Рабочая программа по геометрии 7-9. УМК Берсенев
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Рабочая программа по геометрии 7-8 классов. УМК Берсенев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_geometrii_7-8_bersenev.docx58.1 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ                  

для 7- 8  классов

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена  на основе ФГОС ООО, примерной основной образовательной программы основного общего образования по математике (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).- 2015 и программы опубликованной в сборнике:  Бунимович Е.А. Математика 5-9 классы. Сборник примерных рабочих программ. «Сферы» /Е.А. Бунимович, С.С. Минаева, Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебников: 

Берсенев А.А. Геометрия. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций /А.А. Берсенев, Н.В. Сафонова. – М., СПб.: Просвещение, 2019. – (Сферы);

Берсенев А.А. Геометрия. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций /А.А. Берсенев, Н.В. Сафонова. – М., СПб.: Просвещение, 2019. – (Сферы);

Класс

Количество учебных недель

Недельное количество часов

Годовое количество часов

7

35

2

70

8

35

2

70

Итого: 140

Программой предусмотрено проведение 

7 класс

8 класс

Контрольные работы

(в т.ч. входной и полугодовой контроль)

4

5

Промежуточная аттестация (Итоговая работа) и

1

(контрольная работа)

1

(контрольная работа)

ИТОГО:

5

6

        

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета геометрия 7-8 классов

личностные:

7 класс.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

8 класс.

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

метапредметные:

7 класс

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

8 класс

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

предметные:

7 класс

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

8 класс

  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

III. Содержание учебного предмета

Геометрия 7 класс.

Тема 1. Начальные геометрические сведения (11ч/1к.р.).

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.

Точка, линия, отрезок, прямая, луч, плоскость, полуплоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, вертикальные и смежные углы, перпендикулярные прямые, перпендикуляр. Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой.

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла. Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний).

Окружность и круг. Взаимное расположение двух окружностей.

Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.

Тема 2. Треугольники (16ч/1к.р.).

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.

Тема 3. Параллельные прямые (10ч/1к.р.).

Параллельные прямые. Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Возникновение неевклидовой геометрии. Полоса. Углы с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами.

Тема 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (13ч/1к.р.).

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольный остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольный треугольник и его свойства. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция.

Тема 5. Задачи на построение (6ч)

Геометрические места точек. Серединный перпендикуляр к отрезку, биссектриса угла. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: перпендикуляра к прямой, серединного перпендикуляра к отрезку, деление отрезка пополам, построение биссектрисы угла, угла, равного данному. Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам. Решение более сложных задач на построение. Метод геометрических мест в задачах на построение.

Повторение (14ч/1к.р.)

 Промежуточная аттестация (Итоговая контрольная работа)

Геометрия 8 класс.

Повторение (2ч)

Тема 1. Окружность (11ч/1кр).

Окружность, круг, их элементы и свойства;. центральные и вписанные углы. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Хорды и дуги. Вписанные и описанные окружности для треугольников.

Тема 2. Четырехугольники (17ч/ 1кр)

Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Средняя линия треугольника и трапеции. Теорема Фалеса. Вписанные и описанные четырехугольники.

Тема 3.  Подобные треугольники (10ч/ 1кр)

Пропорциональные отрезки. Деление отрезка в данном отношении. Подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Метод подобия. Замечательные точки в треугольнике. Прямая и окружность Эйлера.

Тема 4. Решение прямоугольных треугольников (11ч/ 1кр)

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Перпендикуляр и наклонная и ее проекция. Решение прямоугольных треугольников.

Тема 5. Площадь (10ч/1кр)

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Связь между площадями подобных фигур. Метод площадей.

Повторение (9ч/1кр)

Промежуточная аттестация (Контрольная работа)

IV. Тематическое планирование для 7 класса

Раздел программного материала

Кол-во часов

Практическая часть (контрольные работы)

Реализация воспитательного потенциала

Начальные геометрические сведения

11

1

Погружение учеников в историю развития науки, что позволяет воспитывать познавательную активность, осуществлять эстетическое воспитание, показывая связь геометрии с историей и практическое применение в жизни.

