Игровые технологии на уроках информатики
статья

Трескова Галина Владимировна

Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым относятся игровые методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках информатики

“У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить. 
Надо не только дать время ему поиграть, но надо пропитать 
этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра”.
А.С. Макаренко

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта.

В основе федерального государственного стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

В педагогике в качестве основных видов деятельности  выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.

Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым относятся игровые методики.

В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование или состязание между играющими, действия которых, ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз, хорошая оценка).

Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра:

  • привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
  • вызывает у учащихся высокое эмоциональное и физическое напряжение, в игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
  • способствует использованию различных способов мотивации: мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы
  • требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
  • позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
  • способствует усвоению учащимися учебного материала, расширению их кругозора через использование дополнительных источников;
  • преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект, развивает у учащихся коммуникативные качества, умение работать в парах и командах.

Игровые технологии повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

При организации игровых форм обучения необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1) Цель игры. (Какие умения и навыки в области информатики будут усвоены в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание);

2) Сколько учеников будет принимать участие в игре? (Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих);

3) Какие материалы и пособия понадобятся для игры? (Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию);

4) Необходимо с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры. (Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными);

5) На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, что дети могут пожелать еще раз вернуться к этой игре;

6) На каком этапе лучше применить игру. (Это зависит от дидактических и педагогических целей игры);

7) Как обеспечить более полное участие детей в игре. (Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей);

8) Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой материал;

9) Подведение итогов игры должно быть четким и справедливым;

10) Какие выводы следует сообщить ученикам в заключение, после игры.

Чаще всего на уроках информатики использую следующие игровые элементы:

  • анаграмма;
  • разновидности кроссвордов;
  • ребус;
  • маршрутные листы;
  • урок-игра.


Виды игровой деятельности на уроках информатики

Вид игровой деятельности

Определение

Достоинства

Функции

Результаты деятельности

Применение

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Кроссворды

Значение слова Кроссворд по Ефремовой:
Кроссворд - Задача-головоломка, заключающаяся в заполнении буквами перекрещивающихся рядов клеточек так
чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова. 

Значение слова Кроссворд по Ожегову:
Кроссворд - игра-задача, в которой 
фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры


Кроссворд в Энциклопедическом словаре:
Кроссворд - (англ. cross-word) - задача-головоломка  
заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова. 

дает возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы, расширяет кругозор, развивает логическое мышление;

обращение к дополнительным источникам

тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

обучающая

контролирующая

творческая.

При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

творческое домашнее задание;

 тема небольшого проекта;

 форма контроля знаний учащихся

Создание кроссворда в табличном процессоре Excel

Обучающие приложения, создаваемые Hot Potatoes:

- задания на выбор одного или нескольких ответов;

-задания на восстановление последовательности;

 - задания на установление соответствий;

 - задания на заполнение пропусков;

 - кроссворды.

Ссылка:

https://hotpot.uvic.ca/

Ребусы

Ребус по Ефремовой:

Ребус - 1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в комбинации рисунков, букв, знаков.

2. перен. разг. То, что загадочно и непонятно.

Значение слова Ребус по Ожегову:

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков

Ребус в Энциклопедическом словаре:

Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

Разгадывание ребусов это своеобразная гимнастика ума, превосходная тренировка для логического  мышления, терпения, силы воли, усидчивости, настойчивости

обучающая

контролирующая

творческая.

Внеурочная деятельность (на КВН, вечерах по информатике, играх, викторинах, в кружковой работе);

в учебной деятельности применение в качестве средства снятия умственной нагрузки или создания положительного эмоционального фона

средство графического кодирования, когда для сокрытия информации применяются рисунки и символические обозначения (расшифровка рисунков закрепляются знания о кодировании/декодировании информации)

для изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл

при повторении , когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия

http://rebus1.com/

русскоязычный генератор ребусов. Задайте любое слово или фразу, и программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус. Используя соответствующий переключатель, можно создавать специальные ребусы для детей, в которых использованы изображения детских героев из сказок и мультфильмов.

