Методическая разрабока по информатике
методическая разработка по информатике и икт по теме

Цель урока познакомить студентов с назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студенты выполняют практическую работу на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_festival_pervoe_sentyabrya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

        Цель урока познакомить студентов с  назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студенты выполняют практическую работу на компьютере.


Тема: «Конспект  урока по теме: «Электронные таблицы».  Практическая работа «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги»».

Цель урока:  познакомить студентов с назначением электронных  таблиц, основными понятиями и простейшими приёмами работы в программе электронные таблицы Excel.

Задачи урока:

Образовательные:  познакомить студентов  с основными понятиями электронных таблиц,  о возможностях их применения на производстве, в учебном процессе  и т.д.;

Воспитательные:  воспитание информационной культуры студентов, дисциплинированности,  внимательности и усидчивости при изучении материала.

Развивающие: развитие  мышления, навыков работы на персональном компьютере.

Оборудование:

доска

настольные персональные компьютеры (16 шт.)

практическая работа с заданием

опорный конспект

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация и мотивация
  3. Теоретическая часть
  4. Практическая часть
  5. Вопросы студентов
  6. Домашнее задание
  7. Подведение итогов уроков

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, проверить присутствующих, наличие тетрадей, учебников, внешний вид студентов.

2. Актуализация и мотивация.

        Часто при работе с документацией приходиться сталкиваться с таблицами, т.к. удобно обрабатывать числовую информацию при помощи таблиц.

        Сегодня на занятии мы рассмотрим прикладную программу, которая входит в пакет прикладных программ – электронную таблицу. Узнаем о ее происхождении, назначении, использовании на предприятиях, организациях, офисах, в быту и т.д.

        На предыдущих занятиях, изучая MS Word, мы строили таблицы. Но лишь немногие операции  можно производить с таблицами в редакторе MS Word, он не позволяет производить расширенную сортировку, фильтрацию данных, устанавливать связи между ячейками, производить подбор параметров и другие дополнительные возможности. 

        Начало созданию электронных таблиц было положено в 1979 году, когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, что бы в одни ячейки помещать числа, а в других рассчитывать математические формулы и преобразования числа.  

3.Теоретическая часть.

Назначение и область применение табличных процессоров.

        Практически в любой области деятельности человека, особенно при решении планово-экономических задач, бухгалтерском и банковском учете, проектно-сметных работ, матричные вычисления в инженерных расчетах и т.д., возникает необходимость представлять данные в виде таблиц, при этом часть данных периодически меняется, а часть рассчитывается по  формулам. Для проведения таких работ на компьютере   были разработаны электронные таблицы.

        Электронные таблицы предназначены для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме. Для управления электронной таблицей созданы специальные программные продукты - табличные процессоры. Они позволят не только создавать электронные таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных.

Табличные процессоры обеспечивают:

  1. ввод, хранение и корректировку данных;
  2. автоматическое проведение вычислений по заданным формулам;
  3. построение различного рода диаграмм и графиков на основе табличных данных;
  4. оформление и печать электронных таблиц;
  5. создание итоговых и сводных таблиц;
  6. выборку данных по запросам;
  7. дружественный интерфейс.

Современные табличные процессы реализуют целый ряд  дополнительных функций:

  1. возможность работы в локальной сети;
  2. организация обмена данными с другими программными средствами, например, с системами управления базами данных;
  3. возможность работы с трехмерной графикой;
  4. разработку макрокоманд, настройку среду под потребности пользователя.

Основные понятия.

        Как и любую другую программу пакета Microsoft Office, Excel можно запустить: в меню Пуск, выбрать пункт Программы,  а затем Microsoft  Excel . После активизации ярлыка осуществляется запуск программы, окно которой имеет вид, аналогичный текстовому редактору, который включает текстовое меню, графическое меню, рабочее поле.   Здесь   рабочее поле представлено в виде таблицы.

        Документ, созданный в электронной таблице называется рабочей книгой, содержащий несколько листов, в которые могут входить таблицы, диаграммы, макросы и т.д.

        Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.

        Имена строк – это их номера. Нумерация строк начинается с 1 и заканчивается максимальным числом, устанавливаем для данной программы.

        Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, BZ до BZ и т.д.

Максимальное количество строк и столбцов определяется особенностями используемой программы и объемом памяти компьютера, например, в табличном процессоре Excel 265 столбцов и более 16 тысяч строк. Современные программы дают возможность создать электронные таблицы, содержащие более 1 млн. ячеек, хотя для практических целей в большинстве случаев этого не требуется.

Пересечение строки и столбцов образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячеек в формулах используются ссылки (например, А2 или С4).

 Ячейка – область, определяемая пересечением столбцов и строки электронной таблицы, имеющая свой уникальный адрес.

Адрес ячейки определяется именем (номером) столбца и именем (номером) строки, на пересечении которых находятся ячейка, например А1.

Текущей (активной) называется ячейка электронной таблицы, в которой в данный момент находится курсор.  Активная   ячейка обычно выделяется жирной рамкой. Адрес и содержимое текущей ячейки выводятся в строке ввода электронной таблицы.

Ссылка – указание  адреса  ячейки.

В электронных таблицах можно работать как с отдельными ячейками, так и с группами ячеек, которые образуют блок.

