Методическая разработка "Проектные технологии на уроках информатики"
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему

Познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами - методом проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka.docx66.16 КБ

Предварительный просмотр:

Цель составления методической разработки:

познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами -  методом проектов.


План

Вступление.        

1.        Основная часть        

1.1 Сущность метода проектов        

1.2 Цели и задачи проектной деятельности        

1.3 Метод проектов на уроках информатики        

1.4 Метод проектов на уроках информационные технологии        

1.5 Этапы выполнения проекта        

1.6 Результаты выполнения проекта        

2. Заключение        

3.Список используемой литературы        

4. Приложение 1        

5.Приложение 2        

6. Рецензия        


Вступление.

        История возникновения (скорее, научного оформления и описания) метода проектов восходит ко второй половине ХIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления» (Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.

В 20-х гг. ХХ в. Метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина,      Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»

Слово «проект» более привычно преподавателям технических наук в вузах и учителям информатики. В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы — как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у подростков целостную картину мира. Проектная деятельность — один из возможных способов достижения указанных целей.

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

  1. развитие у студентов самостоятельности и способности к самоорганизации;
  2. формирование высокого уровня правовой культуры;
  3. развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
  4. толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В новой образовательной парадигме студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом человеке. Результатом работы преподавателя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов  «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. 

Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

  1. Помочь студентам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  2. Способствовать развитию творческого потенциала студентов;
  3. Создать условия для формирования у студентов адекватной самооценки;
  4. Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках рабочих программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.

Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:

  1. информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  2. коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  3. социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  4. предметную - способность применять полученные знания на практике.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  1. формирования и развития внутренней мотивации студентов к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  2. повышения мыслительной активности студентов и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  3. речевого развития студентов, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  4. развития  индивидуальных особенностей студентов, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  5. изменения роли преподавателя в образовательной среде;
  6. более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности студента.

Формирование у студентов целостной картины мира можно осуществить с помощью межпредметных связей. Преподаватели, понимающие это, постоянно сталкиваются с необходимостью интегрировать предметы различных образовательных областей и видят, насколько трудно на деле заставить работать такие межпредметные связи, оставаясь в рамках урочной системы. Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно», с позиций разных дисциплин.


  1. Основная часть

1.1 Сущность метода проектов

Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий  определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу студентов. С помощью этого метода студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Остановимся на основных требованиях к использованию метода  проектов:

  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность студентов.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  2. выдвижение гипотез их решения;
  3. обсуждение методов исследования;
  4. обсуждение способов оформление конечных результатов;
  5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для определения типа проекта используются следующие признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;
  2. Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одного техникума, группы, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

Критериями оценки результатов работы студентов будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

 

1.2 Цели и задачи проектной деятельности

Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Цели и задачи проектной деятельности

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;

2) формирование в сознании студента информационной картины мира;

3) возможность работать с компьютером;

4) развитие умений поиска и обработки информации;

5) работа по новым технологиям;

6) развитие самостоятельности;

7) умение слушать и уважать мнения студентов;

8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

9) развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность студентов, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует:

  1. развитию коллективной учебной деятельности студентов, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;
  2. в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;
  3. умению понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
  4. умению наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию.
  5. контролю за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей студента, использование опыта студента и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение подростков в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что - то новое.

Кроме того, проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту, распределять обязанности в группах по способностям и интересам подростков.

1.3 Метод проектов на уроках информатики

Этот курс, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки студентов по информатике. Он направлен на овладение студентами методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Содержание курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:

  1. мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
  2. алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления студентов;
  3. «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой студентов к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:

  1. недостаточность и неравномерность общей подготовки студентов;
  2. низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
  3. динамичность развития содержания курса информатики.

Преподавателю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как я отмечала ранее, на помощь может прийти использование метода проектов.

Проектная деятельность студента не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы студента. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы студента, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей студентов, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней студенту, как со стороны преподавателя, так и своих товарищей.

Откуда беру необходимые для этого часы? Источников два — это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на одну пару) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в техникуме.

У меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений студентов по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

1.4 Метод проектов на уроках информационные технологии

В ходе проектирования преподаватель должен быть консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если студенты отошли от темы, обсуждает с ними этапы реализации проекта.

Трудности, которые могут возникнуть перед студентами в ходе выполнения проекта:

• выбор темы;

• постановка целей и задач проекта;

• пути их решения;

• сравнения полученного результат с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у студентов развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;

• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

В настоящее время требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетентности, в том числе и при изучении различных предметов. Формой контроля усвоение студентами программы курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» был выбран проект создания компьютерной презентации. Проектной деятельностью ребята начинают заниматься с февраля месяца. В начале на уроке информатики студенты самостоятельно или с помощью преподавателя спец.дисциплин выбирают тему, над которой будут работать в течение двух месяцев, на этом же уроке дается краткое описание и оформление проекта. Студенты самостоятельно ведут сбор информации, сканируют рисунки, подбирают музыку. Проекты выполняются с помощью программы Power Point. При выполнении работы ребята овладевают практическими навыками:

• работа со сканером;

• микрофоном;

• компакт – дисками;

• цифровым фотоаппаратом;

• видеокамерой;

• с программой Adobe Photoshop и т.д.

Проект состоит из 15 и более слайдов:

1 слайд – название;

2 слайд – цели и задачи;

3 слайд - страничка об авторе;

4 - 14 слайды раскрытие темы;

15 слайд – пожелание тем, кто будет смотреть проект.

В ходе выполнения работы группа разбивается на группы по 2 человека различного уровня компетенции, учитывая их личные симпатии, и каждая группа работает над отдельной темой.

Неформальное общение с товарищами и педагогами раскрывает творческий потенциал подростка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает студенту возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение.

        Основной задачей проекта в техникуме является как раз осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх нее) через взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателями. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Преподаватель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Это не означает, что преподаватель может пустить работу на самотек.

1.5 Этапы выполнения проекта

Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: студенты осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи преподавателю необходимо помочь студентам определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль студентов при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

1) Подготовка к работе над проектом.

2) Выбор темы.

3) Постановка цели и задачи проекта.

4) Поиск информации различными способами.

5) Поиск иллюстраций.

6) Разработка структуры презентации.

7) Разработка дизайна кадров.

8) Подготовка к защите проекта

9) Презентация проектов. (Защита)

10) Анализ проектной работы.

Этапы работы над проектом.

Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта

Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов) и студенты стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), необходимо перед началом работы выбрать 1—2 человек — «секретарей» — для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10—15 мин.

Этап 2. Выбор одной темы проекта

Он довольно сложен для преподавателя, т.к. нужно подтолкнуть студентов к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей техникума и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу преподавателя (или преподавателей). При этом педагогу нельзя давить на студентов, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15—20 мин. При проведении первого в данной группе проекта преподаватель может сам указать тему, в этом случае первые два этапа опускаются.

Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта

Выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Преподавателю важно познакомить студентов с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Если проект проводится в данной группе впервые, студентам трудно осуществить выбор, поэтому обсуждение может проходить в форме «вопрос—ответ» (вопрос адресуется преподавателю). Обучение ведению дискуссии и принятию коллективного решения — сложная и кропотливая работа, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного изучения. Задача «секретарей» — зафиксировать результат.

Этап 4. Работа над проектом

Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется преподавателем или группой («командой») преподавателей, исходя из календарно-тематического планирования предметов, включаемых в проект. Преподаватели определяют также сроки промежуточного контроля. Основную работу студенты могут проводить во время уроков. Так, например, в техникуме был проведен проект по теме «Классификация и общее устройство тракторов и автомобилей». В этом случае во внеурочное время студенты занимаются подбором материала, разработкой методики экспериментов, видеосъемкой, социологическим опросом. Основную работу над проектом можно проводить и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке отводится по 15 мин на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 недель, максимум 3 недели.

