ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7 — 9 КЛАССАХ
статья по геометрии (7 класс)

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7 — 9 КЛАССАХ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7 — 9 КЛАССАХ

Обоснование выбора темы и ее актуальность. В современном образовании формирование математической грамотности является неоспоримой актуальной и приоритетной задачей. Функциональная грамотность это умение применять в жизни умения и навыки, полученные в школе. Я, как учитель математики, должна эффективно формировать функциональную грамотность обучающихся, таким образом, чтобы обеспечить не только понимание абстрактных понятий, но и способность применять их на практике уже сейчас, в разных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность включает в себя различные компоненты, среди них важное место занимают читательская и математическая грамотность.

Основные проблемы, противоречия и их обусловленность. С одной стороны, в ежегодных методических рекомендациях предметных комиссий по итогам анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ отмечается, что наиболее низкие результаты, обучающиеся показывают именно при решении задач по геометрии.

С другой стороны, методический аспект методики решения геометрически задач хорошо изучен и освещен в педагогике. Гусев В.А. описал целую систему исследовательских умений, используемых при решении геометрических задач, которыми должны овладеть обучающиеся. Л.М. Фридман предложил схему поиска решения нестандартных (геометрических) задач.

Но изменения в мире, влияющие на подход к развитию личности ребёнка показывают, что этого недостаточно для формирования функциональной, в том числе математической грамотности.  

Это подтверждается результатами международных исследований. В них говорится, что функциональная грамотность у российских школьников развита не на должном уровне, причем при оценке математической грамотности в блоке «Пространство и форма» исследования PISA, где требуется оперировать плоскими и пространственными образами при решении практических задач, наблюдается снижение результатов в период с 2012 по 2018 годы (PISA, 2018).

 Что касается уровней математической грамотности, то по итогам 2018 года 21,6% российских школьников не достигли минимального 2 уровня развития, а 8,1% достигли высокого уровня. В 2003 году этот показатель равнялся 30,3% учащихся и 7% детей соответственно. В странах-лидерах процент детей, не добравших порогового уровня, не превышает 10, а процент учащихся с высоким уровнем в среднем составляет 44,3. В 2023 году эти показатели изменились таким образом: 7,6% российских школьников не достигли минимального 2 уровня развития, 13,6% достигли высокого уровня.

Таким образом, я могу сказать, что проблема обучения решению геометрических задач в контексте формирования функциональной грамотности недостаточно изучена. Явно существует противоречие между необходимостью формирования функциональной грамотности на уроках геометрии и недостаточной проработанностью методики работы учителя по обучению решению геометрических задач в контексте формирования функциональной грамотности.

Организационно-педагогические условия и механизм реализации, суть практического опыта.  

В своей педагогической деятельности я апробировала и применяю разные методы и приемы обучения для формирования у обучающихся функциональной грамотности.

Моей точки зрения, в 5-6 классах целесообразней делать акцент на развитие читательской грамотности, так в этот период закладываются базовые умения счета и геометрических понятий. А формированию математической грамотности больше уделять, начиная с 7 класса.

Интерактивный приём «Свой на чужом поле» я применяю для определения и понимания понятий и использования их в новых ситуациях в практических заданиях.

Каждому учащемуся выдается карточка с тремя полями, отличная от других:

№15

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧИСЛО 6 

В РАВЕНСТВЕ: 6+5=11?

№16

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧИСЛО 5 В РАВЕНСТВЕ: 6+5=11?

№17

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧИСЛО 11 В РАВЕНСТВЕ: 6+5=11?

ПЕРВЫЙ МНОЖИТЕЛЬ

=Л

Найди и впиши ответ на свой вопрос

ПЕРВОЕ СЛАГАЕМОЕ

=К

Найди и впиши ответ на свой вопрос

ВТОРОЕ СЛАГАЕМОЕ

=О

Найди и впиши ответ на свой вопрос

На первом поле каждой карточки содержится вопрос или задание, а на втором правильный ответ на вопрос (задание) другой карточки, которому присвоена буква алфавита. Выполнив задание из первого поля своей карточки, найдя правильный ответ на втором поле другой карточки, ученик должен вписать букву алфавита, соответствующую правильному ответу, в третье пустое поле своей карточки. После того, как все ученики выполнили задания, они выстраивают на доске в очередности нумерации карточек буквы и получают некоторое зашифрованное учителем высказывание, фразу известного ученого.

Например, в карточке № 15 содержится вопрос, ответ на него и произвольная буква алфавита «К» находится в карточке под номером №16, которую участник записывает в третье поле своей карточки. В свою очередь ответ на вопрос из карточки №16 оказался в карточке №17, из второго поля которой участник присваивает себе букву «О» и т. д. Результат выполнения заданий очевиден сразу: верно или неверно составлено выражение. Применение данного приёма позволяет формировать коммуникативные умения, навыки самоконтроля, взаимоконтроля и читательскую грамотность.

Приём «Поля знаний» я использую для мощной мотивации к достижению образовательных результатов и для создания ситуации успеха. Данный приём эффективно работает на все каналы восприятия информации.

A1

B1

C1

D1

E1

F1

G1

H1

I1

A2

B2

C2

D2

E2

F2

G2

H2

I2

A3

B3

C3

D3

E3

F3

G3

H3

I3

A4

B4

C4

D4

E4

F4

G4

H4

I4

A5

B5

C5

D5

E5

F5

G5

H5

I5

A6

B6

C6

D6

E6

F6

G6

H6

I6

A7

B7

C7

D7

E7

F7

G7

H7

I7

A8

B8

C8

D8

E8

F8

G8

H8

I8

A9

B9

C9

D9

E9

F9

G9

H9

I9

Каждый обучающийся получает две карточки:

Карточка №1 представляет собой прямоугольное поле, разбитое на ячейки, каждая из которых имеет свой адрес: А1, А2, А3,…, В1, В2, В3, …, С1, С2, С3 и т. д.