Маршрутный лист

Маршрутный Лист в Энциклопедическом словаре:

Маршрутный Лист - (карта) - документ по учету выработки продукции и движения партии обрабатываемых деталей по операциям

формы «Маршрутного листа»:

 – общий для всех с указанием плановых дат сдачи контролирующих работ

- индивидуальный «Маршрутный лист», где учтены личностные возможности каждого обучающегося

              В старших классах  маршрутный лист либо создается учителем, распечатывается и раздается ученикам, либо обсуждается и вырабатывается вместе с ними и заносится в тетрадь. 

 Использование маршрутного листа развивает навыки самоорганизации и самоконтроля обучающегося, формирует его ответственность за собственные действия.

Использование маршрутных листов обеспечивает

ученику:

- вариативный характер содержания образования

- возможность проявления избирательности к изучаемому материалу и способам его изучения

- возможность обучения в темпе и на уровне, обусловленном индивидуальными особенностями учащихся, самореализации в учебной деятельности

учителю:

- возможность работать со всем классом и с каждым учащимся в отдельности;

- возможность расширения содержания образования (за счет дифференциации по уровням и применения различных активных методов обучения) без увеличения времени на изучаемый предмет;

- возможность увеличить время для индивидуальной работы с каждым учащимся.

Создание маршрутных листов, включающих формулировку темы урока, цели и задач, совокупность заданий, представленных в определенной логике и обеспечивающих достижение результата.

Создание организационных условий для самостоятельного выбора учащимися маршрутов деятельности на уроке. Обеспечить выбор каждым учащимся собственной траектории образовательной деятельности, учитывающей не только его интересы, но и учебные возможности. Результатом на данном этапе будет оформление рабочих групп учащихся, пар, объединенных общим маршрутом или индивидуальный выбор.

Преобладание самостоятельной деятельности учеников по выполнению выбранных заданий. Консультирование и поддержка учащихся в процессе учебной деятельности.

4.Презентация продуктов деятельности учащихся главная функция учителя состоит в стимулировании мыследеятельности учеников по обобщению результатов работы.

5. Организация рефлексии.

Применение маршрутных листов в учебной деятельности позволит учителю использовать новую форму организации урока, моделировать групповую и индивидуальную работу  с детьми: пока сильные учащиеся работают по маршрутным листам, учитель работает с группой детей с низкой учебной мотивацией или со слабоуспевающими детьми.

Внеурочная деятельность (в рамках предметной недели информатики, внеклассные мероприятия по информатике между классами, между параллелями)

http://mastertk.ru/

On - line сервис по составлению технологических карт уроков

Анаграмма

Анаграмма – слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы.

Анаграмма - слово анаграмма происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как "Новая запись". Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов. Сейчас анаграммами называют просто перемешивание букв составляющих исходное слово, иногда перемешивание производится с сохранением слогов, таким образом, облегчая поиск исходного слова. Довольно часто анаграммы используются для получения псевдонимов, беря за базу настоящее имя.

Развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений   Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

Расширение «поля зрения» ребенка.

Воспитание интереса к чтению.

обучающая

контролирующая

творческая

Внеурочная деятельность (на КВН, вечерах по информатике, играх, викторинах, в кружковой работе);

в учебной деятельности применение в качестве средства снятия умственной нагрузки или создания положительного эмоционального фона

для изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл

при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия

сервис решение, составление анаграмм он-лайн  http://poncy.ru/anagram/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках информатики

Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей...

Игровые технологии на уроках информатики

Сущность игровых технологий...

Игровые технологии на уроках Информатики

Необходимость и целесообразность внедрения игровых технологий на уроках информатики. Обосновнная личная позиция....

Игровые технологии на уроках информатики

Мои рассуждения о применении игровых технологий на уроках информатики...

Игровые технологии на уроке информатики

В данной статье рассмотрены новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые активизируют умственную деятельность учеников....

Статья использование игровых технологий на уроках информатики

В статье описываются основные  игровые элементы, которые используются на уроках инорматики:анаграмма;разновидности кроссвордов;ребус;маршрутные листы;урок-игра....

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ...