Игровые технологии на уроках информатики
материал по информатике и икт по теме

Поскачей Светлана Валерьевна

Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей, так и с целью стимулирования внимания, познавательного интереса и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igrovye_tehnologii.zip131.08 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Психологи утверждают, что учащиеся сохраняют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и примененного на практике, 70% сказанного ими самими, 90% сказанного и примененного на практике. Как сделать так, чтобы результативность урока была максимальной?  Один из способов достижения цели – нестандартный подход к изучению информатики.

Слайд 2

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

К нестандартным формам обучения можно отнести:

  1. Тематические праздники,
  2. Ролевые уроки
  3. Деловые игры
  4. Игры и игровые моменты на уроках информатики
  5. Конкурсы
  6. Эстафеты и т.д.

Уроки информатики

в форме игр, викторин, конкурсов.

Дидактическая игра повышает интерес к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать “учебную усталость”, которая появляется у большинства школьников в процессе изучения того или иного предмета, в частности и информатики, ведь, несмотря на актуальность основной части учебных тем, преподавателю требуются специальные усилия, чтобы удерживать внимание класса, стимулировать интерес к сути рассматриваемых вопросов.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, инициативы,
с другой - решают определенную дидактическую задачу, изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли.

Игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников

Игра гуманизирует отношения, приводит к созданию новых коллективных, индивидуально-групповых и индивидуальных форм воспитательной деятельности. Совокупный результат, достигнутый совместными усилиями, превосходит систему тех результатов, которых каждый из участников процесса мог бы достичь, действуя в одиночку

Успешно проведенная игра, а тем более система игр, повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.

Подготовка и проведение игры ведет к более глубокому пониманию педагогом своих профессиональных возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение её эффективности в силу того, что учитель в большей мере опирается на свои природные способности, стремится максимально выразить свою личность, в ходе общения с учащимися.

Игра дает возможность реальной реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, переход от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную школьную практику.

Давая школьнику, возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую. В старших классах игра рассматривается, как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы, особенно прекрасную возможность для этого предоставляют деловые игры.

В зависимости от того, какой объём материала охватывает игра, оценка может быть 3 или 4, очень редко (для отдельных тем) 5; т. к. теоретические знания ещё не являются свидетельством того, что учащийся умеет применять их на практике. Но, если игра включает и практические задания, то её можно оценивать и из пяти баллов.

Слайд 11

Играть любят все, но игра - не самоцель. Включение игры в урок должно быть оправданным, ненавязчивым и плавным.  Желательно  использовать игры с самого начала преподавания предмета, начинать же следует с игровых моментов, которые уместны на любом этапе  урока.

Слайд 12


На этапе повторения изученного материала можно провести  мини-игру: «Шутка наборщика»

Слайды 13- 15

Актуализация знаний - это перенос уже имеющихся знаний в новую ситуацию относительно содержания темы и целей урока через постановку проблемных задач. Дети должны суметь применить знания, а не воспроизвести их. Таким образом, на уроке идет процесс повторения, но  на уровне мышления, а не памяти. На данном этапе можно предложить такие игры, как «Исполнитель алгоритмов», «найди ошибку», «Лексическая игра» 

Слайды 16-17

Формирования новых знаний. Цель – формирование знаний на уровне осмысления сущности понятий.  В практической части урока задача учителя: создание условий формирования умения применить теоретические знания на практике, используя дифференцированный подход к учащимся. На данном этапе можно использовать игру при работе с книгой.

Слайды 18-19

Для активации учебной деятельности, когда внимание детей рассеивается, можно провести игру-шутку, связанную с темой урока, например «Прятки»

Слайды 20-21

На этапе формирования умений и навыков полезно провести игру «Аукцион»

Слайд 22

Домашнее задание. Можно предложить учащимся разгадать или самим разгадать или составить кроссворд, натворд или чайворд. Альтернатива – «Сказка».

Итог


Обобщив все вышеизложенное, можно утверждать, что дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развитие всех психологических процессов детей, их эмоционально-волевой сферы, творческих способностей и умений.

Слайд 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках информатики

Сущность игровых технологий...

Игровые технологии на уроках Информатики

Необходимость и целесообразность внедрения игровых технологий на уроках информатики. Обосновнная личная позиция....

Игровые технологии на уроках информатики

Мои рассуждения о применении игровых технологий на уроках информатики...

Игровые технологии на уроке информатики

В данной статье рассмотрены новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые активизируют умственную деятельность учеников....

Игровые технологии на уроках информатики

Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым от...

Статья использование игровых технологий на уроках информатики

В статье описываются основные  игровые элементы, которые используются на уроках инорматики:анаграмма;разновидности кроссвордов;ребус;маршрутные листы;урок-игра....

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ...