Разработка урока “Информационные объекты “Карта и схема”
методическая разработка по информатике и икт по теме

Скурко Марина Владимировна

Разработка урока информатики и ИКТ в 3 классе по УМК Матвеевой Н. В.
Тема Информационные объекты “Карта и схема”, основываясь на темы прошлых уроков, расширяет знания учащихся об объектах. Данный урок продолжает расширять представление учащихся об окружающем нас мире. Форма урока в виде эвристической беседы с постановкой проблемных вопросов, элементами исследования и обобщения позволяет учащимся самим делать выводы, формулировать определения.
Практическая часть  урока организована в нетрадиционной игровой форме  – сказочное виртуальное путешествие. Кроме знаний по информатике, на уроке предполагается получение знаний учащихся и по другим направлениям. Наиболее явно прослеживаются связи с предметами окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_karta_i_shema.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК “ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ “КАРТА И СХЕМА”

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

понимать, что карта и схема являются графическими информационными объектами и источниками информации.

Ключевые понятия: 

Карта, схема, источник информации, приемник информации, обмен информацией.

Цели урока:

Образовательные:

- Сформировать представление о том, что карта и схема являются источниками информации;                                                                                            

 - Познакомить учащихся с особенностями изображения графических объектов на картах и схемах.

- Способствовать формированию следующих компетенций учащихся:

  1. применение современных компьютерных технологий в практической деятельности;
  2. умение критически воспринимать и воспроизводить информацию;
  3. оперировать понятиями, изученными на уроке;
  4. осваивать технологию сотрудничества, методы парной и практической работы;

Развивающие:
Способствовать развитию, у учащихся, творческого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий в практической и проектной деятельности;
Воспитательные:

  1. воспитание информационной культуры учащихся;
  2. создание обстановки доверия, заинтересованности, активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.

Тип урока -  изучения нового материала.
Формы и методы, применяемые на уроке:
Формы:
- эвристическая беседа с элементами исследования и обобщения

- индивидуальная, парная, групповая работа.
Методы:
- наглядный, практический.

Оборудование урока:
-
Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - 3-е изд., Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь  для 3 класса. - 3-е изд., Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- демонстрационный ПК + мультимедийный проектор;
- интерактивная игра “Путешествие Колобка в страну Объекторию”, авторский ЭОР
Ровнягиной Лидии Вячеславовны (http://internika.org/users/lid-tom/works/obekty-i-ikh-svoistva-puteshestvie-kolobka-v-stranu-obektoriyu)

- ЭОР «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»

Игра "Освобождение колобка" 

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/157e992b-9639-4ade-be3a-2b00213c8dc6/Igra_osvobozhdenie_kolobka.exe)

- презентация

- картинка “Чемодан”

План урока:

I.      Организационный момент. - 1 мин.

II.     Актуализация знаний. - 6 мин.

III.    Объяснение нового материала с первичным закреплением. - 15 мин.

IV.    Физкультминутка. - 3 мин.            

IV.    Работа с интерактивной доской. - 6 мин.

V.     Практическая работа, тест. - 4 мин.

VI.    Обобщение знаний, домашнее  задание. - 3 мин.

VII.    Рефлексия. - 2 мин.

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу.  

Ребята, любите ли вы путешествия? А что нам нужно для того, чтобы отправиться в путешествие?

Задание для выполнения учащимся в группах.  

Давайте представим, что нам скоро предстоит отправиться в путь, но прямо сейчас мы должны собрать все самое необходимое для путешествия в чемодан. Вы должны написать названия нужных вам объектов на листочках и прикрепить их к чемодану.

(раздать картинки “Чемодан” и листочки для записей)

Давайте проверим, что вы решили взять с собой в путешествие. 

(документы, деньги, одежду, телефон….. карту страны, схему города (автодорог)

Тема нашего урока “Информационные объекты “Карта и схема”

<слайд 1>

  1. Объяснение новой темы.  
  2. Со схемами и картами мы постоянно встречаемся в жизни. Схемы и карты – очень удобный и наглядный источник информации.

 Давайте рассмотрим примеры карт. Что это за карты? (местности, города, дорог, навигационная карта)  <слайд 2-6>

Какую информацию содержит карта?

