Современный урок информатики
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме

Николаева Татьяна Георгиевна

Данный материал характеризует современные требования к уроку информатики, рекомендации по календарно - тематическому и поурочному планированию, формы проведения уроков информатики и пример конструктора урока. Рекомендации основываются на материалы книги А. Гина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok_informatiki.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок информатики

    Компьютерные технологии создают условия для новых подходов к общению и сотрудни честву, для которых характерен режим диалога учителя и ученика. Компьютер и педагогиче ские программные средства помогают учителю совершенствовать стиль работы, принимая на себя многие рутинные функции (тренаж, тестовый контроль и т.п.) и оставляя учителю наибо лее творческие, истинно человеческие задачи обучения, воспитания и развития. А в таких важ ных компонентах учебно-воспитательного процесса, как ведение дискуссии, поощрение рассу ждений, поддержание дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала для различных учащихся учитель еще долго (если не всегда) будет делать значи тельно лучше компьютера. Не говоря уже о том, что компьютер никогда не заменит личностно го общения учителя с учеником и родителями. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета.

Подводя итог, хочется сказать, что центральная роль в компьютеризации учебного про цесса принадлежит учителю информатики, поэтому он нуждается в постоянной информации о новейших достижениях, в обмене опытом, в улучшении материальной базы преподавания.

 

 

Структура урока информатики

Необходимо помнить, что распределение подачи материала по времени опирается на ис следования устойчивости внимания на уроке:

0–7 мин. урока — внимание рассеянное. Требует определенных усилий со стороны учи теля на его концентрацию;

8–23 мин. урока — период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;

24–30 мин. урока — устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требует снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т.п.);

31–45 мин. урока — концентрация внимания в связи с поставленной целью (произволь ное внимание).

Рекомендуется следующее распределение учебного времени на уроке :

 

Основные элементы (этапы) современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологиче ской) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка го товности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.

2. Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

3. Введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися.

4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое приме нение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

5. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащи мися, оценка знаний;

6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.

7. Подведение итогов урока.

Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, на копление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.

Структура урока изучения нового материала:

1. Оргмомент.

2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при вы сокой мыслительной активности учащихся.

3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.).

6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

7. Контроль результатов первичного запоминания.

8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.

9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регуляр ная оценка результатов запоминания и применения.

11. Задание на дом.

12. Итог урока.

Структура урока формирования умений и навыков:

1. Оргмомент.

2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных).

3. Проведение проверочных упражнений.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

5. Упражнения на их освоение.

6. Упражнения на их закрепление.

7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

9. Упражнения творческого характера.

10. Задание на дом.

11. Итог урока.

Структура урока закрепления:

1. Оргмомент.

2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для вы полнения предложенных заданий.

3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

4. Проверка выполнения работ.

5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Задание на дом (если это необходимо).

7. Итог урока.

Структура урока повторения:

1. Оргмомент.

2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.

3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, осно вополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной)1.

4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.

5. Задание на дом.

6. Итог урока.

Структура урока проверки знаний:

1. Организация начала урока.

 Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.

2. Постановка задачи урока.

Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет про верять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и поль зовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами прове рили работы.

3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, дик тант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

4. Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это ухо дит следующий урок).

5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их уст ранения и совершенствования знаний и умений.

Структура повторительно-обобщающего урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изучен ной темы или тем, сообщает цель и план урока.

3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обоб щенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

5. Формулирование выводов по изученному материалу.

6. Оценка результатов урока.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом (не всегда).

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы урока и его задач.

3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуа циях — по аналогии.

5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.

6. Творческое применение знаний и умений.

7. Упражнение по отработке навыков.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Системы уроков учителей-новаторов

Система преподавания Л.В. Маховой

1. Рассказ обзорного типа по всей теме.

2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

3. Урок -практическая работа.

4. Урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.

5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.

6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков Н.П. Гузика

1. Уроки теоретического разбора материала учителем.

2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.

3. Уроки-семинары.

4. Уроки-практикумы.

5. Уроки контроля и оценки.

 Система уроков Р.Г. Хазанкина

1. Урок-лекция по всей теме.

2. Уроки решения ключевых задач.

3. Урок-консультация.

4. Урок-зачет.

Триединая цель урока информатики

Триединая цель урока (ТЦУ) — это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися к концу урока. ТЦУ — это сложная составная цель, включающая три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремится учителя и ученики.

Триединая цель урока — основа целесообразной деятельности учителя и учеников, даю щая ей направление. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке и реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников. Ее достижение возможно только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответ ствующей интерпретации должна ставиться перед классом в ученическом варианте.

Рассмотрим каждый из трех аспектов ТЦУ: образовательный (познавательный), разви вающий и воспитывающий.

Образовательный аспект ТЦУ — основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глу бину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.

3. Формировать навыки — точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

4. Формировать умения — сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня ка чества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репро дуктивного, конструктивного или творческого.

Развивающий аспект ТЦУ складывается из нескольких блоков:

-развитие речи (обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысло вой функции; усиление коммуникативных свойств речи; овладение учащимися художествен ными образами, выразительными свойствами языка);

-развитие мышления (обучение анализу, выделению главного, сравнению, построению аналогий, обобщению и систематизации, доказательству и опровержению, определению и объ яснению понятий, постановке и разрешению проблем);

-развитие сенсорной сферы (развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во вре мени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи);

-развитие двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движе ния и т.п.).

Воспитывающий аспект ТЦУ заключается в том, что по-настоящему развивающее обу чение не может не быть воспитывающим. Урок обладает возможностями влиять на становле ние нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к об щечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

Требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку:

-четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

-определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

-прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности уме ний и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

-выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий по знавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в деятельности учащихся;

-реализация на уроке всех дидактических принципов;

-создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного пред мета и конкретного урока;

2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

 

Требования к организации познавательной деятельности учащихся

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и вообра жения учащихся: -планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмыс ления;

-использование установок в форме убеждения, внушения;

-планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

-использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее ус

военных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный оп рос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирова ния новых знаний и умений:

-определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне кон кретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулиро вания выводов);

-опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и во ображении учащихся;

-планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятель ность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение зада ний с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

-повышение уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формирование умений рассуждать и умозаклю чать;

-использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3. Учет возрастных особенностей учащихся: планирование урока в соответствии с инди видуальными и возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

4. Закрепление результатов работы: формирование навыков путем упражнений; обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение меха нического переноса.

5. Организованность учащихся: -отношение учащихся к учению, их степень самоорганизации и уровень умственного развития; -возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при оп ределении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Гигиенические требования к уроку: температурный режим; физико-химические свой ства воздуха (необходимость проветривания); освещение; предупреждение утомления и пере утомления; чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); своевременное и качественное проведение физкультмину ток; соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

-урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потреб ность в знаниях;

-темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завер шенными;

-необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

-доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

-по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать раз личные методы и приемы обучения;

-обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

-учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 Проектирование обучения информатике

Подготовка к уроку и преподаванию в целом, как и всякая иная разумная деятельность, начинается с планирования.

 Тематическое планирование

Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса. В общем виде годовой тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них вре мени.

Тематический план содержит следующие разделы: 1) наименование тем и цели всех уро ков; 2) типы уроков; 3) число часов, отводимых на их изучение; 4) опорные знания и умения; 5) темы для предваряющего и итогового повторения; 6) перечень наглядных пособий и учебно го оборудования; 7) учебно-методические пособия; 8) межпредметные связи; 9) типы уроков (фиксируются обобщающие и зачетные занятия, намечаются темы и виды самостоятельных работ). По каждой теме часто выделяются основные понятия, способы деятельности, источники информации.

Тематическое планирование (по М.И. Махмутову)

Номера уроков

1-й час

2-й час

3-й час

I. Название темы 1. Цель (общая дидактическая) урока или системы уроков. 2. Тип урока (уроков). 3. Общие методы обучения. 4. Оборудования и основные источники информации. 5. Виды контрольных работ по системе уроков

II. Актуализация 1. Опорные знания (понятия и факты) и способы действий. 2. Типы самостоятельных работ

III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Новые понятия и способы действия. 2. Основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ

IV. Применение (формирование умений и навыков) 1. Типы самостоятельных работ. 2. Межпредметные связи

V. Домашнее задание 1. Повторение (объем учебного материала). 2. Типы

самостоятельных работ

                  Образцы календарно-тематического планирования

Общие вопросы плана

Номер урока по теме с начала года

Тема урока

 Цель урока

 Тип урока

 Методы обучения на уроке

 Повторение на уроке с целью актуализации опорных знаний

Виды контроля знаний и обратной связи Планируемое приращение знаний, умений и навыков

Содержание урока в процессе обучения

Воспитательная работа на уроке. Профориентация и связь материала с жизнью Дидактические средства урока Самостоятельная работа учащихся на уроке Закрепление пройденного на уроке Домашнее задание: а) повторение материала на уроке б) творческая часть задания

 Тематическое планирование (по Ю.Б. Зотову)

Календарно-тематическое планирование по информатике на I (II) полугодие 200_/200_  у.г.

Классы:______________________ Учитель:_____________________ Количество часов:

всего ______ час.; в неделю _________час.

Плановых контрольных уроков ____, зачетов ____, тестов ____. Планирование составлено на основе _______________________________

указать документ

Учебник_____________________________________________________

                    название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература____________________________________

                        название, автор, издательство, год издания

    Пояснительная записка

(Обоснование выбора, изменений, дополнений и т.п.)

Содержание

Общее кол-во часов по разде лу

Кол-во часов по теме

Примечания

 Календарно-тематический план учебно-воспитательной работы по информатике на __ полугодие 200_/200_ учебного года

№ п/п

Темы уроков

Тип урока

К-во часов

Материал для повторения

Наглядные пособия

Вид контроля на уроке

Д/З

Внеклассная работа

1.

2.

Тематический план удобно оформлять в виде таблицы на компьютере или на больших листах. На каждый раздел курса может выделяться отдельный лист. Столбцами таблицы слу жат данные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент занятия будет просматривать ся по вертикали. Календарно-тематический план может быть составлен различными способами.

Поурочное планирование

Заключительный этап подготовки учителя к уроку — поурочное планирование, результа том которого является план (или конспект) урока.

Начинающему учителю полезно составлять как можно более подробный конспект или развернутый план урока, более опытный педагог может ограничиться менее детальным планом. Но план как рабочий документ необходим каждому педагогу: он позволяет последовательно и полно воплотить задуманное, ориентироваться во времени, может служить основой для после дующей работы.

План урока — это методический вариант организации работы учащихся над материалом урока. В нем обычно указываются тема и цель урока (образовательная, развивающая, воспиты вающая), распределение времени по этапам (проверка задания, объяснение нового, упражнения ит.д.), кратко поясняется содержание работы. В последнем разделе фиксируются основные элементы содержания проверяемого или нового материала и соответствующие методические приемы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы), упражнения (задачи должны быть решены), методы изложения, демонстрации, иллюстрации, содержание и виды самостоя тельной работы, домашнее задание.

Полезно иметь запасные варианты на случай несовпадения реального хода урока с запла нированным и подготовить дополнительный материал для тех, кто раньше других справится с заданиями, или на случай, если запланированное удалось выполнить в более сжатое, чем пред полагалось, время. На уроке информатики возможны случаи, когда невозможна работа за ком пьютером (поломка ряда компьютеров, не работает локальная сеть или модем, отключено элек тричество и т.д.), для таких случаев должны быть предусмотрены другие виды работы, в том числе работа в безмашинном варианте.

Учитель должен прогнозировать желаемые результаты обучения: усвоение понятий и действий, формирование представлений, получение опыта и т.д. В плане должны получить от ражение средства, обеспечивающие достижение результатов, и критерии, позволяющие вы явить степень реального продвижения учащихся в овладении материалом, уровень общего раз вития личности, гражданского и нравственного становления воспитанников.

При этом план не должен превращаться в догму, поведение учителя и учащихся не долж но быть сковано слишком жесткой схемой и настойчивым стремлением сделать все «по плану». «Вдохновение учителя, реакция учеников на его домашние заготовки вселяют душу в урок. Урок оживает и порой довольно часто идет совсем по другому руслу. Тогда после занятия бро саешься к конспекту и быстро, пока не забылись самые драгоценные его моменты, записыва ешь тот урок, который на самом деле получился

Для подготовки плана (конспекта) урока реко мендуется:  

1. Начало подготовки к уроку:

 -четко определить и сформулировать его тему;

-определить место темы в учебном курсе;

-изучить программы, методические пособия, школьный учебник; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и ту часть учебного материала, которая будет ис пользована в дальнейшем, межпредметные связи;

 -выделить опорный материал, который каждый ученик должен понять и запомнить.

2. Определить и четко сформулировать для себя и для учащихся целевую установку уро ка: определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал, для чего:

-подобрать литературу по теме (учебник, энциклопедическое издание, научно популярное издание, периодика, ресурсы Интернет и т.д.), отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач;

-подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой си туации; творческий подход к знаниям.

-упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному», составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреп лению материала учеником.

4. Продумать «изюминку» урока — то, что вызовет удивление, изумление, восторг уче ников. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандарт ный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Продумать последовательность работы с отобранным материалом, смену видов деятельности учащихся. Найти такую форму организа ции урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие.

6. Спланировать объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке; контроль деятельности учащихся: продумать содержание и виды контроля, как будут использованы его результаты. Составить список учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

7. Продумать индивидуальный подход к разным ученикам: как ликвидировать пробелы в их знаниях, предупредить ошибки и т.д.

8. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно  - наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый матери ал остался на доске в виде опорного конспекта, а также работу учащихся на доске и в тетрадях.

9. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, способа его преподнесе ния учащимся, рекомендации по выполнению.

Цели домашнего задания могут быть различны: повторение ранее изученного материала; создание проблемной ситуации; ознакомление с новым материалом (новый материал возникает как обобщение домашнего задания, изучение нового материала на уроке проходит в постоян ном обращении к домашнему заданию); обобщающее повторение; закрепление материала, изу ченного на уроке.

При этом домашние задания могут быть устные и письменные; репродуктивные, конструктивные и творческие; обязательные и по желанию; общие, дифференцированные и индивидуальные; регламентированные и без установленного срока выполнения; комбиниро ванные.

10. Продумать форму подведения итогов урока.

В реальной практике обучения домашнее задание, как правило, дается в конце урока. Од нако такая ситуация не всегда оправдана. Окончание урока полезно разнообразить подведением итогов, ознакомлением учащихся с обобщающими выводами и идеями; использованием эффек та «незавершенного действия»; привлечением исторических сведений; выполнением игровых упражнений, решением головоломок, кроссвордов, анаграмм, ребусов по информатике; приме нением в концовке неожиданного хода, шутки и т.д.

11. Составление конспекта.

Существуют разные формы написания конспекта урока: произвольный, с выделением деятельности учителя и учащихся, с выделением вопросов и отве тов на них, раскрывающих содержание урока.

Пример 1.

I.  Дата _____________ Урок № ____/_____ Тема:________________________________ Цели:

образовательные ____________________________________________ развивающие _______________________________________________ воспитательные _____________________________________________

Тип урока: ______________________________ Оборудование (ТСО, наглядные пособия, программное обеспечение, мультимедиа, ре сурсы Интернет и т.д.). Последовательность отдельных этапов урока с указанием последовательности приемов, форм и методов обучения; ориентировочное время, отводимое на каждый этап.

