методическая разработка урока геометрии
методическая разработка по геометрии (9 класс)

Титова Валентина Юрьевна

методическая разработка урока геометрии в 9 классе по теме "Синус, косинус, тангенс, котангенс углов от 0 до 180 градусов" содержит презентацию к уроку, технологическую карту урока, приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geometrii_v_9klasse.pptx349.33 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.38 КБ
Файл prilozheniya.docx254.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение-мать учения А В С Найти: sin  В = 2) c о s  В = 3) tg  В = А С/АВ ВС/АВ АС/ВС

Слайд 2

№ 2 .На квадратной сетке изображён угол A . Найдите tg A . 3

Слайд 3

№ 3 .На рисунке изображена трапеция ABCD . Используя рисунок, найдите cosA 0,6

Слайд 4

№ 4 .На рисунке изображена трапеция ABCD . Используя рисунок, найдите sinA 0,8

Слайд 5

№ 5 .Найдите тангенс угла AOB , изображённого на рисунке. 0,75

Слайд 6

№ 6 .Найдите тангенс угла, изображённого на рисунке ?

Слайд 7

Найдите синус , косинус, тангенс угла, изображенного на рисунке

Слайд 8

Учебные задачи на урок: Ввести понятия ( дать определения) синус, косинус, тангенс, котангенс углов от 0 о до 180 о Учиться применять новые определения при решении задач Вывести формулы Рассмотреть применение новой темы за пределами математики

Слайд 9

Синус, косинус, тангенс и котангенс для углов от 0° до 180° .

Слайд 10

Работа с учебником стр 248-250 п. 97 -98 Внимательно прочитать и ответить на вопросы 1-6 на стр 266

Слайд 11

Какую полуокружность называют единичной? Радиус равен 1,центр в начале координат, расположена в 1 и 2 координатной четверти.

Слайд 12

Что называют синусом угла α , где 0°≤ α≤ 180° Синусом угла называется ордината точки sin α = y Что называют косинусом угла α , где 0°≤ α≤ 180° Косинусом угла называется абсцисса точки cos α = x

Слайд 13

Каким числом положительным или отрицательным является синус острого угла? тупого угла? Sin α≥ 0 Каким числом положительным или отрицательным является косинус острого угла? тупого угла? Cos α > 0 для острого угла Cos α < 0 для тупого угла

Слайд 14

Что называют тангенсом угла α , где 0°≤ α≤ 180 ° Тангенс – это отношение синуса к косинусу этого же угла( α≠ 90 ° ) Если α – острый угол, то tg α > 0 Если α – тупой угол , то tg α < 0

Слайд 15

Что называют котангенсом угла α , где 0°≤ α≤ 180 ° Котангенс – это отношение косинуса к синусу этого же угла( α≠ 0 ° , α≠ 180 ° ) Если α – острый угол, то с tg α > 0 Если α – тупой угол , то с tg α < 0

Слайд 16

Какой формулой связаны синус и косинус одного и того же угла? Основное тригонометрическое тождество

Слайд 17

Формулы приведения

Слайд 18

Рассмотрим смежные углы 45 ° и 135 °

Слайд 19

Sin 135 ° = Sin (180 ° - 45 ° )= Sin 45 ° = Cos 135 ° = Cos (180 ° - 45 ° )= - Cos 45 ° = tg 135 ° = tg (180 ° - 45 °) = - tg 45 °

Слайд 20

№ 6 .Найдите тангенс угла, изображённого на рисунке

Слайд 21

Всем. Всем. Всем . д / з п.97,98 учить правила, формулы №1011, 1012 Циркуль Спасибо за сотрудничество!

Слайд 22

Зачем нужно изучать данную тему?

Слайд 23

Где используется данная тема? Сообщения учащихся



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Синус, косинус, тангенс, котангенс углов то 0 до 180 градусов»

разработана Титовой В.Ю. учителем математики МБОУ «ЛСОШ»

Автор учебника: Л.С. Атанасян и др. “Геометрия 7-9”.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: расширить  понятия синус, косинус, тангенс, котангенс углов от 0 до 180 градусов и подготовить уч-ся для восприятия известных понятий как функций угла

Задачи:

Предметные:

  • повторить определение синуса, косинуса, тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике
  • определить синус, косинус, тангенс и котангенс для углов от 0 до 180 градусов
  • доказать формулы приведения
  • научить решать задачи из ОБД для подготовки к ОГЭ.

Личностные: формировать познавательный  мотив к изучению темы и умение объективно оценивать свой труд.

Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов,  навыков сотрудничества со сверстниками и умение находить решение  спорных ситуациях.

Регулятивные: самоконтроль и  взаимоконтроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: Общеучебные: рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной  форме, выбор наиболее эффективных способов решения; Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков

Коммуникативные: вступление в диалог; участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;. прогнозирование, сравнение и анализ; умение обосновывать свой выбор в нестандартной ситуации..

Оборудование и технические средства:

  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер

Наглядные пособия

  • Презентация, выполненная в программе “PowerPoint”

Рабочие материалы для обучающихся

  • Учебник
  • Словари
  • Таблица Брадиса
  • Рабочие тетради
  • Тест на отдельных бланках (Приложение1)
  • Карточки для практической работы (Приложение 2)
  • Карточки- таблицы со значениями тригонометрических функций( приложение 3)

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Формируемые УУД

Организационный момент ( 1 мин )

 Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

( Индивидуальный и фронтальный опрос)

( 4 мин )

Предлагает выполнить 1 ученику задание на доске  целью повторения определения синуса, косинусе, тангенса для угла

А

С                             В                        

1) Слушают отвечающего

2) Вспоминают определения

3)В  словарях находят определение раздела математики, рассматривающего отношения между сторонами и углами в треугольниках.

5) Определяют   функции углов

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Регулятивные: самоконтроль; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

Общеучебные:  осознанное построение речевого высказывания в устной форме,;

Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков,

Коммуникативные: умение слушать, владение монологической и диалогической формами речи. 

Самостоятельная работа

(6 мин)

    А

   С                             В

1.Для      АВС  записать :

Sin B, Cos B, tg B

(самопроверка по слайду1)

2. Решить задачи (из ОГЭ)  слайды 2-7  ( самопроверка по слайдам)

Выполняют предложенные задания и выполняют самопроверку                   ( слайды 1 - 5) . Оценивают себя согласно критериям.

В заданиях 6-7 слайда возникает проблема         ( угол тупой)  как решать подобные задания? Обсуждают, как ее решить .

Личностные: формирование устойчивой мотивации

Регулятивные: самоконтроль; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

Общеучебные:  осознанное построение речевого высказывания в устной форме,;

Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков,

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

Формулирование проблемы (Целеполагание и мотивация )

 ( 2 мин )

Формулирует тему урока и предлагает поставить цели урока. Слайд № 8

Записывают в тетради тему урока

(Слайд 9)

Называют предполагаемые цели урока,   развивают навык самооценки работы на уроке в различных формах работы.

Личностные: смыслообразование – формирование устойчивого  мотива к изучению темы

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные: принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий. Планирование и прогнозирование своих действий.

Коммуникативные: учёт разных мнений, умение слушать и слышать

Изучение нового материала ( работа с учебником). Обсуждение прочитанного.

(15 мин)

1.Предлагает прочитать п.97, 98

и ответить  на вопросы 1-6 на стр 266 и записать в тетради

(Слайд 10)

 

2.Предлагает решить  задачи на слайдах 18-20 и карточках (Приложение 2)

1)Отвечают на вопросы, делают записи в тетради

(Слайды 11-17)

2) Обсуждают  решение проблемной  ситуации, находят пути решения

( Слайд№18-20)

Личностные: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться делать ошибку, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, умений находить решение в нестандартной ситуации

Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (записи теоретических  знаний в тетради)

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, знаково-символическое моделирование (записи формул)

Коммуникативные: вступление в диалог; участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;. прогнозирование, сравнение и анализ; умение обосновывать свой выбор.

Практическая работа.

Работа в парах.

( 6мин )

.

Предлагает работу с тестом.

Выполняют работу в парах. Оценивают свою работу.

Личностные: развитие доброжелательности, доверия и внимательности к одноклассникам; формирование готовности  к сотрудничеству, оказанию помощи.

Познавательные:   знаково-символическое моделирование (запись  формул)

Домашнее задание

(1мин)

Задаёт и комментирует  домашнее задание

п.97,98 учить правила, формулы

№1011, 1012

(Слайд№21)

Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы.

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности.

Подведение итогов урока  (5мин)

1.Организует рефлексию обучающихся по поводу мотивации и  своей деятельности на уроке.

2.Предлагает послушать сообщения учащихся о применении тригонометрии в  других науках и в медицине

Подводят итоги работы

Слушают сообщения одноклассников

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.           Коммуникативные: умение слушать



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

1. Выбрать верное утверждение (рис. 1).

https://mathem-test.ru/wp-content/uploads/2018/11/g9-xi-1-1-1.jpg(1)  Синус острого угла α равен ординате у точки Р, а косинус угла α – абсциссе х точки Р;

(2)  sinα = PK/OP;  cosα = OK/OP;

(3)  sinα = y,  cosα = x;

(4)  0 ≤ sinα ≤ 1  и  -1 ≤ cosα ≤ 1.

A) (1); B) все утверждения верны; C) (3) и (4); D) (1) и (2).

2. Найти: а) cos180°; б) sin90°.

A) а) -1; б) 0; B) а) 0; б) 1; C) а) -1; б) -1; D) а) -1; б) 1.

3. Какие из следующих значений: 0,5; 1/7; -8/7; -1,2; -0,4 может иметь абсцисса точки единичной полуокружности?

A) 1/7; -8/7; B) 0,5; -0,4;

C) 0,5; 1/7; -0,4; D) 0,5; -1,2; -0,4.

4. Какие из следующих точек лежат на единичной полуокружности:

https://mathem-test.ru/wp-content/uploads/2018/11/g9-xi-1-1-5.png

A) P и F; B) M и N; C) P и N; D) P, N и F.

5. Найти sinα, если cosα = 0,6.

A) 0,8; B) 0,4; C) 0,64; D) 0,6.

6. Известно, что cosα = -0,8. Найти tgα.

A) tgα = 0,5; B) tgα = -0,6;

C) tgα = -0,75; D) tgα = 0,75.

7. Какие из следующих равенств являются тождествами:

(1) sin2α + cos2α = 1;

(2) sin(90°-α) = cosα;

(3) cos(90°-α) = sinα;

(4) sin(180°-α) = sinα;

(5) cos(180°-α) = -cosα.

A) (1) и (5); B) (1), (2) и (4);

C) (1), (3) и (5); D) все эти равенства.

8. Вычислить: а) cos120°; б) tg135°; в) sin150°.

A) а) -0,5; б) -1; в) 0,5; B) а) 0,5; б) -1; в) -0,5;

C) а) -0,5; б) 1; в) -0,5; D)  а) -0,5; б) 0; в) 0,5.

9. По рисунку 2 найти  tgα и tgβ.

A) tgα = 0,8; tgβ = 1; B) tgα = 0,75; t gβ = -1;

C) tgα = 1; tgβ = 0,5; D) tgα = 0,6;  tgβ = 1.

https://mathem-test.ru/wp-content/uploads/2018/11/g9-xi-1-1-2.jpg     https://mathem-test.ru/wp-content/uploads/2018/11/g9-xi-1-1-3.jpg

10. Найти координаты точки D на рисунке 3.

A) D(1,75; 1,75); B)  D(1,25; 1,25);

C) D(1,5; 1,5); D) D(5; 5).

11. На рисунке 4 ОА=4, α=150°. Найти координаты точки А.

https://mathem-test.ru/wp-content/uploads/2018/11/g9-xi-1-1-4.png

12. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если точка В имеет координаты

https://mathem-test.ru/wp-content/uploads/2018/11/g9-xi-1-1-7.png

A) 60°; B) 45°;  C)  120°;  D) 30°.

Приложение 2

№1 Найдите тангенс угла, изображенного на рисунке.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=41181&png=1 https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=41184&png=1

№2.

Приложение 3.

Значение тригонометрических функций некоторых углов.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/i/I9kDibPuEYdowehjsJMWO3C7VnzfZmHgaLRKQTNXB0/slide-26.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".

Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида.7 класс. "Симметрия"

Разработку можно использовать при объяснении нового материала и при повторении темы. варьируя задания....

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих по теме "Решение треугольников".

Главная цель решения задачи: развитие умений логически мыслить, выполнять чертеж, считывать информацию с чертежа, планировать свои действия, делать выводы....

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих "Решение задачи разными способами".

В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими слож...

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Четырехугольники"

 Базовый учебник А.В.ПогореловЦель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки. осуществлять их перенос в новые условия....

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...