Обобщающий урок по теме "Условный оператор"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Обобщающий урок по теме: Условный оператор. Задания рассчитаны на изучение языка программирования Pascal ABC, но могут использоваться и при изучении других  языков программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_uslovnyy_operator.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Основы алгоритмизации и программирования. Условный оператор»

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися по теме «Условный оператор» на предыдущем уроке.

Задачи: 

Образовательные:

  1. закрепить представления учащихся о формах представления алгоритмических конструкций;
  2. сформировать навыки самостоятельной работы;
  3. систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  1. развитие алгоритмического мышления, формирование умений размышлять, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

Воспитательные:

  1. воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к программированию, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений  и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Оборудование:  

  1. Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  2. Презентация для ИД «Условный оператор. Решение задач».
  3. Электронного практикума по курсу «Основы алгоритмизации и программирования», 7-9 классы, учителя информатики ГУО СОШ № 2 г. Чаусы Славникова Виктора Васильевича

Ход урока

1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

1. Начать сегодняшний урок я хочу с одной маленькой и интересной притчи:

        Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано «Переверни его и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие».

        Сегодня на уроке мы не будем переворачивать камень, а обратим внимание на те знания, которые вами уже получены на уроках информатики и математики и обратим ваши знания в действия, а именно в решение новых задач. Тема нашего урока «Условный оператор». Цель: (формулируют дети)

  1. Запишите на языке Паскаль следующие условия (слайды 2,3).
  2. Поставьте в соответствие отдельные служебные слова и команды языка Паскаль и их значение на русском языке (слайд 4).

  1. Из имеющихся операторов составьте структуру программы на языке Паскаль (слайд 5). 

Какие команды потребуется добавить в данную программу, если возникнет необходимость проверки какого-либо условия?

Итак, мы получили полную форму записи условного оператора на языке Паскаль (слайд 6)

2) Отработка навыков составления программ.

Еще в 6 классе, изучая тему «Алгоритмы» вы говорили о том, что существует несколько форм записи алгоритмов и одной из них, используемых в заданиях ЕГЭ по информатике является язык блок-схем.

  1. Вашему вниманию предложены основные фигуры языка блок-схем, применяемые для представления конструкции «Ветвления». Попробуйте составить правильную схему конструкции (слайд 7). Зарисуйте в тетради полученную схему.

  1. Расставьте строки программы в правильном порядке, чтобы получилась программа, которая находит квадрат числа, если введённое число не отрицательное (слайд 8).

  1. Допишите команду if … then … else … для решения задачи: «Если число Х меньше 88, то увеличить его в 58 раз и уменьшить на 38 в противном случае» (слайд 9).

3) Физкультминутка.

  1. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  1. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  2. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  3. Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

В практической  части урока ученики  закрепляют  навыки  записи условий на языке программирования, записи ветвления при решении задач (используются задания Электронного практикума по курсу «Основы алгоритмизации и программирования», 7-9 классы, учителя информатики ГУО СОШ № 2 г. Чаусы Славникова Виктора Васильевича)

Задание 3:  (для каждого учащегося открывается своё персональное задание)

Запишите на языке Паскаль следующие условия:

 - число  … – нечетное;

 - число …  – не кратно …;

 - число … - не равно …;

 - число … - делится без остатка на …;

 - целая часть от деления числа … на … равна …

Пример 6: (для каждого учащегося открывается своё персональное задание)

Напечатай в прямоугольнике команду если … то … иначе… для решения следующей задачи: «Если число …. не равно …, то переменную … уменьшить …, в противном случае увеличить …»

Дополнительное задание: (выполняется в программе Pascal ABC и отправляются на сервер учителю)

Составьте программу для решения следующей задачи: «Даны целые числа а, b и с, являющиеся сторонами треугольника. Проверить является ли треугольник равнобедренным»

5) Подведение итогов, выставление оценок.

Оценки выставить тем ученикам, которые удачно справились с заданием.

При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?

6)  Домашнее задание

Задания электронного практикума  в тетради.

Составить программу решения задачи: Дано целое число а. Если оно является положительным , то прибавить к нему 1, если отрицательным, то вычесть из него 2.

7) Рефлексия

  1. Самоанализ проводится в форме анкетирования, позволяющего дать качественную оценку уроку.

 Учащимся выдаются заранее карточки, в которых каждый из них должен выбрать свой вариант к поставленным вопросам

 1. На уроке я работал                                     активно / пассивно

 2. Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен

 3. Урок мне показался                                коротким / длинным

 4. За урок я                                        не устал / устал

 5. Материал урока мне был                         понятен / не понятен

 6. Домашнее задание мне кажется                легким / трудным  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Операторы языка Паскаль"

Разработка урока и презентация...

Конспект урока информатики "Условный оператор IF" 8 класс

Цели урока:Образовательные:Закрепление понятий линейный алгоритм;Знакомство с понятием ветвление, полное и неполное ветвление;Формирование умений построения блок-схем, записи программ на языке програм...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Конспект урока на тему: "Оператор ветвления"

Урок в 9-м классе по теме "Оператор ветвления" Цели:  образовательная:  познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования  Turbo Pascal...

Язык программирования Python. Конспект урока №2. Условный оператор IF

Конспект урока по программированию на языке Python для учащихся 8-11 классов. Урок №2. Условный оператор IF...