Рабочая программа по информатике и ИКТ. 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Программа составлена на основе Примерной  программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Количество учебных часов – 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_8_makarova.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Уйская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

 на заседании   методической кафедры

учителей    информатики и информационных технологий      

№ протокола ____________

от  «___» сентября 200___г.

Руководитель кафедры

_______________

/______________ /

Согласовано

 зам.директора по УВР

______________

/ ____________ /

«___» сентября 200__г.

Утверждаю

Директор МОУ УСОШ

_______________  

«___» сентября 200__г.

Рабочая программа учебного курса по информатике и ИКТ

для 8х  классов

Составитель: учитель информатики

МОУ «Уйская СОШ» Уйского района

Челябинской области

Малкова Любовь Ильинична

2009-2010 уч.год


Пояснительная записка

Наименование программы – Программа составлена на основе Примерной  программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Количество учебных часов – 34 часа, 1 час в неделю

из них практических работ – 7часов,

контрольных работ – 3 часов.

Учебно-методический комплект - для учителя:  

  1. Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
  2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям

/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник  по моделированию

/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007

4. Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2007

5.  Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2007

6. Научно-методический журнал «Информатика и образование»

7. Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

8. Специальная информатика. Учебное пособие. /Под ред. С.В. Симонович. М.: АСТпресс, 2000г.

                                                            -  для учащихся:

1.  Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007

2.  Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник  по моделированию/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007

               

Форма промежуточной и итоговой аттестации – промежуточная и итоговая аттестация проходит в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Изменения, внесенные в  программу:

  1. В соответствии с учебным планом на изучении предмета « Информатика и ИКТ» отведено 34 часа, уменьшается количество часов по всем темам пропорционально в 2 раза.
  2. Контрольные работы завершают изучение разделов: «Информационная картина мира», «Программное обеспечение информационных технологий», «Техническое обеспечение информационных технологий» – 3.  При этом  контрольные работы состоят из двух частей: теоретической и практической (которая определяется с учетом дифференцированного подхода для каждого ученика.

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учеников

Вид

контроля

Элементы дополнительного содержания

Д/З

Дата проведения

план

фактич.

1

Раздел 1. Информационная картина мира

Техника безопасности в кабинете.

Тема 1. Понятие об информации

1

Урок ознакомления с новым материалом

1.1. Что такое информация
1.2. Восприятие информации
1.3. Свойства информации

Учащиеся должны знать:

понятие информации и ее основные свойства;

виды органолептической информации;

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры различной информации;

приводить характеристику свойств информации на примерах.

Фронтальный опрос.

2

Тема 3. Информационная деятельность человека

Тема 4. Информационные процессы

1

Урок ознакомления с новым материалом

3.1. Сбор информации
3.2. Обработка информации
3.3. Передача информации
3.4. Хранение информации
3.5. Поиск информации
3.6. Защита информации

4.1. Понятие о процессе
4.2. Информационные процессы в обществе
4.3. Информационные процессы в живой природе
4.4. Информационные процессы в технике
4.5. Информационные технологии
4.6. Персональный компьютер — основное техническое средство информационной технологии

Учащиеся должны знать:

понятие информационного процесса;

понятие информационной технологии и основные этапы ее развития;

роль технических средств в информационных процессах.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры

информационных

процессов в обществе, в

живой природе, в технике;

приводить примеры

технических устройств,

используемых в 

информационной

технологии.

Опрос  по карточкам

Н.В.Макарова

3

Тема 5. Информационные основы процессов управления

1

Комбинированный  урок

Учащиеся должны знать:

основные виды информационной деятельности человека;

роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;

основные составляющие схемы передачи информации;

назначение носителей информации;

основные средства защиты информации.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;

приводить примеры носителей информации;

приводить примеры способов защиты информации;

шифровать фразы с помощью своего ключа.

Выборочный опрос

Н.В.Макарова

Стр.

4

Тема 6. Представление об объектах окружающего мира

1

Урок  проверки и коррекции знаний и умений.

6.1. Что такое объект
6.2. Свойства и параметры объекта

Учащиеся должны знать:

понятие объекта и его свойств;

понятие параметра и его значений;

понятие действия объекта;

иметь представление о среде существования объекта.

Учащиеся должны уметь:

выделять объекты из окружающего мира и рассказывать о них;

называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;

перечислять действия, характеризующие объект;

определять среду обитания объекта;

представлять сведения об объекте в виде таблицы.

5

Тема 6. Представление об объектах окружающего мира

1

Урок ознакомления с  новым материалом

 6.3. Действие как характеристика объекта
6.4. Среда существования объекта

Письменный опрос по карточкам

Н.В.Макарова

Стр.

6

Тема 7. Представление о модели объекта

7.1. ПОНЯТИЕ МОДЕЛИ

7.2. Информационная модель объекта
7.3. Примеры информационных моделей объектов

Учащиеся должны знать:

понятие модели объекта;

понятие информационной модели;

почему при создании модели важно вначале определить цель;

одной из форм представления информационной модели служит таблица.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры материальных моделей;

формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;

выделять соответствующие цели характеристики объекта;

представлять информационную модель объекта в виде таблицы.


7

Контрольная работа по теме: «Информационная картина мира»

Урок  проверки и коррекции знаний и умений.

8

Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий

Тема 12. Алгоритмы
12.1. Понятие алгоритма
12.2. Свойства алгоритмов
12.3. Формы представления алгоритма
12.4. Линейный алгоритм

1

Урок ознакомления с новым материалом

12.1. Понятие алгоритма
12.2. Свойства алгоритмов
12.3. Формы представления алгоритма
12.4. Линейный алгоритм

Учащиеся должны знать:

назначение алгоритма и его определение;

свойства алгоритма;

формы представления алгоритма;

типовые алгоритмические конструкции;

представление алгоритма в виде блок-схемы;

основные стадии разработки алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры алгоритмов из разных сфер;

составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем;

разрабатывать циклические алгоритмы на основе различных видов циклов.

Фронтальный порос

Н.В.Макарова

Стр.

9

Тема 12. Алгоритмы 12.5. Разветвляющийся алгоритм
12.6. Циклический алгоритм

1

Комбинированный  урок

12.5. Разветвляющийся алгоритм
12.6. Циклический алгоритм

Письменный опрос по карточкам

Н.В.Макарова

Стр.

10

Тема 12. Алгоритмы 12.7. Вспомогательный алгоритм
12.8. Стадии создания алгоритма

1

12.7. Вспомогательный алгоритм
12.8. Стадии создания алгоритма

11

Тема 13. Представление о программе. Классификация программ
13.1. Исполнитель алгоритма
13.2. Понятие программы
13.3. Подходы к созданию программы
13.4. Классификация программного обеспечения

Урок ознакомления с новым материалом

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме ( изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы)

Учащиеся должны знать:

понятия программы и программного обеспечения;

отличие программы от алгоритма;

назначение системного программного обеспечения;

назначение прикладного программного обеспечения;

назначение инструментария программирования.

Учащиеся должны уметь:

классифицировать программы;

объяснить различия  процедурного и

объектного подходов при

 программировании на примерах из

 окружающей  жизни.

12

Тема 14. Системная среда Windows
14.1. Назначение системной среды Windows. Практическая работа «Работа в системной среде Windows»

Урок ознакомления с новым материалом

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Учащиеся должны знать:

понятия файла и папки, их назначение и параметры;

основные действия с файлами и папками;

назначение и структуру графического интерфейса;

иметь представление о приложении, документе, задаче;

назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления;

технологию обмена данными OLE и через буфер;

назначение антивирусных программ;

назначение архивации файлов и папок.

Учащиеся должны уметь:

просматривать информацию о параметрах папки и файла;

выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;

работать в программе Проводник;

выполнять стандартные действия с окнами;

изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;

запускать приложения или документы и переключаться меж ду задачами;

работать в стандартных средах: Калькулятора; WordPad; Paint;

создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;

проверять файлы на наличие вируса;

архивировать и разархивировать файлы и папки.

13

Тема 14. Системная среда Windows 

14.2. Представление о файле
14.3. Представление о папке

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях

14

Практическая работа №1 «Работа в системной среде Windows»

Урок применения знаний и умений.

15

14.4. Программа Проводник

16

14.5. Графический интерфейс и его объекты

17

14.6. Приложение и документ

18

Практическая работа №2 «Работа с приложениями и документами»

Урок применения знаний и умений.

19

14.7. Организация обмена данными

20

Практическая работа №3 «Организация обмена данными»

Урок применения знаний и умений.

21

Прикладная среда текстового процессора Word.

15.1. Роль и назначение прикладной среды.

15.2. Особенности прикладных сред Windows.

Учащиеся должны знать:

назначение и особенности прикладных сред Windows;

структуру и основные объекты типового интерфейса прикладной среды;

технологии обмена данными для создания составных документов;

понятие форматирования и его уровней;

основные действия по редактированию и форматированию документа и его объектов.

