Статья использование игровых технологий на уроках информатики
статья по информатике и икт

Пинашкина Марина Анатольевна

В статье описываются основные  игровые элементы, которые используются на уроках инорматики:

  • анаграмма;
  • разновидности кроссвордов;
  • ребус;
  • маршрутные листы;
  • урок-игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_informatike.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках информатики

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения

Ян Коменский

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта.

В основе федерального государственного стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

В педагогике в качестве основных видов деятельности  выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.

Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым относятся игровые методики.

В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование или состязание между играющими, действия которых, ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз, хорошая оценка).

Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра:

  • привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
  • вызывает у учащихся высокое эмоциональное и физическое напряжение, в игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
  • способствует использованию различных способов мотивации: мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы
  • требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
  • позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
  • способствует усвоению учащимися учебного материала, расширению их кругозора через использование дополнительных источников;
  • преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект, развивает у учащихся коммуникативные качества, умение работать в парах и командах.

Игровые технологии повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

При организации игровых форм обучения необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1) Цель игры. (Какие умения и навыки в области информатики будут усвоены в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание);

2) Сколько учеников будет принимать участие в игре? (Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих);

3) Какие материалы и пособия понадобятся для игры? (Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию);

4) Необходимо с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры. (Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными);

5) На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, что дети могут пожелать еще раз вернуться к этой игре;

6) На каком этапе лучше применить игру. (Это зависит от дидактических и педагогических целей игры);

7) Как обеспечить более полное участие детей в игре. (Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей);

8) Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой материал;

9) Подведение итогов игры должно быть четким и справедливым;

10) Какие выводы следует сообщить ученикам в заключение, после игры.

Чаще всего на уроках информатики использую следующие игровые элементы:

  • анаграмма;
  • разновидности кроссвордов;
  • ребус;
  • маршрутные листы;
  • урок-игра.

Игровые виды деятельности на уроках информатики

Вид игровой деятельности

Достоинства

Функции

Результаты деятельности

Применение

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Кроссворды

дает возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы, расширяет кругозор, развивает логическое мышление;

обращение к дополнительным источникам

тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

обучающая

контролирующая

творческая.

При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

творческое домашнее задание;

 тема небольшого проекта;

 форма контроля знаний учащихся

Создание кроссворда в табличном процессоре Excel

Обучающие приложения, создаваемые Hot Potatoes:

- задания на выбор одного или нескольких ответов;

-задания на восстановление последовательности;

 - задания на установление соответствий;

 - задания на заполнение пропусков;

 - кроссворды.

Ссылка:

https://hotpot.uvic.ca/

Ребусы

Разгадывание ребусов это своеобразная гимнастика ума, превосходная тренировка для логического  мышления, терпения, силы воли, усидчивости, настойчивости

обучающая

контролирующая

творческая.

Внеурочная деятельность (на КВН, вечерах по информатике, играх, викторинах, в кружковой работе);

в учебной деятельности применение в качестве средства снятия умственной нагрузки или создания положительного эмоционального фона

средство графического кодирования, когда для сокрытия информации применяются рисунки и символические обозначения (расшифровка рисунков закрепляются знания о кодировании/декодировании информации)

для изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл

при повторении , когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия

http://rebus1.com/

русскоязычный генератор ребусов. Задайте любое слово или фразу, и программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус. Используя соответствующий переключатель, можно создавать специальные ребусы для детей, в которых использованы изображения детских героев из сказок и мультфильмов.

Маршрутный лист

 Использование маршрутного листа развивает навыки самоорганизации и самоконтроля обучающегося, формирует его ответственность за собственные действия.

Использование маршрутных листов обеспечивает

ученику:

- вариативный характер содержания образования

- возможность проявления избирательности к изучаемому материалу и способам его изучения

- возможность обучения в темпе и на уровне, обусловленном индивидуальными особенностями учащихся, самореализации в учебной деятельности

учителю:

- возможность работать со всем классом и с каждым учащимся в отдельности;

- возможность расширения содержания образования (за счет дифференциации по уровням и применения различных активных методов обучения) без увеличения времени на изучаемый предмет;

- возможность увеличить время для индивидуальной работы с каждым учащимся.

Создание маршрутных листов, включающих формулировку темы урока, цели и задач, совокупность заданий, представленных в определенной логике и обеспечивающих достижение результата.

Создание организационных условий для самостоятельного выбора учащимися маршрутов деятельности на уроке. Обеспечить выбор каждым учащимся собственной траектории образовательной деятельности, учитывающей не только его интересы, но и учебные возможности. Результатом на данном этапе будет оформление рабочих групп учащихся, пар, объединенных общим маршрутом или индивидуальный выбор.

Преобладание самостоятельной деятельности учеников по выполнению выбранных заданий. Консультирование и поддержка учащихся в процессе учебной деятельности.

4.Презентация продуктов деятельности учащихся главная функция учителя состоит в стимулировании мыследеятельности учеников по обобщению результатов работы.

5. Организация рефлексии.

Применение маршрутных листов в учебной деятельности позволит учителю использовать новую форму организации урока, моделировать групповую и индивидуальную работу  с детьми: пока сильные учащиеся работают по маршрутным листам, учитель работает с группой детей с низкой учебной мотивацией или со слабоуспевающими детьми.

Внеурочная деятельность (в рамках предметной недели информатики, внеклассные мероприятия по информатике между классами, между параллелями)

http://mastertk.ru/

On - line сервис по составлению технологических карт уроков

Анаграмма

Развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений   Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

Расширение «поля зрения» ребенка.

Воспитание интереса к чтению.

обучающая

контролирующая

творческая

Внеурочная деятельность (на КВН, вечерах по информатике, играх, викторинах, в кружковой работе);

в учебной деятельности применение в качестве средства снятия умственной нагрузки или создания положительного эмоционального фона

для изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл

при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия

сервис решение, составление анаграмм он-лайн  http://poncy.ru/anagram/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование игровых технологий на уроках русского языка".

В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения - игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка и воспитанию любви к слову и рече...

Статья:Использование игровых технологий на уроке французского языка

В статье рассматривается возможность использования игр на уроках французского  языка как повышение эффективности учебного процесса и помощи поддерживания интереса к предмету....

Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"

Использование игровых технологий на уроках английского языка....

Статья Использование игровой технологии на уроках математики»

Статья .  «Использование игровой технологии на уроках математики»...

Тема:статьи « Использование игровых технологий на уроках географии.»

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нов...

"Использование игровых технологий на уроках информатики"

Доклад и презентация на методическом объединении учителей информатики....