Этап 5. Подготовка к защите проекта.

Включает в себя работы всей программы.

  1. Оформление материала на стендах ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
  2. Подготовка устной презентации проекта;
  3. Подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов;
  4. Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
  5. Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта.

Этап 6. Презентация проекта

Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время.

Время, отводимое на каждый этап, не закреплено жестко. Преподаватель может попробовать провести проект с предложенной расчасовкой и в ходе дальнейшей работы определить оптимальное для данной группы время. Однако одно можно сказать точно: если работа над проектом длится больше 3 недель, подростки теряют к ней интерес, а это является самой грубой ошибкой преподавателя при организации проектной деятельности.

Поскольку проект призван интегрировать предметы различных образовательных областей, преподавателям необходимо создать собственную группу, или «команду», которая определила бы цели предстоящего проекта, выбрала бы тему и время его проведения. Выбор темы и определение сроков проведения проекта является довольно сложной задачей. Проект должен проходить через несколько дисциплин, но не мешать изучению материала каждой из них в отдельности. Поэтому команде педагогов необходимо обсудить предстоящий проект перед началом учебного года и скорректировать  планирование, по своим дисциплинам исходя из требований проекта.

1.6 Результаты выполнения проекта

В результате выполнения работы у студентов расширяется сфера интересов: углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.

Преимущества проектной деятельности:

• Умение работать в коллективе.

• Брать ответственность за выбор решения на себя.

• Разделять ответственность с другими.

• Демонстрация энтузиазма.

• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.

• Предоставление студенту свободы выбора темы, методов работы.

• Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.

• Не могут использовать чужой проект.

• Связь информатики с другими предметами и поиск информации за переделами учебного заведения.

• Каждый студент понимает важность, работы.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда преподавателя, активизирует познавательную деятельность студентов на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности студентов при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Правила успешности проектной деятельности

  1. В команде нет лидеров. Все учащиеся равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый участник должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

2. Заключение

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда преподавателя, активизирует познавательную деятельность студентов на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности студентов при изучении нового материала. Участие в проекте позволит приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения

Метод проектов формирует некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:

  1. проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой  компьютерной подготовки студентов. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
  2. оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
  3. появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
  4. метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для студентов форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
  5. освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа студентов осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности студента, его подготовки к реальной деятельности.
  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении студентов информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения в техникуме, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  1. проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
  2. неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию студентов, уровень самостоятельности студентов, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства образовательных учреждений, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны студентов: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу.


3.Список используемой литературы

  1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.
  2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А.  Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.
  3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
  4. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
  5. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
  6. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.
  7. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
  8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
  9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
  10. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
  11. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
  12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
  13. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2005.
  14. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005.
  15. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005.
  16. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2005.
  17. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.
  18. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.
  19. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2004.
  20. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.


4. Приложение 1

Примеры проектов

для студентов 1 курса на уроках информатики.

Образовательная линия «Информация и информационные процессы»

Проект «Новости компьютерного мира»

Тип проекта: информационный, общий.

Планируемый результат: создание студентом тетради (альбома) с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.

Цели: закрепить навыки студентов управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формировать навык самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».

Учебно-педагогическая задача: используя материалы периодической печати собрать и оформить тетрадь (альбом). Проанализировать представленный материал и снабдить его собственными комментариями типа «это 34-скоростной CD-ROM, который я хотел бы купить для игр» и так далее. Представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: месяц, семестр.

Я организую постоянную проверку оформления альбомов, собирая их и выставляя оценки. Студенты делают сообщения по новому материалу. В конце семестра лучшие проекты представляются группе и занимают почётное место в кабинете, для их последующего использования на уроках.

В ходе выполнения проекта студенты вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

Образовательная линия «Компьютер» 

Проект «Выбери ПК» 

Тип проекта: ролево-игровой, мини проект.

