Статья:"Работа на уроках информатики в классах для детей с ЗПР (VII вид)
статья по информатике и икт (5 класс) по теме

Комарова Наталья Васильевна

В статье размещена информация о некоторых принциах работы на уроках иформатики в классах для детей с ЗПР (VII вид)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Работа на уроках информатики в классах для детей с ЗПР (VII вид)»

Автор: Н.В. Комарова, ГОУ школа № 310 «Слово» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Обучение  детей с ЗПР в школе регламентирована рядом нормативных государственных документов. В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981г. (№ 103) стали действовать специальные (коррекционные) образовательные учреждения: школы-интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных школах.

В 1997г. вышло инструктивное письмо Министерства образования «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». Для детей с задержкой психического развития создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида. Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

1-я ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 3-5 лет);

2-я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет).

 Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей в I-II классы, в III класс – в порядке исключения. При этом дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимаются во II класс коррекционного учреждения. Начавшие обучение с 6-летнего возраста – в I класс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в I класс коррекционного учреждения (нормативный срок освоения – 4 года); с 6-летнего возраста – в подготовительный класс (нормативный срок освоения – 5 лет). Наполняем ость класса и группы продленного дня в коррекционном учреждении – 12 человек.

Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования. С целью уточнения диагноза воспитанник может находиться в коррекционном учреждении VII вида в течение года. Однако основная масса детей с задержкой психического развития обучается в классах коррекционно-развивающего обучения при общеобразовательных массовых школах. Механизм направления детей в классы коррекционно-развивающего обучения и организация обучения такие же, что и в коррекционных учреждениях VII вида. Дети в этих классах занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по специальным программам. В настоящее время в основном полно разработаны программы классов коррекционно-развивающего обучения первой ступени (начальное образование). Обучение на второй ступени (V-IX) классы осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них). После получения основного общего образования выпускник школы получает свидетельство об образовании и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обучение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее образование.

Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

  1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
  2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
  5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
  6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
  7. Использование многократных указаний, упражнений.
  8. Проявление большого такта со стороны учителя
  9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
  10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
  11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

На уроках информатики целесообразным является постоянное использование материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point. Здесь возможно использование графических, видеоматериалов, аудиоматериалов.

На доске обязательно должен быть написан план урока.

Виды деятельности следует чередовать: лекционная часть с демонстрацией слайдов презентации, работа в тетради, работа на ПК. Каждый вид деятельности чередовать с физкультминутками, включая физкультминутки для глаз.

Для выполнения работы на компьютере учащимся раздается подробная инструкционная карта с описанием каждого шага выполнения задания.

Задания следует подбирать индивидуально, обеспечивая тем самым самооценку ребенка, так как нет возможности у детей сравнивать темп выполнения собственного задания с результатом выполнеия задания другими учащимися.