Учитель информатики – проводник новых идей и технологий
статья по информатике и икт по теме

Крюкова Татьяна Анатольевна

О роли учителей информатики и ИКТ в организации сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Statja.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель информатики – проводник новых идей и технологий

(О роли учителей информатики и ИКТ в организации сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса)

Крюкова Т.А. учитель информатики и ИКТ высшей категории МОУ СОШ №7 им. А.П.Гайдара, г. Арзамас

В условиях развития информационного общества важной задачей школьного образования является формирование информационной культуры учащихся на основе гуманитарных, гуманистических и культурологических принципов и традиций, раскрытие творческого потенциала школьников средствами информационно-коммуникационных технологий. Именно поэтому перед школой стоит проблема – подготовить учащегося к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, научить технологии работы с информацией для принятия решений на основе коллективного знания. Эффективно обучать современных молодых людей сможет только учитель, который сам владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности сети в своей практике.

В последнее время многие педагоги школы почувствовали острую необходимость овладения ИКТ-технологиями, начали их освоение, однако уверенных пользователей сети оказалось недостаточно. Более того, выяснилось, что наши ученики ориентируются в информационной среде значительно лучше своих наставников. Поэтому возникла идея расширить диапазон форм и видов информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса, для воплощения которой в 2008-2009 учебном году в школе был создан и реализован проект «Отражение.ru». Инициатором его явились учителя информатики и ИКТ.  

Человек наиболее восприимчив к новому, если оно востребовано в его повседневной жизни, в том числе и профессиональной. Именно поэтому овладение компьютерной грамотностью мы совместили с деятельностью, направленной на отражение школьной жизни средствами ИКТ. Стало ясно, что эффективно формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся и педагогов целесообразно через создание динамично развивающегося информационного пространства.

Современное общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовым на диалог, сотрудничество и сотворчество в социальных, профессиональных, семейных отношениях. Известно, что наиболее восприимчивы к нововведениям дети. Они, как губка, готовы «впитывать» все новое и необычное, в своей работе они креативны. Готовностью к постижению нового они заряжают и наставников. Учиться вместе всегда интереснее, именно поэтому было принято решение о создании школьного творческого объединения «МИФ» («Мы информируем и фантазируем»).

Цель его деятельности: формирование социально активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной реализовать свои умения и навыки в любой новой и нестандартной ситуации. А помочь в этом сможет овладение информационно-коммуникационными технологиями.

Отделом исследований ТО «МИФ» был проведен социологический опрос «Компьютер друг или враг?», результаты  которого учителя совместно с учениками представили на родительском собрании и опубликовали в информационном бюллетене.

Участие педагогов, школьников и их родителей в дистанционных олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, Интернет-проектах – дело увлекательное. Но далеко не каждый мог свободно ориентироваться в «паутине», чтобы найти интересующий его конкурс, поэтому в рамках проекта осуществлялось информирование всех участников образовательного процесса о сроках проведения дистанционных олимпиад, об Интернет проектах по различным предметам. Участники творческого объединения «МИФ» осуществляли технологическую поддержку данной работы.

Художественно-дизайнерским отделом ТО МИФ разработаны шаблоны программ, школьных грамот, приглашений. Выпущены информационные буклеты, создан электронный архив школьной жизни, электронная версия альбома истории школы «От истоков в будущее».

Данный проект выполнен, однако работа не окончилась. Продолжить ее учителя и ученики школы получили возможность в рамках деятельности опытно-экспериментальной площадки кафедры истории и обществоведческих дисциплин Нижегородского института развития образования по теме «Моделирование сетевого Интернет-взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей в процессе преподавания обществоведческих дисциплин», открытой в 2009 году на базе школы. Руководителем экспериментальной работы является проректор НИРО по научно-методической работе, кандидат педагогических наук Е.Г. Калинкина.

Развитие сетевого взаимодействия стало одним из активно развивающихся направлений деятельности педагогов нашей школы. Работа в сетевых сообществах потребовала дополнительной подготовки учителей, которая начала осуществляться через систему повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий. Она включает в себя курсовую подготовку, дистанционное обучение членов педагогического коллектива. Однако особую роль в овладении инновациями играют учителя информатики и ИКТ. Они оказывают консультационную помощь в овладении коммуникационными технологиями и социальными сервисами сети Интернет, знакомят коллег с возможностями технологии Web 2.0, скайп-технологиями.

В сети много социально-педагогических сообществ, все охватить невозможно. Учителя информатики помогают выбрать наиболее интересные и полезные для разных педагогов и учащихся.

Непросто начинающему пользователю зарегистрироваться на сайте, открыть «почтовый ящик», найти или поместить в сети необходимую информацию. Чтобы помочь коллегам, учителя информатики и ИКТ организовали занятия «Школы начинающего пользователя».

С открытием официального школьного сайта, страничек школы на Летописях.ру, учительском портале ПроШколу.ru у учителей информатики и ИКТ появились новые «должности» в виртуальном пространстве. Это  администраторы, модераторы, консультанты, редакторы и даже фоторепортеры.

Эта сфера деятельности является новой и для нас. Впереди много работы, в частности, по созданию персональных сайтов учителей, расширению взаимодействия с коллегами из других школ города и области через участие в совместных сетевых проектах, мастер-классах. Данная деятельность актуальна, интересна, а значит, и перспективна. Использование интернет-технологий снимает временные и пространственные ограничения взаимодействия педагогов друг с другом, позволяет повысить квалификацию, обменяться опытом работы, найти единомышленников, работать над совместными проектами, расширить свой кругозор, круг общения. Именно сетевое взаимодействие, расширяя свободу действий всех его участников, становиться все более значимым и в педагогическом взаимодействии учителя, учащихся, их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развити...

Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы

Сборник материалов заочной конференции...

Инновационные модели деятельности учителя информатики в условиях введения ФГОС нового поколения

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...

Публикация статьи с сборнике "Новые стандарты. Новые идеи" (Чебоксары:ЭМЦ, 2013)

Предлагается сценарий открытого мероприятия. Изветсно, что Л.Н. Толстой был великим русским писателем и замечательным педагогом. Но мало кто знаком с опытом его работы в области преподавания математик...

Учитель информатики – проводник новых идей и технологий.

Учитель информатики – проводник новых идей и технологий....