Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности
статья по информатике и икт по теме
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Использование ИКТ
в урочной и внеурочной деятельности
Учитель: Гудкова М.И.
Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационных технологий.
Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, творческое мышление станут жизненной необходимостью. Такое влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.
Объектом исследования является применение информационных технологий обучения в учебном процессе общеобразовательной школы.
Предметом — использование информационных технологий обучения для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института — системы образования.
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.
Середина 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет автоматизировать процесс управления образованием, внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. На данном этапе информационные технологии обучения применяются как частные методики в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций (микромиры, гипертекст, мультимедиа, дистанционное обучение, виртуальная реальность и т.д.).
Во всех развитых странах мира пришли к пониманию необходимости предъявления новых требований к системе образования, которые изменяют традиционные формы обучения, содержание и способы организации представления научных знаний обществу. Информационные технологии обучения являются необходимым инструментом на данном этапе.
В течение последних десяти лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменение роли учителя в современной системе образования. Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала.
Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении. В нашей школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках математики, химии, биологии, физики, технологии, русского языка и литературы. Кабинет иностранного языка оборудован по последнему слову техники также, как и кабинет начальных классов в рамках реализации ФГОСТ.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности урочной и внеурочной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения (включая родителей или лиц их заменяющих), построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Формирование новых информационных технологий (НИТ) в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создание новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств НИТ учителям необходимо знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в учебный процесс.
Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе ИКТ и исходя из своего опыта "встраивать" их в учебный процесс предлагаю следующие рекомендации:
Проанализировать имеющиеся в кабинете №25 программные средства, позволяющие использовать информационные технологии в процессе обучения и воспитания.
Обосновать целесообразность использования ПО на своих уроках.
Изучение научно-методической литературы и знакомство с опытом работы других педагогов по этому вопросу.
Предложить методические разработки по использованию программных средств в урочной и внеурочной деятельности (создание банка).
При выполнении работы использовались следующие методы:
- изучение научно-методической литературы;
- обобщение опыта преподавателей по использованию ИТ в обучении;
- практические методы.
Хочу напомнить, что под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Использование новых информационных технологий позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующею интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальным программам.
Для наиболее качественного и эффективного использования ИКТ на уроках, учителю целесообразно применять компьютер в следующих случаях:
Диагностическое тестирование качества усвоения материала.
В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков.
В обучающем режиме.
При работе с отстающими учениками.
В режиме самообучения.
В режиме графической иллюстрацией и изучаемого материала.
Литература
Б. Я. Советов. Информационные технологии в образование и общество XXI века. // Информатика и информационные технологии в образовании, 2004, № 5.
Н. В. Агапова - Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.
Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 7.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности
Статья представляет собой обобщение теоретического и практического материала из опыта работы учителя...
Использование медиаресурсов в урочной и внеурочной деятельности учителя.
В презентации приведены примеры использования интернет-сервисов в деятельности учителя....
«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».
Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: дост...
Методическая разработка дистанционной игры для использования в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Дистанционные технологии - это одно из приоритетных направлений развития образования в наши дни. Их использование повышает эффективность обучения, развивает в детях с...
«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности, как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС».
В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания учащихся в школе создана и реализуется модель воспитательной системы рационально-познавательной ориентации, которая предполагает взаимодейс...
«Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.
В настоящее время невозможно представить образовательную деятельность без использования ИКТ. Урочная и внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность школьни...