II. Содержательная часть:

1. Планируемые знания, умения и навыки. Тексты всех заданий, новый учебный матери ал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2. Таблица, в которой зафиксировано: что, на каком этапе урока делают учитель и учени ки. Учителю рекомендуется излагать подробный ход урока: а) проверка домашнего задания; б) кто и по каким вопросам будет опрошен; в) фронтальная работа с классом; г) повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; д) сообщение нового материала: введение; что будет изложено самим учителем, что должны выполнить учащиеся; вопросы учителя и ожидаемые на них ответы; время и вид используемых средств обучения; выводы. е) закрепление пройденного материала на уроке, выявление понимания учениками нового материала и связи его с ранее пройденным; ж) самостоятельная работа, ее содержание, указания по проведению, методы проверки; з) виды контроля знаний и обратной связи; и) домашнее задание, пояснения к нему; к) подведение итогов урока (что нового узнали на уроке, характеристика работы класса и отдельных учащихся).  

К конспекту желательно приложить «вид доски» то есть содержание и расположение всех записей на доске при проведении урока с указанием того, что, когда и как должно быть записа но в тетрадях; виды проекционного или телевизионного экрана и экранов ученических компь ютеров.

III. Аналитическая часть.

1 вариант.

           Деятельность

Этап урока

Ученика

Учителя

 План-конспект урока  - вариант 2

Доска/

Время

Действия учителя

Действия учащихся

Экран/

Компьютер

 План-конспект урока - вариант 3, по Г.И. Саранцеву 

Основное содержание учебного материала

Деятельность

учителя

учащихся

I. Постановка цели урока

Формулирует: сформулировать понятиеусвоить

II. Актуализация знаний и умений: 1. Выполнение упражнения:

Предъявляет упражнение

Фиксируют упражнение в своих тетрадях

2. Вопросы для обсуждения:

Управляет посредством вопросов деятельностью учащихся. Наблюдает за работой учащихся. Осуществляет мотивацию

Отвечают на вопросы учите ля, обсуждают ответы това рищей, оформляют результа ты упражнения, фиксируют новые понятия и суждения

III. Формирование понятия… 1. Выполнение упражнений … 2. ...

Предъявляет учащимся условия упражнений. Наблюдает за работой учащихся.

Самостоятельно выполняют упражнения. Обсуждают результаты вы полнения упражнения и т. д.


 Научная организация труда учителя информатики

В условиях практически неограниченного доступа к информации, приводящего к измене нию методической системы обучения информатике, становится актуальным вопрос о научной организации труда (НОТ) учителя. Современный учитель должен осуществлять методически обоснованную разработку учебных курсов и учебных программ, участвовать в профессиональ ном сообществе педагогов, обмениваясь опытом, что возможно только на основе современных достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.

Один из методов НОТ учителя информатики — технологизация своей деятельности: ор ганизационно-методической, педагогической, исследовательской и т.д.

Картотека учителя

Огромное количество интересных фактов из телепередач и газет, касающихся информа тики и ее преподавания, мы, к сожалению, не можем при необходимости восстановить в памя ти. Многие учителя собирают интересные материалы, записывая интересные факты, конспек тируя книги, собирая вырезки из газет, записывая интересные телепередачи на видео и т.д.

Для эффективного использования накопленной информации традиционно учителя ведут картотеку материалов по своему предмету. Учитель информатики имеет уникальную возможность автоматизировать свой труд по накоплению информационно-методических материалов.

А.А. Гин предлагает технологию создания картотеки.

Технология планирования

0. Приготовьте столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Вначале, не вдаваясь в подробности, рассмотрите всю тему целиком и распределите, что и на каком уроке будет изу чаться. Фактически все уроки темы планируются сначала не последовательно, а одновременно и параллельно. Вот примерная последовательность действий:

1. Готовится базовый лист контроля. В выпускном классе вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.

2. Планируются средства обучения: наглядность, книги, ПО и т. п.

3. Планируется и прогнозируется деятельность учащихся.

4. Организация повторения: на каких уроках и в какой форме.

5. Проектируется контроль: на каких уроках и в какой форме. В результате тема в целом запланирована, на листах с соответствующими уроками поя вились записи. Теперь очередь за подробным планированием отдельных уроков.