На карте города изображены …. улицы, жилые кварталы, вокзалы, парки, музеи, храмы.    На карте дорог изображены…

А теперь рассмотрим примеры схем. Что это за схемы? (схема метро, вышивки, изготовления украшений из бисера)  <слайд 7-12>

На схеме метро изображены …линии движения поездов и названия станций.

На схеме рукоделия … последовательность изготовления изделия.

Проблемный вопрос:  <слайд 13>

В чем заключается отличие карты от схемы?   Что между ними общего?

Ответы детей.

Работа с интерактивной доской (поочередно мини-группы)  

А теперь давайте  совершим путешествие с одним сказочным героем. Отгадайте, кто он?

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (КОЛОБОК).

Давайте посмотрим на доску, что мы видим (карту путешествия).

Как называется страна, карта которой представлена  (Объектория).

Мы должны помочь Колобку выполнить задания.

(интерактивная игра “Путешествие Колобка в страну Объекторию”, авторский ЭОР Ровнягиной Лидии Вячеславовны (http://internika.org/users/lid-tom/works/obekty-i-ikh-svoistva-puteshestvie-kolobka-v-stranu-obektoriyu)

Вы просто молодцы, справились со всеми заданиями, они действительно были совсем непростыми. Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

 

А теперь выполним еще одно задание.

Работа с интерактивной доской (поочередно мини-группы)

Игра "Освобождение колобка" 

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/157e992b-9639-4ade-be3a-2b00213c8dc6/Igra_osvobozhdenie_kolobka.exe)

Давайте послушаем задание. Мы должны провести Колобка по маршруту.

С каким объектом мы сейчас работали? (схема)

Еще раз проблемный вопрос:  

В чем заключается отличие карты от схемы?   Что между ними общего?

Тест +проверка  (4 мин)  <слайд 14-21>

 Тест по теме “Карта и схема”

1.Карта – это …   информационный объект.

  1. Текстовый
  2. Графический
  3. Числовой

2. На схеме изображают ….. информацию.

  1. существенную и второстепенную
  2. только существенную
  3. существенную с точки зрения схемы

3. На схеме метро нанесены…..

1. улицы, на которых есть выход из метро

2. названия станций

3. автомобильные дороги

4. Карты и схемы являются…..

1. источниками информации

2. приемниками информации

3. источниками и приемниками информации

5. На схеме движения автобуса нанесены …..

1. достопримечательности

2. названия остановок

3. названия станций

6. На схеме объекты изображают

1. в виде надписей

2. в виде стрелок

3. в виде линий, стрелок, фигур с надписями

7. Схемы можно изображать

1. на бумаге

2. на компьютере

3. на упаковке товаров

Обобщение знаний.

Схемы и карты не содержат излишней подробности.

На них только главное, в зависимости от цели создания схемы или карты.

Объекты на схеме или карте изображаются в виде линий, стрелок, кружков или прямоугольников с надписями.

На схеме отражается только главное, существенное с точки зрения поставленной нами цели, то есть цели создания схемы.

Домашнее задание.   <слайд 22>

На карте нашего поселка найти и обозначить нашу школу, свой дом и нарисовать схему безопасного движения из дома в школу, бассейн, библиотеку, магазин и. т. д.

- учебник, § 26, стр. 157 - 163; задание в рабочей тетради; новые слова.  

Рефлексия.

- Что новое узнали  на уроке? (схема и карта являются информационными объектами)

- Могут ли вам пригодиться эти знания в реальной жизни? (Да)

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Информационная система: функции и основное назначение"

Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использова­ния определенных способов хранения, обработки. Основным критерием оптим...

Методическая разработка урока "Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности" для профессии повар, кондитер

Урок-лекция   по использованию стандартного офисного программного обеспечения в работе повара, кондитера1.     Текстовый процессорa.     Стандартные бланки...

Разработка урока «Информационные модели на графах», 6 класс

Урок изучения нового материала «Информационные модели на графах» формирует виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. Умение структурировать и визуализировать информацию с помощью схем ...

Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура"

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного че...

методическая разработка урока "Информационные модели процесса передачи информации"

В данной разработке представлены конспект урока, презентация к уроку и файл для практической части урока. На уроке будут построены и исследованы информационные модели – математическая, табличная...

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Методическая разработка урока "Информационное моделирование" (6 класс)

Урок изучения нового материала. Урок нацелен на формирование представления о моделях и их назначении, о моделировании....