 Формированию научного мировоззрения способствует введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок. 

Работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания – загадки «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д., это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление. 

Практические работы исследовательского характера, в ходе которых появляется гипотеза, которую нужно доказать, что позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность.  Создается ситуация успеха, вызывается интерес, создаются мотивы к изучению темы. 

Разные подходы в оценивании позволяют проявлять обучающимся такие качества как критичность, взаимоуважениедети учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам. Это позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение

Треугольники

16

1

Параллельные прямые

10

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

13

1

Задачи на построение

6

-

Повторение

14

1

Итого:

70

5

Тематическое планирование для 8 класса

Раздел программного материала

Кол-во часов

Практическая часть (контрольные работы)

Реализация воспитательного потенциала

Повторение

2

-

Погружение учеников в историю развития науки, что позволяет воспитывать познавательную активность, осуществлять эстетическое воспитание, показывая связь геометрии с историей и практическое применение в жизни.

 Формированию научного мировоззрения способствует введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок. 

Работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания – загадки «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д., это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление. 

Практические работы исследовательского характера, в ходе которых появляется гипотеза, которую нужно доказать, что позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность.  Создается ситуация успеха, вызывается интерес, создаются мотивы к изучению темы. 

Разные подходы в оценивании позволяют проявлять обучающимся такие качества как критичность, взаимоуважениедети учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам. Это позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение

Окружность

11

1

Четырехугольники

17

1

Подобные треугольники

10

1

Решение прямоугольных треугольников

11

1

Площадь

10

1

Повторение

9

1

Итого:

70

6

V. Календарно-тематическое планирование для 7 класса

Тема

Дата

Элементы содержания

Количество

часов

По плану

По факту

  1. Начальные геометрические сведения - 11 часов.

Что изучает геометрия. Точка. Прямая. Плоскость.

Понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол

1

Прямая. Луч. Отрезок. Сравнение отрезков.

Понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол.

Понятия о равенстве фигур, равенстве отрезков; применять равенство отрезков при решении задач на нахождение части отрезка и длины отрезка по его частям

1

Измерение отрезков. Расстояние между точками

Понятия о равенстве фигур, равенстве отрезков; применять равенство отрезков при решении задач на нахождение части отрезка и длины отрезка по его частям

1

Луч и угол. Сравнение углов. Измерение углов.

Находить длину отрезка по величине его частей и длину части.

Находить величину угла по ее частям и величину части.

Находить длину отрезка по величине его частей и длину части.

Находить величину угла по ее частям и величину части

1

Смежные углы. Вертикальные углы.

Определение смежных углов, и их свойства;

применение свойств при решении задач Определение вертикальных углов и их свойства;

применение свойств при решении задач

1

Перпендикулярные прямые

Определение перпендикулярных прямых;

определять и строить перпендикулярные прямые

1

Окружность

Определение окружности, ее центр, радиус, хорда, круг, его элементы

1

О симметрии

Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.

1

Теоремы, аксиомы, определения.

Определение аксиома, теорема; что является условием теоремы, что – заключением. Что такое доказательство теоремы

1

Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения»

Решение задач на построение отрезков и углов по заданным условиям

1

Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения»

Контроль о оценка знаний

1

  1. Треугольники - 16 часов
  1. 16

 Треугольник

Применение известное понятие «треугольник» и его элементы при решении задач

1

  1. 17

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Элементы треугольника : медиана, биссектриса, высота

1

18

Равнобедренный треугольник и его свойства

Равнобедренный и равносторонний треугольник. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольника

1

  1. 19

Равнобедренный треугольник и его свойства

Равносторонний треугольник. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольника

1

Решение задач по теме: «Равнобедренный треугольник»

