Сценарий математического баттла "Все решаемо"
план-конспект занятия по геометрии (8 класс)

Леонова И.А.

 Решание геометрических  задач по теме "Подобие треугольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_matematicheskogo_battla_vsyo_reshaemo.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Леонова Ирина Алексеевна

Муниципалитет: (Красноярский край, Ужурский район, с.Локшино)

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Локшинская средняя общеобразовательная школа»

Должность: учитель математики

Электронный адрес: class="c3">Контактный номер телефона: +79233222436

Название разработки: Сценарий математического баттла «Всё решаемо»

По назначению: внеурочное мероприятие

По типу ресурса: занятие

По уровню образования: основное общее образование

По целевой аудитории: команды восьмиклассников трех школ Ужурского района

Текст разработки:

Тема: «Решение задач на применение признаков подобия треугольников».

Цель: формирование знаний и умений по применению признаков подобия треугольников при решении олимпиадных задач

Обучающиеся должны знать: признаки равенства треугольников

Обучающиеся должны уметь: применять полученные знания при решении олимпиадных задач

Организационная структура

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие ведущего участников баттла

Приветственная видеозаставка

Представление жюри

Слушают ведущего, представляют команду, приветствуют соперников и жюри

2. Мотивация к деятельности

Ведущий:

-Разными маршрутами мы шли к сегодняшнему состязанию. Но задача у нас одна – добиться максимальных результатов на олимпиаде по математике.

Но у каждого из вас есть и личная цель. Зафиксируй ее в маршрутах индивидуального роста (далее – МИР).

Баттл разделен на 4 раунда:

  1. «Самый подготовленный» Демонстрация домашнего задания
  2. «Самый быстрый» Вопрос-ответ
  3. «Самый умный» Решение олимпиадных задач

Слушают ведущего. Формулируют цель для каждого этапа в МИР

1-й раунд баттла «Самый подготовленный»

  1. Демонстрация домашнего задания

Ведущий открывает 1 раунд

Заставка 1-го раунда

Приглашает команды представить домашнее задание.

-Задание оценивается 1-3 баллами.

Ведущий дает слово жюри.

-Большое спасибо всем командам! Начинать всегда трудно, но вы задали прекрасный темп сегодняшней игре, поэтому не будем медлить и перейдем ко 2 раунду «Самый быстрый».

Представляют домашнее здание.

Команды демонстрируют решение задач-одноходовок с применением признаков подобия треугольников (Приложение 1).

Выставляют полученные баллы в МИР

2-й раунд баттла «Самый быстрый»

  1. Проверка знания теоретического материала

Ведущий открывает 2 раунд

Заставка 2-го раунда

- Задаётся вопрос. Кто первый поднял флажок, тот и отвечает. 1 балл за каждый правильный ответ.

-Ну что, все готовы? Тогда начинаем.

Ведущий дает слово жюри.

Отвечают на 9 вопросов по теме «Признаки подобия треугольников» (Приложение 2).

Выставляют полученные баллы в МИР

3-й раунд баттла «Самый умный»

  1. Решение олимпиадных задач

Ведущий открывает 3-й раунд

Заставка 3-го раунда

-Каждой команде предстоит решить олимпиадное задание по теме «Применение признаков подобия треугольников».

Затем представить решение на суд жюри и соперника.

- Задание оценивается 1-20 баллов (Приложение 4)

Решают олимпиадное задание по теме «Подобие треугольников», решение записывают на бланке и отдают жюри. Представляют свое решение жюри и соперникам. (Приложение 3).

Ведущий:

-Все испытания позади, можно выдохнуть! Для меня вы все уже победители, потому что с достоинством прошли 3 сложных раунда, и, мне кажется, успех есть в каждой команде. Но кто же все-таки был самым быстрым, самым подготовленным и самым умным и сумел определить остальных, решит наше многоуважаемое жюри.

Заставка - музыкальный видеофрагмент, кофе-пауза

  1. Подведение итогов.

Ведущий:

-И у меня для вас хорошая новость: результаты подсчитаны, победители известны. Для оглашения результатов команд и награждения победителя я передаю слово членам нашего многоуважаемого жюри.

Фанфары на награждение.

Слово с подведением итогов от членов жюри. Оглашение результатов, награждение участников и победителей.

Выставляют полученные баллы в МИР

Получают грамоты

  1. Рефлексия

Ведущий:

-Ребята, удалось ли вам на каждом этапе реализовать свои цели. Заполните последнюю строчку МИР.

-Мероприятие подходит к концу. Хочу пожелать всем крепкого здоровья, успехов в труде и благополучия. До скорых встреч!

ФОТО на память.

Записывают итоги мероприятия и пожелания в МИР.

Приложение 1.

№ 1. Средние линии треугольника относятся как 2 : 3 : 4, а периметр треугольника равен 45 см. Найдите стороны треугольника.