Планируемый результат: осознанный выбор студентами модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.

Цели: проверить качество знаний студентов по теме «Устройство ПК», показать студентам практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.

Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую  конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: одна пара.

Ход проекта: Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Студенты предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая группа студентов представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить  ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму. Со звонком продавцы занимают своё место за рабочими столами, а покупатели стараются сделать оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений. Когда выбор сделан, между двумя сторонами подписывается договор о «продаже» компьютера. После заключения таких договоров всеми покупателями переходим к обсуждению разыгранных ситуаций. Первыми представляют свои результаты покупатели. Каждый из них объявляет с какой целью он пришёл покупать компьютер, какой суммой он располагал и какую комплектацию он выбрал. Характеристики выбранного компьютера записаны в договоре и выбор каждой комплектующей должен быть обоснован, от этого зависит оценка студента. Затем выступают студенты из группы продавцов. Они представляют свои наборы комплектующих для сделанных заказов, обосновывая их выбор.

Подводя итоги проекта, я всегда обращаю внимание студентов на их культуру поведения в моделируемых ситуациях купли-продажи, указывая на необходимость вежливого отношения  друг к другу.

Образовательная линия «Моделирование» 

Проект «Модель процесса» 

Тип проекта: информационный, мини проект.

Планируемый результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса.

Цели: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе.

Учебно-педагогическая задача: наблюдая процесс, выделить в нём основные этапы. Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: одна пара.

Ход проекта: Студент дома наблюдает за каким-либо процессом. Выделяет в этом процессе этапы его прохождения. Определяет основные признаки, характеризующие процесс. Определяет начальные данные, необходимые для проведения выбранного процесса. Создаёт графическую модель этапов процесса. На уроке преподаватель собирает все графические модели, приготовленные студентами. Модель демонстрируется группе. Студенты должны определить, какой процесс изображён. В случае неоднозначных ответов студентов или их затруднения в определении представленного процесса на помощь приходит создатель модели. Подробно обсуждаются правильность выбранных признаков, отображение этапов, определения начальных данных. По каждому проекту подводится итог и выставляется оценка. В конце урока студентами проводится обобщение полученного опыта.

Образовательная линия «Управление и алгоритмы» 

Проект «Управляющие системы» 

Тип проекта: творческий, мини проект.

Планируемый результат: создание вербальной модели компьютеризованной управляющей системы с обратной связью.

Цели: определить уровень сформированности знаний по пройденной теме.

Учебно-педагогическая задача: применить знания, полученные на предыдущих уроках для моделирования системы управления с обратной связью. Доказать необходимость обратной связи для эффективного функционирования системы управления. Представить полученную модель преподавателю.

Предметно-содержательная область: информатика, риторика, литература.

Длительность: одна пара.

Ход проекта: Краткое повторение, актуализация необходимых знаний по теме «Управление и алгоритмы» Создание своей модели, она может быть и фантастической, но обязательно с обратной связью и с указанием функций ЦАП и АЦП. Модель описывается вербально, форма – в  виде сочинения.

Представление проекта преподавателю. В результате проведения этого проекта, получаешь целый мир  АСУ и САУ систем, здесь и швейные фабрики, и выполнение Д/З с помощью роботов, и различные роботы-захватчики и т. д. Если в сочинение полностью выдержана кибернетическая схема управления, то ставлю «5», если есть недочеты «4», при несоответствии темы предлагаю переписать, и снижаю оценку на 1 балл. Такая форма контроля уводит студента от шаблонных определений и заучивания схем.

Сообразно техническому оснащению кабинета информатики в рамках курса студенты осваивают следующие прикладные программы: текстовой  и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. В рамках курса информатики метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках студенты начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом студенту зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом студент сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка преподавателем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для студента более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Проект «Кроссворд - проверь свои знания». 

Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико - ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: студентам предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика и любой предмет

Длительность: одна пара

Ход проекта:

определение темы вопросов для кроссворда;

отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

создание макета кроссворда на бумаге;

создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.

Запись вопросов и ответов к кроссворду;

Представление результатов работы преподавателю.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности студентов. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему одногруппнику. Лучшие работы распечатываются и используются преподавателями на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают студентам практическую ценность приобретённых ими знаний.

Проект «Это интересно»

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни.

Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.

Предметно-содержательная область: информатика и любой предмет.

Длительность: одна пара и время для подготовки домашнего задания.

Для выполнения проекта студенты образовывают пары.

Ход проекта: распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя;

определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной;

отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;

Эти пункты выполняются студентами в качестве домашнего задания.

на уроке студенты, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;

Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению студенты реализуют проекты на ПК.

представление проекта студентам группы и преподавателю.

Например, проект, посвящённый такой актуальной теме как курение. Его можно поместить в лист здоровья или использовать при профилактических беседах.

Выполнение таких проектов вовлекает студентов  в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать используя Paint. Работа в парах требует терпимости  друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции студентов.

Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание курса информатики.


5.Приложение 2

Использование метода проектов на старших курсах

Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, для преподавателя и студентов появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  1. большинство студентов уже имеют навыки работы на ПК;
  2. изучение предметов становится более целенаправленным;
  3. в силу своих возрастных особенностей, студенты старших курсов  более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
  4. студенты старших курсов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. И, конечно, опять незаменимым помощником для меня является метод проектов.

Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для студентов материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов студента, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Обычно я использую введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. На старших курсах  проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении:

  1. формирование основ научного мировоззрения;
  2. формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
  3. подготовкой студентов к последующей профессиональной деятельности;
  4. овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования.

Рассмотрим несколько проектов проводимых мной.

Проект «Собери фразу», рекомендуется для 2 курса, в рамках изучения темы «Файловая структура». Для его проведения студенты делятся на пары. Длительность – два часа.

Данный проект позволяет приобрести навыки навигации в Windows, изучить порядок работы с ярлыками объектов, текстовой редактор Word, уяснить, в каких форматах можно сохранять файлы.

Первая часть работы заключается в том, что каждый студент задумывает свою ключевую фразу и создает в редакторе Word пять файлов, содержащих часть ключевой фразы и указание на то, в каком файле содержится следующая часть. Для первого файла создается ярлык и помещается на рабочий стол. Заранее обговариваю, что должны быть использованы все критерии поиска файлов в среде Windows: по имени, типу, символу и имени, размеру, дате, содержащемуся в файле тексту.

Какой-то из пяти файлов можно заархивировать – таким образом, отрабатываются навыки работы с архиваторами.

Вторая часть работы состоит в том, что после создания пяти файлов студенты меняются рабочими местами: каждый переходит на другой компьютер, где щелчком на ярлыке открывает файл с началом фазы и указанием пути ко второму файлу, а затем последовательно ищет остальные файлы и собирает ключевую фазу.

В этом проекте содержится и элемент игры, и элемент соревнования: кто разработает наиболее интересное задание для поиска, кто быстрее найдет все нужные файлы. Студенты оценивают работу своего товарища по следующим критериям: сложность поиска, правильность организации. Здесь же каждый проводит самооценку своих умений работы с файловой структурой.

Например: Номер и имя файла         

Задание на поиск следующего файла         

Часть ключевой фразы

1) d1.doc         

Второй файл создан в 11.00 и содержит слово «нужно»         

Недостаточно овладеть

2) d2.txt         

Третий файл сохранен в виде шаблона, в его имени есть символ «3»         

премудростью, нужно

3) d3.dot         

Четвертый файл сохранен на диске C и имеет расширение kr         

также уметь

4) d4.kr         

Пятый файл заархивирован и сохранен на диске d:, не более 19Кбайт         

пользоваться ею.

5) d5.rar         

Цицерон

Проект «Я хочу Вам рассказать», рекомендуется для студентов 2 курса в качестве обобщения и углубления приёмов работы в текстовом редакторе.