Решение задач на систематизацию темы Равнобедренный треугольник

1

Решение задач по теме: «Равнобедренный треугольник»

1

Решение задач по теме: «Равносторонний треугольник»

1

  1. 21

 Первый признак равенства треугольников

Первый признак равенства треугольников;

решение задач на доказательство равенства треугольников

1

  1. 24

Второй признак равенства треугольников

Второй признак равенства треугольников и его доказательства;

применение второго признака  при решении задач

1

  1. 27

Третий  признак равенства треугольников

Третий признак равенства треугольников;

Применение  третьего  признака при решении задач

1

  1. 28

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Признаки равенства треугольников;

Применение  признаков при решении задач

1

  1. 29

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Признаки равенства треугольников;

Применение  признаков при решении задач на готовых чертежах

1

  1. 30

Признаки равнобедренного треугольника

Применение признаков равнобедренного треугольника  при решении задач

1

  1. 31

Решение задач по теме: «Треугольники»

Решение задач на систематизацию темы треугольники

  1. 32

Решение задач по теме: «Треугольники»

Решение задач на систематизацию темы треугольники

1

  1. 34

Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники»

1

  1. Параллельные прямые - 10 часов
  1. 35

Параллельные прямые

Определение: параллельные прямые;

построение параллельных прямых; понятие секущей и углов при параллельных прямых,

признаки параллельности прямых

1

  1. 36

Признаки параллельности прямых

Понятие секущей и углов при параллельных прямых

применять признаки параллельности прямых

1

  1. 37

Признаки параллельности прямых

Применение признаков при решении задач

1

  1. 38

 Аксиома параллельных прямых

Применение  признаков параллельности прямых, понятие аксиомы геометрии, аксиома параллельных прямых и ее следствия

1

  1. 40

Свойства параллельных прямых

Свойства параллельных прямых, как обратную теорему, применение свойств параллельных прямых при определении величины угла при параллельных прямых

1

  1. 41

Свойства параллельных прямых

Применение  свойств параллельных прямых при решении задач

1

  1. 42

Углы с соответсвенно параллельными сторонами

Свойства параллельных прямых (теоремы об углах,  образованных двумя параллельными прямыми и секущей)

1

  1. 44

Углы с соответсвенно параллельными сторонами

Признаки параллельности прямых, свойства параллельных прямых

1

  1. 45

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

Признаки параллельности прямых, свойства параллельных прямых

1

  1. 46

Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые»

Проверка ЗУН «Параллельные прямые»

1

  1. Соотношение между сторонами и углами треугольника 13 часов
  1. 47

Сумма углов треугольника

Формула суммы углов треугольника, определение внешнего угла и его свойства

1

  1. 49

Сумма углов треугольника

Применение изученных теоретических выкладок при решении задач

1

  1. 50

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Соотношение между сторонами и углами треугольника, признаки прямоугольного и равнобедренного треугольника

применять соотношение и признаки при решении задач

1

  1. 51

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Применение соотношение между сторонами и углами треугольника и признаки при решении задач

1

  1. 52

Неравенство треугольника

Неравенство треугольника;

применение соотношение между сторонами и углами треугольника, признаки и неравенство  при решении задач

1

  1. 53

Прямоугольный треугольник

Определение прямоугольного треугольника и его элементов

1

  1. 5

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

Свойства прямоугольных треугольников

1

  1. 56

Перпендикуляр и наклонная

Перпендикуляр, наклонная

  1. 57

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Признаки равенства прямоугольных треугольников

  1. 58

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Применение  свойств прямоугольных треугольников и признаков равенства при решении задач

1

Решение задач по теме: «Прямоугольный треугольник»

Решение задач на систематизацию темы

1

  1. 60

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Применение  свойств прямоугольных треугольников и признаков равенства при решении задач

1

  1. 61

Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Проверка ЗУН

1

  1. Задачи на построение - 6 часов
  1. 62

Геометрическое место точек.