Учащиеся должны уметь:

рассказывать, как проявляются в

прикладных средах принципы

наглядности, многозадачности,

интеграции разнотипных

 документов;

приводить примеры использования

конкретной технологии обмена

данными.

22

Практическая работа №4 «Прикладная среда текстового процессора Word»

Урок применения знаний и умений.

23

15.3. Структура интерфейса прикладной среды.

15.4. Редактирование документа

Учащиеся должны знать:

иметь представление о макете

текстового документа;

основные объекты текстовых

документов и их параметры;

технологию создания и

редактирования текстового

 документа;

технологию копирования,

 перемещения и удаления

фрагментов текста с помощью

буфера обмена.

технологию форматирования текста.

Учащиеся должны уметь:

создавать и редактировать

 текстовый документ;

владеть операциями редактирования

 текста;

владеть операциями форматирования текста;

создавать списки (бюллетени),

колонтитулы, многоколоночный текст;

создавать текст в форме таблицы;

подготавливать текст к печати;

создавать в тексте графические

объекты;

создавать и редактировать формулы.

24

Практическая работа №5 «Редактирование документа»

Урок применения знаний и умений.

25

Форматирование документа

26

Практическая работа №6 «Форматирование документа»

Урок применения знаний и умений.

27

Практическая работа №7 «Форматирование документа»

Урок применения знаний и умений.

28

15.6. Общая характеристика инструментов прикладной среды.

Контрольная работа «Программное обеспечение информационных технологий»

Урок  проверки и коррекции знаний и умений.

29

Раздел 3. Техническое обеспечение

информационных технологий

Тема 16. Компьютер как средство обработки информации

1

Урок ознакомления с новым материалом

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).  Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. 

Соединение блоков и устройств компьютера, внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение о характеристиках компьютера, выключение компьютера

Учащиеся должны знать:

понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;

основные этапы обработки информации;

назначение и основные характеристики микропроцессора.

Индивидуальное тестирование

Н.В.Макарова

Практикум

Стр.

30

Тема 17. Микропроцессор
Тема 18. Устройства памяти

18.1. Назначение и основные характеристики памяти
18.2. Внутренняя память
18.3. Внешняя память

1

Урок ознакомления с новым материалом

Учащиеся должны знать:

классификацию видов памяти

 компьютера;

понятия носителя, устройств

 внешней памяти;

понятие форматирования  диска;

характеристику и основной

физический  принцип организации

 работы внутренней памяти;

характеристику и основной

 физический  принцип организации

 работы памяти на магнитных

 носителях;

характеристику и основной

 физический принцип организации

работы оптической памяти.

Учащиеся должны уметь:

объяснить отличие  одного вида

 памяти от другого;

сравнивать различные  виды памяти по основным характеристикам.

Фронтальный опрос

Н.В.Макарова

Практикум

Стр.

31

Тема 19. Устройства ввода информации

Тема 20. Устройства вывода

1

19.1. Классификация устройств ввода
19.2. Клавиатура
19.3. Манипуляторы
19.4. Сенсорные устройства ввода
19.5. Устройства сканирования
19.6. Устройства распознавания речи

20.1. Классификация устройств вывода
20.2. Мониторы
20.3. Принтеры
20.4. Плоттеры
20.5. Устройства звукового вывода

Учащиеся должны знать: классификацию устройств ввода информации;

назначение драйвера устройства;

понятие разрешающей  способности конкретного  устройства ввода;

характеристику каждого класса устройств ввода.

Учащиеся должны уметь: свободно

 работать на клавиатуре  компьютера;

выполнять физическое подключение

 к  системному блоку любого

 устройства ввода и его  установку

 в компьютере.

Учащиеся должны знать:

классификацию устройств вывода

информации;

основные характеристики мониторов;

основные характеристики и принцип действия матричных,

струйных и лазерных принтеров;

основные характеристики и виды плоттеров.

выполнять физическое

 подключение к системному блоку

любого устройства вывода и его

установку в компьютере.

Учащиеся должны уметь:

ориентироваться в характеристиках устройств вывода;

выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и его установку в компьютере.

Письменный опрос по карточкам

Повторение

Н.В.Макарова

Практикум

Стр.

32

Кодирование информации в компьютере.

2.1. Форма и язык представления информации.

Учащиеся должны знать:

основные формы представления информации;

назначение языка, кода и кодирования информации;

основные единицы измерения объема информации;

способы кодирования в компьютере разного вида информации;

отличия растрового и векторного изображения в компьютере.

33

2.2. Кодирование информации.

34

2.3. Представление информации в компьютере.

Контрольная работа «Техническое обеспечение ИТ»

Урок  проверки и коррекции знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...