Мини проект такого типа рассматривался выше. Но здесь задача усложняется: создаваемый документ должен иметь гиперструктуру, материал должен быть тщательно изучен, сделаны выводы. Выполнение данной проектной работы позволяет студентам приобрести такие умения, как:

  1. использование основных опций меню для создания и сохранения файлов;
  2. форматирование текста до и после его набора;
  3. выделение заголовков с использованием различных шрифтов;
  4. вставка в текст рисунков, файлов и др.;
  5. использование  специальных программ для подготовки иллюстраций.

Работа по проекту разбивается  рассчитана на 3-4 пары.

На начальном этапе осуществляется предварительная подготовка. Работа начинается с просмотра нескольких газет и определения общих особенностей такого печатного издания, как газета. Затем строится макет будущей газеты.

На втором этапе студенты готовят экранную страницу к созданию на ней текста.

На третьем этапе студенты с помощью соответствующих команд задают размеры будущих статей, фотографий, рисунков и пр. На дом студенты получают задание: написать тексты статей, которые будут размещены в газете, учитывая при этом размеры, отведенные под каждую статью.

Четвертый этап посвящен оформлению заголовков. Его цель – самостоятельно познакомиться с различными видами шрифтов, правильно  расположить текст на листе.

Пятый этап - набор статей. На этом этапе студенты закрепляют умение редактировать документ, учатся переносить текст из одного файла в другой.

Цель шестого этапа - подготовка иллюстраций, в том числе, знакомство студентов с работой сканера.

На седьмом этапе (сборка полосы) целью является использование сервисных возможностей данного редактора (проверка орфографии, перенос слов, форматирование текста, замена символов и т. д.), закрепление умения перемещать рисунок и изменять его размеры, осуществлять  подгонку текста, так как зачастую набранный текст статьи немного меньше или больше отведенного для нее места.

И последний этап - сборка газеты, целью которого является закрепление умения производить исправление текста с помощью различных сервисных опций.

Опыт показывает, что студенты, выполнившие такую проектную работу, могут самостоятельно выполнить практически любую работу в текстовом редакторе. Зная принципы работы редактора, они способны самостоятельно или, получив небольшую помощь от преподавателя-консультанта, справиться с поставленными задачами.

Одной из возможностей применения ПК является решение экономических задач с использованием программы Excel.

Проект «Моё предприятие». Мы выполняем этот проект на 4 курсе, после изучения темы «Типы адресации».

Цель проекта - показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения использования табличных процессоров.

Проект носит практико-ориентированный характер.

Длительность проекта – 6 часов.

Проблема проекта заключается в следующем: изначально имеется некоторая сумма денег, каждый должен организовать своё предприятие, нанять работников, закупить оборудование и так далее. Работа предприятия должна быть организованна так, чтобы через 6 месяцев оно оказалось прибыльным.

Выполняя проект, студенты на практике убеждаются, что труд руководителя требует компетентности во многих областях. Защита проекта проводится в виде отчёта, который содержит основные формулы расчета и вывод о рентабельности предприятия. В рамках этого проекта студенты самостоятельно осваивают создание иллюстративного материала к полученным расчетам, определяют наиболее подходящий вид графиков и диаграмм.

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности на старших курсах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от студентов умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.


6. Рецензия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.

Данный доклад используется на методическом объединении учителей информатики и ИКТ....

Здоровье сберегающие технологии на уроках информатики

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движения глаз....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...

Методические рекомендации по информатике на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»

Я не знаю большей красоты, чем здоровье.(Г. Гейне)Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у...

Методическая разработка «Использование Интернет-технологий на уроках информатики"

Современный урок информатики немыслимым без использования Интернет-технологий. Использование Интернета на уроках повышает информационную культуру учащихся и развивает стремление использовать Всем...

Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда была одной  из  наиболее  важных  в  теории  и  практике  обучения.  Сегодня  реше...