Геометрия, 9 класс. Тема урока Гомотетия
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Рулькевич Галина Ивановна

Разработка урока в деятельностном  формате по технологии проблемного вопроса.

Предмет геометрия   (УМК Мерзляк, Полонский, Якир)  Тема урока  Гомотетия

Место урока в теме и в программе по предмету Данный урок - девятый   в теме «Геометрические преобразования». Урок изучения нового материала, а также применение знаний для решения задач в стандартной и нестандартной ситуациях.

Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: Существуют ли геометрические преобразования, не являющиеся движением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gomotetiya_9_klass.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в деятельностном  формате по технологии проблемного вопроса.

  1. Фамилия, имя, отчество автора Рулькевич Галина Ивановна
  2. Класс 9 
  3. Предмет геометрия   (УМК Мерзляк, Полонский, Якир)
  4. Тема урока  Гомотетия
  5. Место урока в теме и в программе по предмету Данный урок - девятый   в теме «Геометрические преобразования» (всего на тему определено 13  уроков). Это урок изучения нового материала, а также применение знаний для решения задач в стандартной и нестандартной ситуациях.
  6. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса

Существуют ли геометрические преобразования, не являющиеся движением

  1.  Цель (прописанная через результат): к концу урока ученик будет:

знать:   как задается гомотетия, свойства гомотетии

уметь (сможет продемонстрировать):  - оперировать понятием гомотетии,

  • строить фигуру, гомотетичную данной, с заданным коэффициентом гомотетии.
  • практически  примененять  изученные  свойства при решении геометрических задач
  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов: заполнение оценочных листов на каждом этапе урока выставление оценок в соответствии с  критериями (приложение 1)

Задание

Критерий оценивание

К-во баллов за задание

1.

Устный опрос на знание теории

1 балл за каждый правильный ответ

До 5 баллов

2.

Выполнение практических заданий на геометрические преобразования

1 балл за каждое задание

До 6 баллов

3.

Изучение нового материала

Активность  (самооценка)

 До 5 баллов

4.

Решение задач на построение

-построение выполнено верно

Допущены ошибки

6 баллов (по 2 балла за рисунок

3 балла

5.

Решение задач  749

- получен правильный ответ;

- допущена ошибка

5 баллов

3 балла

Максимальное количество баллов: 27

9. Организационно-педагогические условия проведения урока.

Урок можно условно разбить на четыре этапа:

1. повторение теоретических знаний и свойств геометрических преобразований, актуализация опорных знаний

2. Выполнение практических заданий на геометрические преобразования,

   3.  получение новых знаний  и умений

   4.  умения применять новые знания в стандартной и нестандартной ситуациях.

На этапе повторения необходимо вспомнить виды и свойства геометрических преобразований. Целесообразной формой работы является фронтальная, обучающиеся повторяют теоретические вопросы и способы построения образов точек при  преобразованиях. Особое внимание следует уделить построению вектора, умноженного на число, т.к. эти знания необходимы при изучении новой темы. На этом этапе используется доска

Подводя итоги, перед классом ставится вопрос: существуют ли преобразования, не являющиеся движением? Обучающиеся столкнулись с проблемой, возвращаются к теме урока и формулируют свои цели.

Так как класс подготовлен к восприятию нового материала, изучаем его самостоятельно по учебнику и обсуждаем: есть ли у нас на доске преобразование гомотетия?

Далее еще раз вместе  даем определение гомотетии  и способ задания.

Первую точку – учитель с подробным комментированием, вторую на доске ученик.

На следующем этапе в ходе выполнения практической работы рассматриваем частные случаи гомотетии (к>1, 0

Возвращаемся к проблемному вопросу и выясняем, что гомотетия – не является движением. Далее учитель просит обратить внимание на случаи, когда к = 1 или -1 и после этого делаем вывод, ответ на наш вопрос: При к   1 и к  -1 данное преобразование не является движением.

Решение задачи №749 ученики выполняют с тетради самостоятельно, учитель на этом этапе осуществляет консультативную работу.

На последнем этапе урока необходимо обсудить с обучающимися, достигнута ли цель, поставленная в начале урока,   завершить заполнение оценочных листов и выставить оценки в соответствии с критериями оценивания.

Рефлексия проводится по вопросам:

Я знаю, что…

Я знаю, как…

Благодаря чему (кому) я усвоил тему….