И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель, например, опробовать какой-то новый прием. Это главный способ профессионального роста.

Конструктор урока

Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные. Первый персональный компьютер был собран из набора деталей.

Аналогично и для урока можно создать конструктор

Известны основные разделы урока (последовательность пока не столь важна):

А. Начало урока.

Б. Объяснение нового материала.

В. Закрепление, тренировка, отработка умений.

Г. По вторение.

Д. Контроль.

Е. Домашнее задание.

Ж. Конец урока.

Любой из разделов (блоков) урока может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. Эти приемы и будут элементами нашего конструктора.

Этап урока

А2

Б6

В4

Д6

Д9

Ж4

Время урока

5

15

10

7

0

3

Пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. Например: А2; Б6; В4; Г1; Д6; Д10; Ж4.

Что означает: начинаем с игры «Да-нетка»; изу чение нового материала проходит по приему «Вопрос к тексту»; закрепление в виде игры  тренинга;на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой; домашнее задание не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога. Теперь остается определить время на каждый из элементов, и проект урока готов.

                                                                                       Конструктор урока

Функцио 

нальные

блоки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Разделы

урока

А. Начало урока

Интеллек туальная разминка или про стой опрос

«Да-нетка»

Удивляй! Отсрочен ная отгадка

Фантасти ческая до бавка

«Свето фор»

Щадящий опрос

Идеальный опрос

Взаимооп рос

УМШ (фронталь но, со всем классом)

Игра в слу чайность

Театрали зация

Обсужде ние выпол нения Д/З

Б. Объяснение нового материала

Привлека тельная цель

Удивляй!

Фантасти ческая до бавка

Практич ность тео рии

Пресс конфе ренция

Вопрос к тексту

Лови ошибку!

Доклад

Театрали зация

Деловая игра «Точ ка зрения»

Деловая игра «НИЛ»

Проблем ный диалог

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку!

Пресс конферен ция

УМШ

Игра тренинг

Игра в слу чайность

«Да-нетка»

Деловая игра «Ком петент ность»

Деловая игра «Точ ка зрения»

Деловая игра «НИЛ»

Трениро вочная контроль ная работа

Устный програм мируемый опрос

Взаимооп рос

Щадя щий оп рос

Г. Повторение

Своя опора

Повторяем с контро лем

Повторяем с расшире нием

Свои при меры

Опрос-итог

Обсуждаем Д/З

Пересече ние тем

Деловая игра «Ком петент ность»

Деловая игра «Точ ка зрения»

Деловая игра «НИЛ»

Игра в слу чайность

«Да-нетка»

Показа тельный ответ

Д. Контроль

«Свето фор»

Опрос по цепочке

Тихий оп рос

Програм мируемый опрос

Идеальный опрос

Фактоло гический диктант

Блиц-кон трольная

Релейная контроль ная работа

Выбороч ный кон троль

Обычная контроль ная работа

Е. Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычная обычность

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает на будущее

Ж. Конец урока

Опрос итог

Отсро ченная отгадка

Роль «пси холог»

Роль «под водящий итоги»

Обсуждаем Д/З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.

Для того чтобы рассмотреть эту тему,  необходимо остановиться на двух вопросах:Первый вопрос:Сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного урока или урока открытия нового зна...

Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока информатики и ИКТ и эффективного образовательного мониторинга.

Статья содержит описание современных педагогических технлогий применяемых на уроках информатики и ИКТ....

Современный урок информатики

Данная презентация поможет педагогам узнать, каким должен быть современный урок информатики....

Современный урок информатики в условии реализации новых ФГОС

Урок остается в настоящее время основной формой организации учебного про­цесса, однако системно-деятельностный подход вносит свои коррективы в его цели и структуру....

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики....

Современный урок информатики и ИКТ в контексте требований ФГОС: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся.

Достижение новых результатов образования в школе от учителя требует использование современных образовательных технологий, методических приемов и методов, которые будут формировать самостоятельного доб...

Современный урок информатики в контексте реализации требований ФГОС ООО

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его  стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики  концентрируется в уроке.Совр...