Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ
статья

Клеверова Татьяна Михайловна

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx367.02 КБ

Предварительный просмотр:

Клеверова Татьяна Михайловна

Учитель информатики и ИКТ

ГБОУ школа №129

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это такой вид занятий, на котором так организована деятельность обучающихся, где преподаватель лишь направляет, заставляя мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их.

В основе ФГОС лежит развитие личности обучающегося, что, в свою очередь, требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который в максимальной мере учитывал бы особенности и возможности каждого ученика, создавал условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

Одним из основных решений проблемы повышения эффективности обучения и повышения уровня самостоятельности обучающихся является разработка и внедрение игровых технологий в учебно-воспитательный процесс. Игра является наиболее доступным и интересным для обучающихся видом деятельности, способом понимания и усвоения знаний, полученных из окружающего мира. Игра – это активное поле деятельности обучающихся, место общения со сверстниками. В игре обучающиеся объединены общими целями, для достижения которых им необходимо объединить свои усилия. Использование игр в процессе обучения помогает обучающимся, самим того не замечая, усваивать новый материал или закреплять ранее изученный, а также приносит моральное удовлетворение и повышение самооценки и мотивации обучающихся.

Игровая технология обладает большим списком преимуществ перед другими педагогическими технологиями. Это можно обосновать тем, что игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни и соответственно занимает одну из лидирующих позиций среди видов деятельности учащегося. Изучением понятия «игровая технология», разработкой методических материалов, рекомендаций и теорией игр занимались многие известные ученые, к ним относятся Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.К. Дьяченко.

Проанализировав определения «игровой технологии» в различных источниках, ее можно охарактеризовать следующим образом.

Игровая технология – вид педагогической деятельности, направленный на создание игровой ситуации, с целью изучения материала и достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

В.С. Селиванов разделяет игры на воспитательные и дидактические. Критерием данной классификации выступает педагогическая цель. Для реализации на уроке игровой технологии применяют такой метод, форму и средство обучения, как дидактическая игра. Игра рассматривается как метод обучения, когда игровой процесс организован в форме взаимодействия учащегося и учителя, учащихся между собой. Участники образовательного процесса выполняют роли по определенным правилам. В игре установлены дидактические связи с другими методами. При использовании игры в качестве средства обучения повышается эффективность учебного процесса. Это связано с переносом основного вида деятельности личности в условные ситуации, создаваемые игрой. Через данные ситуации происходит актуализация и коррекция знаний, умений и навыков. Чаще всего игры, как средство обучения, применяется на этапе актуализации знаний или мотивация учащихся.

На уроках информатики используются следующие игровые элементы:

  • интеллектуальная разминка;
  • анаграмма;
  • антианаграмма;
  • поиск правильного ответа;
  • кроссворды;
  • ребусы;
  • мозаика;
  • танграм;
  • викторина;
  • уроки – игры

Рассмотрим ряд примеров:

  1. Интеллектуальная разминка.

Интеллектуальную разминку целесообразно проводить в начале урока, сразу после организационного момента. Целью разминки является активизация внимания учащихся и настрой их на работу. Темы интеллектуальной разминки могут быть самые разные; они могут быть, как связаны с темой урока, так и быть повторением ранее изученного материала.

2. Анаграмма – это такой прием, который состоит в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Пример: необходимо переставлять буквы между собой так, чтобы получилось слово, связанное с информатикой:

Граммпора – программа

Лайф - файл

Нимотор - монитор

Петррни - принтер

Гилортма - алгоритм

3. Антианаграмма. Заданные слова получены из некоторого слова по правилам анаграммы. Необходимо найти исходное слово.

Рот, опера – оператор

Грамм, пора - программа

Ро, процесс - процессор

Крен, ас – сканер

Шик, лава – клавиша

4. Поиск правильного ответа. 

Обучающимся предлагаются слова и несколько понятий к этим словам. Слова, соответственно, связаны с компьютером и информатикой. Нужно выбрать правильное определение для предложенного слова.

Пример: На экране цветного монитора пиксель представляет собой:

а) совокупность трех цветных квадратов;

б) зерно люминофора;

в) электронный луч;

Что из перечисленного является инструментами графического редактора:

а) кисть, выделение, карандаш, ластик

б) круг, квадрат, овал, прямая

в) палитра

Алгоритм – это

а) рекомендации для выполнения каких-либо действий

б) список команд для компьютера

в) описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов

5. Кроссворд.

Кроссворд является одной из самых популярных игр со словами.

Круговой чайнворд. Дан круг, разбитый на сектора, каждый из секторов является отдельным словом по предложенной теме. В каждом слове дана первая и последняя буквы, задания к такому типу кроссворда не прилагаются. Представленный чайнворд составлен по теме «Графический редактор». (Ответы: кривая, прямая, шрифт, текст, выделить, отменить, надпись, кисть, палитра, правка)

6. Ребусы 

Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков.

Ответ: дисковод

Игровые технологии позволяют создать на уроке комфортную атмосферу для обучающихся, а также являются эффективным средством развития мыслительных способностей учащихся. 

Следует отметить, что образовательная технология не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал педагога, позволяя более эффективно решать поставленные задачи конкретного занятия и всего учебного курса.

Литература:

  1. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. - М.: БАЛЛАС, 2012. – 138с
  2. Киндря Н.А. Принцип индивидуализации в отечественной методике // Молодой ученый. – 2015. – № 22. – https://moluch.ru/archive/102/23443 (дата обращения: 27.07.2020)
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках информатики

Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей...

Игровые технологии на уроках информатики

Сущность игровых технологий...

Игровые технологии на уроках Информатики

Необходимость и целесообразность внедрения игровых технологий на уроках информатики. Обосновнная личная позиция....

Игровые технологии на уроках информатики

Мои рассуждения о применении игровых технологий на уроках информатики...

Игровые технологии на уроке информатики

В данной статье рассмотрены новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые активизируют умственную деятельность учеников....

Игровые технологии на уроках информатики

Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым от...

Статья использование игровых технологий на уроках информатики

В статье описываются основные  игровые элементы, которые используются на уроках инорматики:анаграмма;разновидности кроссвордов;ребус;маршрутные листы;урок-игра....