Основные задачи на построение

Простейшие построения циркулем и линейкой: перпендикуляра к прямой, серединного перпендикуляра к отрезку, деление отрезка пополам, построение биссектрисы угла, угла, равного данному.

1

  1. 63

Основные задачи на построение

1

  1. 65

Построение треугольника по трем элементам

Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам. Решение более сложных задач на построение. Метод геометрических мест в задачах на построение.

11

  1. 66

Построение треугольника по трем элементам

1

  1. 67

 Построение треугольника по трем элементам

1

  1. 68

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

 Решение более сложных задач на построение. Метод геометрических мест в задачах на построение

1

  1. Повторение – 14 часов
  1. 70

Смежные и вертикальные углы

Решение задач на систематизацию тем курса геометрии 7 класса

1

Треугольник. Сумма углов треугольника

1

Треугольник. Внешний угол треугольника

1

Медианы , биссектрисы, высоты треугольника

1

Свойства равнобедренного треугольника

1

Решение задач по теме: «Равнобедренный треугольник»

1

Признаки равенства треугольников

1

Признаки равенства треугольников

1

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Решение задач по теме «Треугольник»

1

Параллельные прямые

1

Параллельные прямые

1

Промежуточная аттестация

Проверка ЗУН по курсу геометрии 7 класса

1

Календарно-тематическое планирование для 8 класса

Дата проведения урока

Тема урока

Элементы содержания

Кол-во часов

По плану

По факту

  1. Повторение – 2 часа

1.

Решение задач по теме: «Треугольники»

1

2.

Решение задач по теме: «Треугольники»

1

  1. Окружность - 11 часов

Окружность

Понятия: окружность, круг, центр, радиус, хорда, диаметр.

Взаимное расположение двух окружностей

1

Окружность и прямая

Взаимное расположение прямой и окружности.

Понятия: касательная, точка касания, отрезки касательных. Свойства касательной к окружности

1

Центральный и вписанный углы

Понятия: центральный угол, вписанный угол, дуга окружности.

Теорема о вписанном угле.

1

Центральный и вписанный углы

Использование теорем о центральном и вписанном углах для решения задач по готовым чертежам

1

Хорды и дуги

Теоремы об угле между касательной и хордой, о перпендикулярности диаметра и хорды, о равенстве хорд, стягивающих равные дуги, о дугах , заключенных между параллельными хордами

1

Окружность, вписанная в треугольник

Теорема о пересечении биссектрис треугольника. Определение окружности, вписанной в треугольник.

Нахождение центра вписанной окружности

1

Окружность, вписанная в треугольник

Задачи на вычисление радиуса вписанной окружности или элементов треугольника

1

Окружность, описанная около треугольника

Теорема о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника. Определение описанной около треугольника окружности.

Нахождение центра описанной окружности в зависимости от треугольника

1

Окружность, описанная около треугольника

Задачи на вычисление радиуса описанной окружности или элементов треугольника

1

Решение задач по теме: «Окружность»

Задачи на  вычисление, на доказательство и построение

1

Контрольная работа №1 по теме: «Окружность»

Задачи на  вычисление, на доказательство

1

  1. Четырехугольники - 17 часов

Четырехугольник и его свойства

Понятия: четырехугольник, вершина угол, сторона, диагональ четырехугольника, выпуклый и невыпуклый четырехугольники.

Теорема о сумме угол четырехугольника.

Задачи на нахождение сторон и углов четырехугольника

1

Параллелограмм и его свойства

Определение параллелограмма, высоты параллелограмма. Свойства параллелограмма.

Задачи на готовых чертежах

1

Признаки параллелограмма

Признаки параллелограмма.

Задачи на готовых чертежах

1

Свойства и признаки параллелограмма

Задачи на готовых чертежах.

Задачи на вычисление и доказательства

1

Прямоугольник

Определение прямоугольника. Свойства и признаки прямоугольника. Задачи на готовых чертежах

1

Ромб

Определение ромба. Свойства и признаки ромба. Задачи на готовых чертежах

1

Квадрат

Определения квадрата. Свойства и признаки квадрата.