Карточка №2 содержит задания с выбором ответа, где каждый вариант ответа — это шаг по полю влево, вправо, вниз или вверх. Таким образом, начиная движение с указанной точки старта, ученик, выполняя задания или отвечая на вопросы, шагает по полю как по лабиринту и приходит к финишной точке.

Правильность выполнения задания легко проверить: если точка финиша, найденная обучающимся, совпадает с правильным ответом учителя, то ученик справился с заданием без единой ошибки, если не совпадает  значит, допущена ошибка, которую ученик должен найти самостоятельно или с помощью одноклассников.

ТОЧКА

СТАРТА:

Е7

ВЫПОЛНЯЙ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ШАГИ

ТОЧКА ФИНИША:

ШАГ №1

Как называется результат умножения?

            : множитель

           : произведение

         : сумма

     : уменьшаемое

ШАГ №2

Выберите произведение, на которое можно заменить сумму 9+9+9+9.

            : 9*4

           : 9*9

         : 9+9

     : 9+4

ШАГ №3

Выберите неверное равенство.

          : 1*51=51

           : 0*17=17

         : 43*0=0

     : 91+0=91

ШАГ №4

Найдите произведение чисел 6923 и 1.

          : 1

           : 6924

         : 6922

     : 6923

В 7-8 классах для формирования математической грамотности встраиваю в образовательный процесс задания тематические, подходящие к теме урока.

Например, в 7 классе по геометрии при изучении темы «Измерение углов» предлагаю такое задание: перед Вами картина Пабло Пикассо. Опишите ее с точки зрения измерения углов.

https://www.telam.com.ar/advf/imagenes/2016/06/576a6346bee05_1004x669.jpg

По алгебре в 8 классе после изучения темы: «Решение задач с помощью квадратных уравнений», предлагаю обучающимся решить задачу: летом в свой отпуск Павел Николаевич собрался съездить на отдых. Утром он хотел поехать в аэропорт на автобусе, но опоздал на 5 минут, из-за чего пришлось вызвать такси. Из-за пробок мужчина ехал на такси со скоростью на 10 км/ч больше, чем скорость автобуса. Оказалось, что автобус и такси приехали в аэропорт одновременно. Определите скорость обоих транспортных средств?

https://avbessonov.ru/images/upload/presentations/marshrt.jpg

Нестандартные уроки и использование очень благоприятно влияет на мотивацию обучающихся к изучению материала и результат его освоения.  

На своих уроках применяю нестандартные уроки таких типов: уроки-экскурсии, урок путешествия, урок-суд, урок взаимообучения.

Вместе с детьми мы выходим в школьный двор или на детскую площадку и выкладываем из палочек, листьев, камушков или вытаптываем из снега математические символы, фигуры, модели к задачам, определяем скорость самодельных корабликов, рассматриваем углы на деревьях между стволами и ветками, различные объекты – как математические фигуры – прямоугольники, треугольники и др.

Уроки-путешествия я организую как путешествие по станциям. Например, «Урок путешествия в страну треугольников», «Урок путешествия на поезде», «Урок путешествия в музей геометрии», «Урок путешествия во времени – во времена Пифагора».  

На таких уроках, за счет смена вида деятельности, увеличивается работоспособность у обучающихся и повышается интерес к предмету математика, а это как уже доказано на прямую связано с формированием математической грамотности. Так же на таких уроках развиваются общеучебные умения – способность анализировать, выделять главное из большого объема информации, сопоставлять и учит межличностному взаимодействию.

Урок-суд применяю на урок требующих доказательства теорем. Обучающиеся выполняют такие роли - судья, прокурор, адвокат, свидетели.

Уроки взаимообучения провожу по такой схеме: начала провожу инструктаж, потом организую индивидуальную работу уже известным материалом, затем каждый ученик объясняет решение своего задания другому ученику. На следующем этапе я проверяю усвоение материала.

Еще один из приемов формирования математической грамотности является знакомство обучающихся с исторической информацией. Например, как появились дроби, биографические данные о ученых древних и современных, факты о том, кто и как придумал ту или иную теорему. Это вызывает большой интерес к математике вообще и помогает увидеть практическое применение математических умений и знаний в жизни человека.

Результативность педагогической деятельности.

На основании результатов педагогического наблюдения и систематического текущего, тематического мониторинга, для которого использую задания образовательной платформы Российской Электронной Школы (https://fg.resh.edu.ru/?r= ), могу сделать вывод, что применяемые методы и приемы и задачи практико-ориентированного содержания дают более прочное усвоение знаний, повышают мотивацию к изучению предмета, развивают любознательность и формируют, и развивают функциональную грамотность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности обучающихся.

Выступление на августовской секции по математике 2017 год...

Формирование математической грамотности обучающихся с помощью цифровых образовательных платформ.

Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. В данной статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных...

Образовательный педагогический проект «Формирование математической грамотности обучающихся 5-6 классов на основе использования возможностей смыслового чтения в процессе обучения математике»

Цель проекта:Повышение качества математического образования обучающихся 5 – 6 классов с учётом современных требований через единую систему формирования математической и читательской грамотности ...

Формирование математической грамотности обучающихся

Математическая грамотность определяется“как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использов...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Конструирование заданий по формированию математической грамотности обучающихся на краеведческих данных для 5 класса

В данной работе представлена историческая справка о Татарском государственном театре кукол "Экият". Построенное в виде сказачного замка-дворца здание театра является достопримечательностью г...

Формирование математической грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Практико-ориентированный семинар "Формирование математической грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"...