

А

В

Поменяйтесь работами. Проверьте работу товарища по предложенной таблице.

Поставьте оценку.

VII. Домашнее задание:

I уровень – п. 12, № 66, 67 (б).

II уровень – п. 12, № 67(а, б).

VIII. Подведение итогов.

О каком многограннике сегодня шла речь. Что нового вы узнали о нем?

Рефлексия.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я ….

Мне было интересно …(делать)…

У меня хорошо получилось …

У меня не получилось …

Заполните таблицу:

Составить истинное высказывание:

 Тетраэдр– это…

Обозначение тетраэдра (два примера)

Элементы тетраэдра:

Составить истинное высказывание:

Грани тетраэдра – это…

Ребра - …

Вершины тетраэдра – это…

Противоположные ребра тетраэдра – это…

Основание тетраэдра, боковые ребра тетраэдра…

Изображение тетраэдра (различные способы)

ФИ _____________________

Обведите верный ответ

Вариант 1

1) Тетраэдр - поверхность, составленная из…

А) 4 треугольников              Б) 3 треугольников

В) 5 треугольников              Г) 4 четырехугольников

2) Концы ребер многоугольника называют….

А) грани    Б) ребра         В) вершины         Г) диагонали

3) В тетраэдре МРКС треугольник РКС является:

А) боковой гранью:             Б) ребром;

В) основанием;                     Г) вершиной.

4) Какого взаимное расположение прямой ЕС и плоскости (МКР):

А) прямая пересекает плоскость,

Б) прямая параллельна плоскости,

В) прямая принадлежит плоскости,  

Г) прямая и плоскость скрещиваются

5) Решите задачу: Все ребра тетраэдра SABC равны,  точка L — середина ребра AC, S — вершина. Известно, что BC = 6, а SL = 5. Найдите сумму площадей боковых граней тетраэдра.http://math.reshuege.ru/get_file?id=628

А) 90;      Б) 36;      В)    45;      Г) 150.

ФИ _____________________

Обведите верный ответ

Вариант 2.

1) В тетраэдре МРКС противоположными являются ребра:

А) МК и КС;       Б) МР и КС;     В) РС и КС;     В) МС и КМ.

2) Гранями тетраэдра являются:

А) отрезки;                           Б) четырехугольники;    

В) треугольники;                 В) прямые

3) Сколько ребер у тетраэдра?

А) 6             б) 7                в) 8              г) 12

4) Какого взаимное расположение прямой AF и плоскости (МКР)    

А) прямая параллельна плоскости,

Б) прямая пересекает плоскость,

В) прямая принадлежит плоскости,

Г) прямая и плоскость скрещиваются

http://math.reshuege.ru/get_file?id=630

5) Решите задачу: Все ребра тетраэдра SABC равны , Р – середина ребра АВ, S – вершина. Известно, что ВС =5,  = 6. Найдите сумму площадей боковых граней тетраэдра.

А) 90;      Б) 36;      В)    45;      Г) 150.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СВОЙСТВА

ЭЛЕМЕНТЫ

ОБОЗНАЧЕНИЯ

ЧЕРТЕЖ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок геометрии в 7-м классе "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"

Вводный урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа"Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"Тип: комбинированный, с приме...

Применение компьютерных технологий на уроках геометрии на примере программы "Живая геометрия"

Живая Геометрия - это новые технологии в преподавании математики, в частности геометрии.На экранах компьютеров можно увидеть точно вычерченные чертежи и графики, ручное построение которых немысл...

Презентация для урока геометрии в 7 коррекционном классе (VII вида) "Геометрия в жизни и в искусстве"

Знакомство с постоянным  присутствием  геометрических  объектов  не  только  в  повседневной  жизни,  но  и  в  искусстве. Воспитание  ...

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников". Учебник Л.С. Атанасян Геометрия 7-9.

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"....

Конспект урока геометрии в 7 классе "Мир геометрии"

Урок   «Мир геометрии». «Геометрия является самым могущественным средством  для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и  рассуждать...

Урок геометрии в 7 классе. Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.Задачи: познакомить учащихся с первыми основными геометрическими ...