Классификация параллелограммов с помощью диаграммы Эйлера-Венна

1

Решение задач по теме: «Параллелограммы»

Задачи на готовых чертежах.

Задачи на вычисление и доказательства

1

Средняя линия треугольника

Понятие средней линии треугольника. Свойство средней линии треугольника. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Трапеция

Определение трапеции, частных случаев трапеции. Свойства равнобедренной трапеции.

Понятие средней линии трапеции. Свойство средней линии трапеции

1

Трапеция. Теорема Фалеса

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке.

Теорема Фалеса при решении задач

1

Решение задач по теме: «Трапеция»

Задачи на вычисление и доказательства

1

Вписанные и описанные четырехугольники

Определения вписанной и описанной окружностей четырехугольника.

Критерии вписанной и описанной окружностей четырехугольника

1

Вписанные и описанные четырехугольники

Задачи на вычисление и доказательства

1

Решение задач на комбинации: окружность- треугольник, окружность- четырехугольник

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Решение задач по теме: «Четырехугольники»

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Контрольная работа №2 по теме: «Четырехугольники»

Задачи на вычисление и доказательства

1

  1. Подобные треугольники – 10 часов

Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники

Понятия: пропорциональные отрезки, подобные фигуры, подобные треугольники, коэффициент подобия, соответственные углы и стороны.

Теоремы об отношении периметров и площадей подобных треугольников

1

Признаки подобия треугольников

Доказательство признаков подобия треугольников

1

Признаки подобия треугольников

Задачи на вычисление и доказательства

1

Признаки подобия треугольников

Задачи на вычисление и доказательства

1

Метод подобия и некоторые метрические соотношения в окружности

Свойство пересекающихся хорд. Свойство касательной и секущей, проведенных из одной точки. Теорема Птолемея

1

Свойство биссектрисы треугольника

Свойство биссектрисы треугольника

1

Замечательные точки в треугольнике

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Решение задач с помощью метода подобия

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Решение задач с помощью метода подобия

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Контрольная работа №3 по теме: «Подобные треугольники»

Задачи на  вычисление, на доказательство

1

  1. Решение прямоугольных треугольников – 11 часов

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

Понятия: перпендикуляр, основание перпендикуляра, наклонная, проекция наклонной.

Свойство высоты, проведенной из вершины прямого угла

1

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

Задачи на готовых чертежах

1

Среднее геометрическое и среднее арифметическое двух отрезков

Понятия: среднее геометрическое и среднее арифметическое двух отрезков

1

Теорема Пифагора

Теорема Пифагора и обратная ей. Равнобедренный прямоугольный треугольник. Пифагоров треугольник

1

Теорема Пифагора

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

Понятия: синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Основные тригонометрические тождества

Основное тригонометрическое тождество и другие формулы. Значение синуса, косинуса, тангенса для углов 30, 45 и 60 градусов

1

Решение прямоугольных треугольников

Задачи: решение прямоугольных треугольников по двум катетам, гипотенузе и катету, по катету и острому углу, гипотенузе и острому углу

1

Решение прямоугольных треугольников

Задачи: решение прямоугольных треугольников по двум катетам, гипотенузе и катету, по катету и острому углу, гипотенузе и острому углу

1

Решение задач по теме: «Прямоугольный треугольник»

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Контрольная работа № 4 по теме: «Решение прямоугольных треугольников»

Задачи на вычисление и доказательства

1

  1. Площадь – 10 часов

Площадь многоугольника

Понятия: площадь, равновеликие многоугольники, равносоставленные многоугольники.

Формула площади прямоугольника, прямоугольного треугольника

1

Площадь параллелограмма. Площадь треугольника

Формулы площадей параллелограмма, ромба,   треугольника.

Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Решение задач по теме: «Площадь параллелограмма. Площадь треугольника»

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Решение задач по теме: «Площадь параллелограмма. Площадь треугольника»

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Площадь трапеции

Формула площади трапеции.

Площадь произвольного многоугольника. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Метод площадей

Теорема Пифагора

1

Решение задач по теме: «Площадь многоугольника»

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Решение задач по теме: «Площадь многоугольника»

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Решение задач по теме: «Площадь многоугольника»

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

Контрольная работа №5 по теме: «Площадь»

Задачи на вычисление и доказательства. Задачи на готовых чертежах, на клетке

1

  1. Повторение –  9 часов

 Окружность. Центральные и вписанные углы

Решение задач на систематизацию тем курса геометрии 8 класса

1

Вписанная окружность в многоугольник

1

Описанная около многоугольника окружность

1

Четырехугольники

1

Подобные треугольники

1

Прямоугольный треугольник

1

Теорема Пифагора

1

Площадь

1

Промежуточная аттестация

1

Материалы для проведения промежуточной аттестации

Критерии оценивания:

За верное выполнение задания учащийся получает по 1 баллу.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания работы - 4 баллов.

Отметка за выполнение работы выставляется в соответствии с критериями:

«5» – 4 б. (100% - 90%)

«4» – 3 б. (89% - 70%)

«3» – 2б. (69% - 50%)

«2» – 1-0б. (49% -0%)

7 класс.

Основной вариант

   Вариант 1

1. В треугольнике ABC АС=СВ.  Внешний угол при вершине B равен 155. Найдите угол C.

hello_html_m3428f114.jpg

2Углы треугольника относятся как hello_html_4bacbbc1.png. Найдите меньший из них.

3. Выберите правильное утверждение:

        А. Две прямые параллельны, если накрест лежащие углы равны.

        Б. Две прямые параллельны, если вертикальные углы равны.

        В. Две прямые параллельны, если односторонние углы равны.

        Г. Две прямые параллельны, если  сумма соответственных углов равна 1800.

4. Периметр равностороннего треугольника 24 см. На его стороне, как на основании, построен равнобедренный треугольник, периметр которого 36 см. Найти боковую сторону этого треугольника.

Вариант 2

  1. В треугольнике ABC hello_html_154109.png, угол C равен hello_html_m3c53ce1b.png. Найдите внешний угол CBD.

hello_html_m73f159c4.jpg

2. Углы треугольника относятся как hello_html_m120332d.png. Найдите меньший из них.

3. Выберите правильное утверждение:

        А. Если односторонние углы равны, то две прямые параллельны

        Б.  Если соответственные углы равны, то две прямые параллельны

        В. Если  сумма соответственных углов равна 1800, то две прямые параллельны.

        Г. Если  сумма накрест лежащих  углов равна 1800, то  две прямые параллельны.

4. Периметр равнобедренного треугольника 40 см. На его боковой стороне построили равносторонний треугольник, периметр которого 45см. Найти основание равнобедренного треугольника. 

Досрочный вариант

Вариант 3

1. В треугольнике ABC hello_html_154109.png. Внешний угол при вершине B равен hello_html_m504c3cfc.png. Найдите угол С.

hello_html_m3428f114.jpg

  1. Углы треугольника относятся как: 2:5:11. Найдите меньший из них
  2. Выберите правильное утверждение:

            А. Два треугольника равны, если в  двух треугольниках равны по две стороны                          

           и по одному углу.

            Б. Два треугольника никогда не равны.

            В.  Два треугольника равны, если в  одном треугольнике равны  две стороны                          

              и  углы.

             Г. Два треугольника равны, если в  двух треугольниках равны  по две стороны                          

             и  по углу между ними.

  1. Периметр равностороннего треугольника 27 см. На его стороне, как на основании, построен  равнобедренный треугольник, периметр которого 31 см. Найти боковую сторону этого треугольник

Вариант для переписывания

  Вариант 4

1. Сумма двух углов треугольника и внешнего угла к третьему равна hello_html_3464b97d.png. Найдите этот третий угол.