  1. Перечень дидактических материалов[1]

- Карточки с задачами по готовым чертежам ( приложение 2),

  1. Оснащение урока: доска, учебник Геометрия 9 класс (УМК Мерзляк, Полонский)

Ход урока

Организационный.  Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, наглядных пособий

Актуализация знаний. Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.

  1. Фронтальный опрос:
  1. С какими геометрическими преобразованиями мы познакомились?
  1. Какое преобразование фигуры называют движением?
  2. Каким свойством обладают две фигуры, если одна из них является образом другой при движении
  3. Приведи примеры преобразование фигур, которые являются движением
  4. Где можно встретить изученные преобразования?

Выполнение практических заданий на геометрические преобразования (на доске – заготовка заранее)(приложение 2)

1)Построить образ точки А при:

а) параллельном переносе  на вектор    (рис. 1),  в) осевой симметрии  (рис 2.)               с) центральной симметрии (рис. 3).

2) построить вектор:   а)1 = 2  в)2 = -0,5 (рис. 4)

Выход на проблему:  Все преобразования в задании 1  – движение или перемещение. А как вы думаете, существуют ли преобразования, не являющиеся движением? Можете привести примеры из жизни, из уже изученного? Да существуют, и с одним из них мы сегодня познакомимся. ГОМОТЕТИЯ.  –тема нашего урока. Цель – определяем сами

Изучение нового материала. 

  1. Стр 176 учебника, прочитайте самостоятельно.

Есть ли у нас на доске преобразование гомотетия?

  1. Да, есть – на рисунках 4,5. Данные построения можно рассматривать как гомотетию.

Точка А1 – образ точки А при гомотетии с центром О и коэффициентом 2;

Точка А2 - образ точки А при гомотетии с центром О и коэффициентом -0,5

Итак, если точки О, Х, Х1 таковы, что  = k, где k = 0, то говорят, что точка Х1 – образ точки Х при гомотетии с центром О и коэффициентом k. О – центр гомотетии, k – коэффициент гомотетии.  Как задается?

  1. Построение Постройте образ точек А, В при гомотетии с центром  О и коэффициентом 0,5,  - 3(А – вместе, В – самостоятельно у доски) рассмотрим отрезок АВ и его образ А1В1.

Фигура F1 гомотетична фигуре F.

Практическая работа Рассмотрим частные случаи гомотетии с разными коэффициентами (к>1, 01 относительно центра

Является ли гомотетия движением? Всегда ли (только при к = 1 и к = -1)

 Если к = 1 – в себя (тождественное преобразование)

Если к = -1 - центральная симметрия.

При к   1 и к  -1 не является движением.

Задача 749( в тетради)

Подведение итогов урока. Оценка  Домашнее задание №735, 737. Стр 182, вопр 1,2.

Приложение 1

Оценочный лист

___________________________________________

Устный опрос на знание теории

Выполнение практических заданий

Изучение нового материала

Решение задач на построение

 Решение задачи

Итого баллов

1 - 5

1-6

1-5

1-6

3-5

27

Критерии оценивания

Количество баллов

Менее 10 баллов

10– 17 балла

18 -24 баллов

25 и более баллов

Оценка

2

3

4

5

Приложение 2

                                      

                               


[1]   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».ЦЕЛЬ УРОКА: - вывести формулы объема конуса, цилиндра, шара с помощью определенного интеграла;- показать применение по...

Урок по геометрии, 9 класс. Тема урока: «Движение. Решение задач».

Материал относится к преподаванию математики. Урок по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л.С. по теме "Движение".  Тип урока:совершенствования умений и навыков. Форма урока: групповая с...

Урок геометрии в 9 классе. Тема урока: Признаки подобия треугольников.

Тема урока: Признаки подобия треугольников.Класс  9Предмет — Геометрия,автор учебника — Погорелов А.В....

Презентация к уроку геометрии в 9 классе. Тема урока: Признаки подобия треугольников.

Презентация к уроку геометрии в 9 классе. Тема урока: Признаки подобия треугольников....

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе. Тема урока: Внешний угол.

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе.Тема урока:...

Методическая разработка урока по геометрии в 7 классе.Тема урока: «Треугольник».

Методическая разработка урока по геометрии в 7 классе.Тема урока: «Треугольник».Задачипредметные:формирование навыков решения и поиск способов применения треугольников;понимание определени...

Конспект урока по геометрии по теме «Урок повторения и коррекции знаний по геометрии в 9 классе. Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ».

Цель урока: повторить теоретический материал по геометрии, продолжить работу по решению геометрических задач для подготовки к ОГЭ. Решение задач по готовым чертежам. Учащимся выдается раздат...