Главные вкладки

    Методическая разработка по информатике и икт по теме:
    Выступление на РМО по теме "Использование компьютерных технологий "

    телеш светлана юльевна

    Данный материал использовался  при проведении районного методического объединения по теме "Использование компьютерных технологий "

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompyuternye_tehnologii.docx25.68 КБ

    Предварительный просмотр:

         Построение содержания образования с учётом современных тенденций развития научных знаний привело к необходимости в качестве основных единиц  усвоения выделять не только понятия, но и познавательные средства ,которые обеспечивают ученику самостоятельное выведение содержания знания через овладение такими интеллектуальными действиями : как моделирование ,включение одного и того же объекта в новые связи и отношения ,описание его с использованием различных знаковых систем.

         Введение в учебный предмет метазнаний, т.е. знаний о происхождении (получении) знаний , существенно  повлияло на методику преподавания ,организацию познавательной деятельности учащихся .В качестве основного механизма усвоения признаётся мышление, обеспечивающее глобальный ,целостный ,креативный ,системный подход к изучению объектов окружающего мира. Для становления такого мышления в своей работе я практикую решение задач ,использую поисково-исследовательский, современные педагогические технологии, такие как компьютерные(информационные) технологии.

            Педагогические технологии на основе эффективности управления и

                                        организации учебного процесса.

          В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства(ЭВМ, аудио, кино , видео).Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин  «новая информационная технология обучения».Вообще говоря ,любая педагогическая технология-это информационная технология ,так как в основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование).На мой взгляд ,более удачным термином для технологий обучения ,использующих компьютер ,является компьютерная технология.

         Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые ,ещё не использованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные(новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому ,средством осуществления которых является компьютер.

         Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах:

    1. Как «проникающая» технология(применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач)
    2. Как основная ,определяющая ,наиболее значимая из используемых в данной технологии частей
    3. Как монотехнология (когда всё обучение ,всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера)

         Классификационные параметры технологии:

    1. По уровню применения: общепедагогическая
    2. По философской основе: приспосабливающаяся +сциентиско- технократическая
    3. По основному фактору развития: социогенная +психогенная
    4. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная
    5. По ориентации на личностные структуры: информационная +операционная(ЗУН+СУД)
    6. По характеру содержания :проникающая, пригодная для любого содержания
    7. По типу управления познавательной деятельностью :компьютерная
    8. По организационным формам :индивидуальная +система малых групп
    9. По подходу к ребёнку: сотрудничество
    10. По преобладающему методу :информационная +операционная(ЗУН+СУД)
    11. По направлению модернизации: эффективность организации управления
    12. По категории обучаемых: все категории

           Акцент целей :

    1. Формирование умений работать с информацией ,развитие коммуникативных способностей
    2. Подготовка личности «информационного общества»
    3. Дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить
    4. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения

       Концептуальные положения

    Обучение-это общение ребёнка с компьютером

    Принцип активности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка.

           Диалоговый характер обучения.

      Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

    Взаимодействие ребёнка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект -субъект.

          Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

    Поддержание  у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

        Неограниченное обучение :содержание ,его интерпретации и приложения как угодно велики.

            Особенности содержания

    Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

    Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации»,наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа(гипермедиа),макромиры, имитационное обучение , электронные коммуникации(сети) ,экспертные системы.

       База знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый ,не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, стуктурированной таким образом ,что каждый элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора, что каждый её элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылка на элементы ,не содержащиеся в данной базе знаний ,не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать её в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари ,где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты , реализующие базы знаний ,относятся к классу HIPERMEDIA(сверхсреда),поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией ,но дают возможность сочетать тексто -графическую информацию со звуком ,видео- и кинофрагментами ,мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме ,объединяется интегральным термином MULTIMEDIA(многовариантная среда).

       Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры ,вызывающие особый интерес у детей.

       Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем- подсистем ,осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определённой степенью точности.

       Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций :в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося ;в других- важен анализ знаний в предметной области ;в третьих- учёт психологических принципов обучения.

       Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования ,включая в него интегрированные курсы ,знакомство с историей и методологией науки ,с творческими лабораториями великих людей ,с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

                                              Особенности методики

        Компьютерные средства обучения называют интерактивными ,они обладают способностью  «откликаться» на действия ученика и учителя, «выступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения :при объяснении (введении) нового материала ,закреплении, повторении ,контроле ЗУН .При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя ,рабочего инструмента ,объекта обучения ,сотрудничающего коллектива , досуговой (игровой) среды.

        В функции учителя компьютер представляет:

    1. Источник учебной информации(частично или полностью заменяющий учителя или книгу);
    2. Наглядное пособие(качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
    3. Индивидуальное информационное пространство;
    4. Тренажёр;
    5. Средство диагностики и контроля.

       В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

    1. Средство подготовки текстов, их хранения;
    2. Текстовый редактор;
    3. Графопостроитель, графический редактор;
    4. Вычислительная машина больших возможностей( с оформлением результатов в различном виде);
    5. Средство моделирования.

       Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

    1. Программировании ,обучении компьютера заданным процессам;
    2. Создании программных продуктов;
    3. Применении различных информационных сред.

    Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети ),телекоммуникации в Internet.

        Досуговая среда организуется с помощью :

    1. Игровых программ;
    2. Компьютерных игр по сети;
    3. Компьютерное видео.

    Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

    1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом(график учебного процесса, внешняя диагностика ,итоговый контроль);
    2. Организация внутриклассной активизации и координации ,расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.);
    3. Индивидуальное наблюдение за учащимися ,оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контокт с ребёнком .С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения ,использующие визуальные и слуховые образы;
    4. Подготовка компонентов информационной среды различные виды учебного , демонстрационного оборудования ,сопрягаемого с ПЭВМ ,программные средства и системы ,учебно-наглядные пособия и т.д.)связь их с предметным содержанием определённого учебного курса;

         Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии(компьютерной грамотности) входят:

    1. Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
    2. Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
    3. Знание современных операционных систем и владение их основными командами;
    4. Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
    5. Владение хотя бы одним текстовым редактором;
    6. Первоначальные представления об алгоритмах ,языках и пакетах программирования;
    7. Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

        Совершенно уникальные возможности для диалога ребёнка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть –Internet:

    1. Переписка- разговор со сверстниками из всех частей мира;
    2. Привлечение научной и культурной информации из всех банков ,музеев , хранилищ мира;
    3. Интерактивное общение ,слежение за событиями через международные серверы.

        Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредств (ТСО).Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения ,в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

       Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного изучения(обучения на расстоянии).

       

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на РМО по теме: "Внеклассная работа по информатике"

    В выступлении перечисленны формы внеклассной работы по информатике из опыта работы и ссылка на теоретический материал....

    Выступление на РМО по теме: "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"

    В статье рассматриваются такие вопросы как:1) Основные источники трудностей возникающих при общении россиян с их англоговорящими собеседниками.2) Говорится о наиболее характерных особенностях русскояз...

    Выступление на РМО по теме: "Информационные и интерактивные технологии в педагогической и воспитательной деятельности как эффективность образовательного процесса"

    В докладе предложены современные технологии, методы организации и проведения занятий в системе дополнительного образования, которые позволяют педагогу  грамотно планировать работу с детьми и созд...

    Выступление на РМО по теме «Классно-урочная система Я.А.Коменского и пути усовершенствования её в современной школе».

    Содержание I.ВВЕДЕНИЕII.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1. Краткая биографическая справка Я.А. Коменского2. Историческая справка о становлении классно-урочной системыобразования3. Особенности реализации клас...

    Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания".

    Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания"....

    Выступление на РМО по теме "Редактор векторной графики OpenOffice.org Draw"

    Доклад представлен на заседании районного методического объединения по теме «Профессиональная компетентность учителя информатики в условиях модернизации образования»....

    Выступление на РМО по теме "Поколение Z. Поколение ФГОС.

    Некоторое время назад я стала задумываться над вопросом:" Что я делаю не так? Почему не получается такой результат, какой я хотела бы получить, и которого я реально могу достичь?" Иногда я б...