№ 2. Медианы треугольника АВС пересекаются в точке О. Через точку О проведена прямая, параллельная стороне АС и пересекающая стороны АВ и ВС в точках Е и F соответственно. Найдите EF, если сторона АС равна 15 см.

№3. На стороне ВС треугольника АВС выбрана точка D так, что BD : DC = 3 : 2, точка К — середина отрезка АВ, точка F — середина отрезка AD, КF = 6 см. Найдите ВС.

Приложение 2.

1. Какие треугольники называются подобными? (Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого).

3. Что такое коэффициент подобия? (число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников, называется коэффициентом подобия).

3. Чему равно отношение площадей двух подобных треугольников? (Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия).

4. Сформулируйте первый признак подобия треугольников (Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого, то такие треугольники подобны).

5. Сформулируйте второй признак подобия треугольников (Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключённые между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны).

6. Сформулируйте третий признак подобия треугольников (Если три стороны одного треугольника пропорциональны трём сторонам другого, то такие треугольники подобны).

7. Каким свойством обладает высота прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе? (Высота прямоугольного треугольника, проведённая к гипотенузе, обладает свойством, что треугольник делится на два меньших треугольника, подобных исходному и подобным друг другу.

Также высота, опущенная из вершины прямого угла на гипотенузу, делит гипотенузу в таком отношении, в каком находятся квадраты прилежащих катетов).

  1. Назовите свойства средней линии треугольника. (Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны).
  2. Каким свойством обладает медиана, проведенная к гипотенузе? (Равна половине гипотенузы. Является радиусом описанной окружности).

Приложение 3.

  1. Дан равнобедренный треугольник 𝐴𝐵𝐶 (𝐴𝐵 = 𝐵𝐶), в котором проведена высота 𝐴𝐻. Из точки 𝑀 – середины стороны 𝐴𝐵, опущен перпендикуляр 𝑀𝐾 на сторону 𝐴𝐶. Найдите периметр треугольника, если известно, что 𝑀𝐾 = 𝐴𝐻 и 𝐴𝐾 = 10.
  2. В прямоугольном треугольнике ABC (C = 90°) медианы СК и ВМ взаимно перпендикулярны и пересекаются в точке О. Найдите гипотенузу АВ, если ОМ = √2 см.
  3. Дан прямоугольный треугольник 𝐴𝐵𝐶 с прямым углом при вершине 𝐶. На катете 𝐵𝐶 отмечены точки 𝑀 и 𝑁 так, что ∠𝐶𝐴𝑀 = ∠𝑀𝐴𝑁 = ∠𝑁𝐴𝐵. Пусть 𝐸 и 𝐹 – точки пересечения прямой, проходящей через точку 𝑀 и отрезков 𝐴𝑁 и 𝐴𝐵 соответственно. Найдите 𝐴𝐵, если известно, что 𝐴𝐸 = 10, ∠𝐴𝑁𝐵 = 130° и ∠𝐵𝐹𝑀 = 110°.

Приложение 4.

Решение каждой задачи 3-го раунда оценивается жюри из 20 баллов в соответствии с разработанными критериями и методикой оценки:

20 баллов - Полное (верное) решение.

16-20 баллов - Верное решение. Имеются небольшие недочёты, в целом не влияющие на решение.

12-16 баллов - Решение в целом верное. Однако оно содержит ряд ошибок, либо не рассмотрены отдельные случаи, но может стать правильным после небольших исправлений или дополнений.

8-12 баллов - Верно рассмотрен один из двух существенных случаев.

6-8 баллов - Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи.

2-6 баллов - Рассмотрены частные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

0-2 баллов - Решение начато, но продвижение незначительное.

0 баллов - Решение неверное, продвижения отсутствуют.

0 баллов - Решение отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий математического КВН для 5 классов

Урок-игра по математике для учащихсй школы с углубленным изучением английского языка, все задания представлены на английском языке....

Сценарий математического вечера

Внеклассное мероприятие...

Сценарий математического праздника

Это мероприятие ученики 7 класса приготовили для учеников начальной школы в рамках недели математики. Ребятам очень понравилось!...

Сценарий математического вечера "Настали тёмные времена"

Сценарий математического вечера. Каждый год вначале декабря в рамках декадника проводится посвящение десятиклассников в ряды физмата  и реклама нашего профиля девятиклассникам.В наш профиль ...

Сценарий математической игры «Поле математических чудес».

Представлен сценарий математической игры «Поле математических чудес» для разновосрастной группы 12-14 лет....

Сценарий математической игры "Математический марафон"

Представлен сценарий математической игры «Математический марафон» для разновосрастной группы 12-14 лет....

Сценарий математического квеста «Математическое путешествие».

Представлен сценарий математического квеста «Математическое путешествие» для разновосрастной группы 12-14 лет....