2. Углы треугольника относятся как hello_html_m6d4f8292.png. Найдите больший из них.

3.  Выберите правильное утверждение:

       А. Два треугольника равны, если в  двух треугольниках равны по стороне                          

           и по двум прилежащим к ней углам.

       Б. Два треугольника никогда не равны.

       В. Два треугольника равны, если в  одном треугольнике равна сторона                          

            и  два угла в другом треугольнике.

       Г. Два треугольника равны, если в  двух треугольниках равны  по  стороне                          

            и  по двум углам.

4. Периметр равнобедренного треугольника 50 см. На его боковой стороне построили равносторонний треугольник, периметр которого 60 см. Найти основание равнобедренного треугольника.

Ответы

1 вариант.           2 вариант.    3 вариант.    4 вариант.

  1. 150                  1.126                 1.    134               1. 110
  2. 15                    2. 8                    2.     20                2.  84
  3. А                     3. Б                    3.       Г                3.  А
  4. 14                    4. 22                  4.      22               4.  10

8 класс.

Основной вариант

Вариант 1

1. Площадь прямоугольника АВСD равна 15. Найдите сторону ВС прямоугольника, если известно, что АВ = 3.

2. Найдите медиану прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна 14.

3. Два острых угла прямоугольного треугольника относятся как 4:5. Найдите больший

острый угол. Ответ дайте в градусах. 

4. В ромбе АВСD проведена диагональ АС. Найдите угол АВС, если известно, что угол АСD = 25°.

Вариант 2

1. Площадь параллелограмма АВСD равна 35. Найдите сторону ВС параллелограмма, если известно, что высота, проведенная к этой стороне, равна 7 .

2. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если медиана, проведенная к этой гипотенузе, равна 4.

3. Один из двух острых угла прямоугольного треугольника на 200 больше другого. Найдите больший острый угол. Ответ дайте в градусах.

4. В ромбе АВСD проведена диагональ АС. Найдите угол АВС, если известно, что уголАСD = 15°.

Досрочный вариант

Вариант 3

1. Площадь прямоугольника АВСD равна 45. Найдите сторону ВС прямоугольника, если известно, что АВ = 9.

2. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если радиус описанной окружности равен 11.

3. Один из острых углов прямоугольного треугольника на 24больше другого. Найдите больший острый угол. Ответ дайте в градусах.

4. В ромбе АВСD проведена диагональ АС. Найдите угол АВС, если известно, что угол АСD = 10°.

Вариант для пересдачи

Вариант 4

1. Площадь параллелограмма АВСD равна 45. Найдите сторону ВС параллелограмма, если известно, что высота, проведенная к этой стороне, равна 5 .

2. Найдите медиану прямоугольного треугольника, проведенную к гипотенузе, если гипотенуза равна 14.

3. Два острых угла прямоугольного треугольника относятся как 1:9. Найдите больший

острый угол. Ответ дайте в градусах.

4. В ромбе АВСD проведена диагональ АС. Найдите угол АВС, если известно, что угол АСD = 20°.

Ответы

1вариант.          2 вариант.           3 вариант.        4 вариант.

  1. 5                  1. 5                    1. 5                         1. 9
  2. 2                  2. 8                    2. 22                       2. 7
  3. 80                3. 100                3.102                      3. 81
  4. 130              4.  150               4.160                      4. 140

Для составления контрольной работы использована литература:

  1. Поурочные разработки по геометрии 7-9 классы Н.Ф. Гаврилова МОСКВА «ВАКО» 2004.
  2. Берсенев А.А. Геометрия. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций /А.А. Берсенев, Н.В. Сафонова. – М., СПб.: Просвещение, 2019. – (Сферы);
  3. Берсенев А.А. Геометрия. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций /А.А. Берсенев, Н.В. Сафонова. – М., СПб.: Просвещение, 2019. – (Сферы);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...