Конспект урока информатики "Условный оператор IF" 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Обмачевская Дарья Викторовна

Цели урока:

Образовательные:

  • Закрепление понятий линейный алгоритм;
  • Знакомство с понятием ветвление, полное и неполное ветвление;
  • Формирование умений построения блок-схем, записи программ на языке программирования Паскаль, работы на компьютере.

Развивающие:

  • развивать критическое мышление как аспект учебно-интеллектуальных умений и навыков;
  • развивать у школьников умения структурировать информацию.

Воспитательные:

  • способствовать обогащению внутреннего мира школьников и их жизненного опыта;
  • формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемому предмету.

Задачи урока:

  • научить строить блок-схемы по аналогии  к предложенным заданиям;
  • активно использовать знания по теме «Условный оператор CASE»;
  • активизировать в упражнениях язык программирования Паскаль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект 144.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку в 8 классе144.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект урока информатики

в 8 классе на тему

«Условный оператор IF»

Учитель: Обмачевская Дарья Викторовна

г.Нефтекумск 2013г.


Тема урока: «Условный оператор IF»

Тип урока: урок, размещенный на Рабочем столе учителя. Урок проходит с предоставлением доступа учащемуся к Рабочему столу учителя.

Цели урока: 

Образовательные:

  • Закрепление понятий линейный алгоритм;
  • Знакомство с понятием ветвление, полное и неполное ветвление;
  • Формирование умений построения блок-схем, записи программ на языке программирования Паскаль, работы на компьютере.

Развивающие:

  • развивать критическое мышление как аспект учебно-интеллектуальных умений и навыков;
  • развивать у школьников умения структурировать информацию.

Воспитательные:

  • способствовать обогащению внутреннего мира школьников и их жизненного опыта;
  • формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемому предмету.

Задачи урока:

  • научить строить блок-схемы по аналогии  к предложенным заданиям;
  • активно использовать знания по теме «Условный оператор CASE»;
  • активизировать в упражнениях язык программирования Паскаль.

Материал и оборудование урока:

  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.
  • ОС Windows XP;
  • Microsoft Office 2003;
  • среда программирования PABC.
  • обучающая программа-презентация «Оператор выбора CASE», созданная учителем средствами Microsoft PowerPoint;
  • компьютеры;
  • проектор;
  • доска;
  • ресурс из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов.

Урок строится на основе:

  • изученного материала по теме «Линейный алгоритм»;
  • теоретического материала по теме «Условный оператор IF»
  • практических упражнений, предложенных учителем;
  • наглядного материала на экране;

Структура урока

  1. Определение темы урока и постановка целей урока. (1 мин.)
  2. Повторение темы «Линейный алгоритм». Фронтальный опрос. (3 мин.)
  3. Введение понятия «Условный оператор IF». (7 мин.)
  4. Применение условного оператора IF при решении задач.

     (4 мин.)

  1. Решение задачи по аналогии. (7 мин.)
  2. Работа на компьютерах.  (15 мин.)
  3. Подведение итогов урока. (1 мин.)
  4. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. (2 мин.)

Ход урока

  1. Определение темы урока и постановка целей урока.

Здравствуйте. Сегодня мы изучим новую тему «Условный оператор IF», научимся строить блок-схемы и записывать решения задач языке программирования Паскаль.

  1. Повторение темы «Линейный алгоритм». Фронтальный опрос.

Мы уже изучили линейный алгоритм, строили блок-схемы и решали задачи с его использованием. Давайте немного вспомним о нем.

Предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что такое алгоритм?
  • Какие бывают алгоритмы?
  • Как строится блок-схема?
  • Форма записи полного и неполного ветвления на Паскале.
  1. Введение понятия «Условный оператор IF».

Итак, вы сказали, что при выполнении линейного алгоритма действия выполняются в строгой последовательности друг за другом. А как же быть, если в задаче стоит какое-либо условие? Для этого в программировании и существует условный оператор IF. Итак, условный оператор IF используется, при существовании условия и в зависимости от его выполнения или невыполнения осуществляются те или иные команды.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите блок-схему, отображающую условный оператор.

А сейчас мы рассмотрим форму его записи на Паскале. (На экране выведен слайд презентации).

4.        Применение условного оператора IF при решении задач.

А теперь мы рассмотрим на примере задачи как используется условный оператор IF.

Условие задачи: нарисовать блок-схему и составить программу, которая сравнивает  одно число с 20, а второе число с –15.

Сначала рассмотрим блок-схему к этой задаче. (На экране выведен слайд презентации, содержащий блок-схему к этой задаче.) Нарисуйте ее себе в тетради.

Теперь рассмотрим программу на Паскале. (На экране выведен слайд презентации, содержащий программу данной задачи.) Перепишите, пожалуйста программу в тетради.

  1. Решение задачи по аналогии.

Теперь попробуем нарисовать блок-схему и написать программу на Паскале для следующей задачи.

Условие: даны два числа a и b. Найти большее из них.

  1. Работа на компьютере.

На моем Рабочем столе находится документ «Заготовки». В нем вы увидите рассмотренную задачу и задачу для самостоятельного решения. Обратите внимание: задачи написаны на языке Паскаль, но программы неполные. В них отсутствует условный оператор IF. Ваше задание следующее: вы должны недостающую часть набрать  самостоятельно и прислать мне. Приступайте к работе.

  1. Подведение итогов урока.

Итак, подведем итоги нашей с вами работы:

  • Повторили линейный оператор;
  • Познакомились с условным оператором;
  • Научились строить блок-схемы к предложенным задачам;

8. Информация о домашнем задании и инструктаж по его применению.

На следующий урок вы должны выучить теоретический материал об условном операторе IF и решить две задачи, нарисовав к ним блок-схемы и написав программы на языке Паскаль, условия которых вы видите на экране.

Условия:

  1. Даны два числа a и b. Найти меньшее из них.
  2. Даны площади круга S1 и квадрата S2. Поместится ли квадрат в круг?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Условный оператор IF НЕТ ДА КОМАНДА 1 КОМАНДА 2 УСЛОВИЕ ВЫБОР ОДНОГО ИЗ ДВУХ

Слайд 2

Неполное ветвление IF < условие > THEN < команда 1 > Полное ветвление IF < условие > THEN < команда 1 > ELSE < команда 2 > Форма записи на Паскале

Слайд 3

Оператор выбора CASE Оператор выбора case является обобщением оператора if и позволяет сделать выбор из произвольного числа имеющихся вариантов. Как и в операторе if здесь может присутствовать слово else, имеющее тот же смысл.

Слайд 4

Блок-схема ДА ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ Усл1 Усл2 Усл N КОМАНДА 1 КОМАНДА 2 КОМАНДА N

Слайд 5

Форма записи на Паскале CASE < ключ выбора > OF < список выбора > ELSE < операторы > END; Обратите внимание - в конце оператора case стоит ключевое слово end, для которого нет парного слова begin.

Слайд 6

Задача Нарисовать блок-схему и составить программу, позволяющую получить словесное описание школьных отметок (1- плохо, 2 – неудовлетворительно, 3 - удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 отлично).

Слайд 7

Блок-схема начало Ввод N N=1 N=2 N=3 N=4 N=5 ДА ДА ДА ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ ПЛОХО НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ХОРОШО ОТЛИЧНО НЕПР. ВВОД конец

Слайд 8

Задача на Паскале Program Zadacha; var n:integer; begin writeln (‘Введите номер оценки’); readln(n); case n of 1:writeln (‘ Плохо ’); 2:writeln (‘ Неудовлетворительно ’); 3:writeln (‘ Удовлетворительно ’); 4:writeln (‘ Хорошо ’); 5:writeln (‘ Отлично ’); else writeln (‘ неправильный ввод ’); end; readln; end.

Слайд 9

Домашнее задание 1. Выучить конспект в тетради. 2. Задача: вводится число от 1 до 12, определяющее месяц года. Дать название этого месяца года (1 – Январь, 2 – Февраль, 3 – Март, …, 12 – Декабрь). 3. В спортивных соревнованиях Шарик, кот Матроскин, дядя Федор и почтальон Печкин заняли соответственно 1, 2, 3 и 4 места. По номеру места выдать имя участника. К задачам нарисовать блок-схемы и написать программы на Паскале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Условный оператор"

Урок знакомит учащихся с условным оператором  программы на языке Паскаль, его полной и неполной формой, учит детей составлять элементарную программу с использованием условного оператор...

Конспект урока информатики в 9 классе "Операторы ввода и вывода в Pascal"

Урок разработан и проведен в рамках районного семинара учителей информатики. Содержит ЦОР сопровождения урока, выполненный в программе E-PUBLISH. К уроку составлена структурно-информационная карта, оц...

8 класс. Конспекты уроков. Нелинейные операторы

ОПЕРАТОР УСЛОВНОГО ПЕРЕХОДАПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...