Блок ячеек – группа смежных ячеек, определяемая с помощью адреса. Блок ячеек может  состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также последовательности строк и столбцов (или их частей).

Адрес блока ячеек задается указанием ссылки первой и последней его ячеек, между которыми ставится разделительный символ – двоеточие ( : ) или две точки подряд (..).  Если блок имеет вид прямоугольника, то его адрес задается адресами левой верхней и правой нижней ячеек, входящих в блок (например, D4:F5).

4.Практическая часть.

Практическая работа  «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги». (Приложение1).

5. Вопросы студентов.

6. Домашнее задание.

Выучить основные понятия и определения электронной таблицы Excel.

7.Подведение итогов урока.

Выставить студентам оценки за работу на занятии и выполнении  практической работы на компьютере.


Приложение 1.

Практическая работа

Тема: «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги»

Цель работы: получить начальные навыки работы с электронной таблицей

Порядок выполнения:

1.Загрузите табличный процессор Excel: Пуск/Программы/Microsoft Excel

2.Проверьте наличие режимов: (режим должен быть отмечен символом )

- Вид/Обычный; Вид/Строка формул; Вид/строка состояний,

-Вид/Панель инструментов/Стандартная; Вид/Панель инструментов/Форматирование

3.Создайте таблицу по образцу, для этого:

- В А1 введите «ВЕДОМОСТЬ», нажмите Enter

- В А2 – на выдачу стипендии

ВЕДОМОСТЬ

на выдачу  стипендии

за сентябрь 2010 г.

Учреждение Дмитровский колледж

группа № 110

№ п/п

Фамилия И.О.

Табельный номер

Сумма

Подпись

1.

Иванов И.И.

7765

50

2.

Петров П.П.

7766

……….

Итого

Ведомость составил мастер                                  Климова Г.В.

- В А3 – за сентябрь 2010 г

- В А5 – Учреждение Дмитровский колледж

- В А6 – группа № 110

- в ячейки А8, В8, С8, D8, Е8 введите «шапку» таблицы

- введите остальные данные таблицы

- В А17 – ведомость составил мастер

- В Е17 – Климова Г.В.

 4. Используя режим Автозаполнения,

заполните пустые ячейки, для этого:

- выделите диапазон А9:А10 (после выделения кнопку мышки отпустить)

- установить курсор мышки в нижний правый угол выделенного диапазона (появится черный крестик)

- нажмите и протащите вниз до А15,

- выполните предыдущие действия для диапазона С9:С10

-активизируйте ячейку D9, курсором мышки установите нижний правый угол, протащите вниз до

ячейки D15, мышку отпустить (данные скопированы)

5. Отформатируйте таблицу, для этого:

- выделите А1:E1, щелкните на Панели форматирования по кнопке Объединить и поместить в

центре

- выполните предыдущее действие для диапазонов А2:Е2, А3:Е3, А5:Е5, А6:Е6

  6. Измените ширину столбца А: установите курсор в верхней адресной полосе между А и В (появится двухсторонняя стрелка), выполните двойной щелчок мышкой

- аналогично измените ширину остальных столбцов

- активируйте ячейку С8, выполните Формат/Ячейки/закладка Выравнивание, установите

режим Переносить по словам, Ок

- вручную измените ширину столбца С  установите курсор мышки в адресную полосу между С и

D, протаскиванием мышки установите нужную ширину

- выделите А8:Е15, щелкните на Панели форматирования по кнопке Границы, выберите сетку

- выделите D9:D15, на панели форматирования щелкните по кнопке Денежный формат и по

кнопке Уменьшить разрядность

- используя Панель форматирования, отцентрируйте данные в таблице (кроме фамилий),

предварительно выделив соответствующий диапазон

     7. Вычислите общую сумму стипендии по группе, для этого:

- активизируйте ячейку D16, щелкните по кнопке Автосумма на Стандартной панели, Enter

    8. Замените значение в столбце Сумма на 80, для этого:

-  активизируйте ячейку А1 и выполните Правка/Заменить

- в поле Что введите 50, в поле Заменить на введите 80, нажмите Заменить все

   9. Выполните Файл/Предварительный просмотр, результат показать преподавателю, щелкнуть по кнопке Закрыть

 10. Сохраните созданную таблицу, для этого выполните: Файл/Сохранить как, выберите свою Папку, измените имя файла на ПР_1, Ок. Закройте приложение Excel.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разрабока урока в 10-м классе по теме «Охрана окружающей среды» с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания

Методическая разработка посвящена заключительному уроку, на котором учащиеся имеют возможность познакомиться с Природными парками Франции и рассказать о том, что они делают для защиты окружающей среды...

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Методическая разрабока урока по теме Древний Рим

Материал представляет собой методическую разработку урока -игры  по данной теме....

Методическая разрабока урока географии: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс

Урок "Природные зоны Северной Америки" четвертый урок в теме "Северная Америка". Урок с использованием проблемных вопросов....

методическая разрабока

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  (ИКТ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Область применения...

Методическая разрабока урока по русскому языку в 6 классе на тему "Не с существительными"

В методической разработке описаны формы и приёмы работы на уроке открытия новых знаний....

Методическая разрабока занятия "Лучики добра".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....