Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности
статья по информатике и икт по теме

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование ИКТ

в урочной и внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

Учитель: Гудкова М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационных технологий.
Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, творческое мышление станут жизненной необходимостью. Такое влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.
    Объектом исследования является применение информационных технологий обучения в учебном процессе общеобразовательной школы.
     Предметом — использование информационных технологий обучения для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

  Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института — системы образования.
  Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

   Середина 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет автоматизировать процесс управления образованием, внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. На данном этапе информационные технологии обучения применяются как частные методики в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций (микромиры, гипертекст, мультимедиа, дистанционное обучение, виртуальная реальность и т.д.).
  Во всех развитых странах мира пришли к пониманию необходимости предъявления новых требований к системе образования, которые изменяют традиционные формы обучения, содержание и способы организации представления научных знаний обществу. Информационные технологии обучения являются необходимым инструментом на данном этапе.

  В течение последних десяти лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменение роли учителя в современной системе образования. Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала.

Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении. В нашей школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках математики, химии, биологии, физики, технологии, русского языка и литературы. Кабинет иностранного языка оборудован по последнему слову техники также, как и кабинет начальных классов в рамках реализации ФГОСТ.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности урочной и внеурочной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения (включая родителей или лиц их заменяющих), построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Формирование новых информационных технологий (НИТ) в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создание новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств НИТ учителям необходимо знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в учебный процесс.

 

Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе ИКТ и исходя из своего опыта "встраивать" их в учебный процесс предлагаю следующие рекомендации:

  • Проанализировать имеющиеся в кабинете №25 программные средства, позволяющие использовать информационные технологии в процессе обучения и воспитания.

  • Обосновать целесообразность использования ПО на своих уроках.

  • Изучение научно-методической литературы и знакомство с опытом работы других педагогов по этому вопросу.

  • Предложить методические разработки по использованию программных средств в урочной и внеурочной деятельности (создание банка).

     

При выполнении работы использовались следующие методы:

- изучение научно-методической литературы;

- обобщение опыта преподавателей по использованию ИТ в обучении;

- практические методы.

Хочу напомнить, что под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Использование новых информационных технологий позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующею интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальным программам.

Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уроках, учителю целесообразно применять компьютер в следующих случаях:

  1. Диагностическое тестирование качества усвоения материала.

  2. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков.

  3. В обучающем режиме.

  4. При работе с отстающими учениками.

  5. В режиме самообучения.

  6. В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.

 

 

Литература

 

  1. Б. Я. Советов. Информационные технологии в образование и общество XXI века. // Информатика и информационные технологии в образовании, 2004, № 5.

  2. Н. В. Агапова - Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.

  3. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 7.

  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.