Современные педагогические технологии
методическая разработка по информатике и икт по теме

Возвышаева Мария Михайловна

Рассматривается игровая технология на уроках информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Выступление на педагогическом совете

 «Современные технологии в образовательном процессе:

 за и против»

 ( Слайд 1) Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по ведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

(Слайд 2, щелк) А.С.Макаренко считал, что (щелк)  «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

        (Слайд 3, щелк)Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

        Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика,

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание.

В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности  игровой технологии следует выделить следующие компоненты: (слайд 4, щелк)

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.(Слайд 5, щелк).

Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

         Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша фольклорная экспедиция оказалась в Архангельской области…

 Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

         Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.,

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии (слайд 6, щелк) представляют собой ступени (щелк) от игры-забавы к (щелк) игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – (щелк) от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

(Слайд 7) Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это (щелк)

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся ;(щелк)

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;(щелк)

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;(щелк)

- способствует преодолению пассивности учеников;(щелк)

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

(Слайд 8, щелк) В.А. Сухомлинский говорил, (щелк) что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. 

(Слайд 9)  Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.

Мы представили лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. А вот ученики 5–7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.

Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры. Здесь стоит отметить, что интернет из быстрой и удобной передачи информации (учась чему-нибудь) превратился в то, что сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие, как единственные способы решения проблем.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.

О  возрастных особенностях учитель должен помнит при организации игр.

Подводя итог выше изложенному можно отметить (слайд 21, щелк) «за» использование игровых технологий: (щелк)

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;(щелк)

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;(щелк)

- идет передача опыта старших поколений младшим;(щелк)

- способствует использованию знаний в новой ситуации;(щелк)

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;(щелк)

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие: (щелк)

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;(щелк)

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; (щелк)

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; (щелк)

- невозможность использовать на любом материале;(щелк)

- сложность в оценки учащихся.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». (Слайд 22, щелк ) Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Слайд 2

«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» А.С. Макаренко

Слайд 3

ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению

Слайд 4

СУЩНОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ мотива- ционный ориента - ционно - целевой содержа- тельно - операци - онный ценностно - волевой оценочный

Слайд 5

Компонент игровой технологии Структурные элементы игры Мотивационный Установочный момент, игровая ситуация Ориентационно-целевой Задачи игры Содержательно-операционный Правила игры, игровое действие Ценностно-волевой Игровое состояние Оценочный Результат игры

Слайд 6

СУЩНОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ игра-забава игра-увлечение игра-творчество

Слайд 7

РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; способствует преодолению пассивности учеников; способствует усилению работоспособности учащихся.

Слайд 8

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский

Слайд 9

Место игры на уроке: В начале проводятся с целью организации стимулирования активности учащихся; В середине- усвоения темы; В конце- носит поисковый характер

Слайд 10

Структурные составляющие дидактической игры: Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи Учебная деятельность подчиняется правилам игры Учебный материал используется в качестве ее средств, вводится элемент соревнований Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

Слайд 11

По области деятельности: физические интеллектуальные трудовые социальные психологические Педагогические игры

Слайд 12

По предметной области: Музыкальные, театральные, литературные Трудовые, технические, производственные Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные Обществоведческие, Управленческие, экономические, коммерческие Математические, химические, биологические, физические, экологические

Слайд 13

По игровой среде: Без предметов, с предметами Настольные, комнатные, уличные, На местности Компьютерные, телевизионные, ТСО Технические, со средствами передвижения

Слайд 14

По игровой методике: Предметные Ролевые Деловые Имитационные Сюжетные Драматизация

Слайд 15

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ

Слайд 16

Игровое упражнение «Разгадайте ребусы» хранение кодирование обработка шифрование

Слайд 17

Прочитайте зашифрованное письмо

Слайд 18

1 2 3 4 5 По горизонтали: 2. Перечень команд, которые можно выбрать. 4. Устройство для обработки информации в ЭВМ. "Мозг" компьютера. 5. Вид представления информации (чаще он встречается в учебниках математики) По вертикали: 1.Устройство ввода информации, использующееся для получения компьютерной копии документа. 3. Информационный процесс. (Что делают с информацией). Игровое упражнение «Реши кроссворд»

Слайд 19

Игровое упражнение «Определи устройства ввода и вывода информации»

Слайд 20

начало ввод А В := число деревьев, которые надо посадить на участке дороги длиной 90 м так, чтобы между ними было расстояние в 9 м А := 5 · А В < A В := число лет Алёши, если через 3 года он будет вдвое старше, чем 3 года назад С := В · 4 – А если лимон дороже яблока в 3 раза, то А яблок дороже, чем 5 лимонов С := сумма цифр, которые надо подставить вместо звездочек: *3* + 3*3 = *000 С := А · 2 – 130 : В вывод С конец

Слайд 21

ЗА ПРОТИВ является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления; несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; идет передача опыта старших поколений младшим; способствует использовани знаний в новой ситуации; -способствует объединению коллектива и формированию ответственности -сложность в организации и проблемы с дисциплиной; - подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; -увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание - невозможность использования на любом материале; -сложность в оценке учащихся

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...