Рабочая программа по информатике 5 класс Босова
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

 

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».



[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с.Золотаревка

Согласовано на МО учителей математики

физики, информатики МОУСОШ№4

Протокол № _1__ от 29.082011

____________ Г.Н.Самофалова.

Согласовано 30.08.2011

Заместитель директора

школы по УВР

___________ В.И.Герасименко

Утверждаю

Приказ № ___ от

Директор

__________ Г.И.Свериденко

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 5 класса

учитель информатики и ИКТ

Джикаева Манана Гургеновна

2011 г

Пояснительная записка

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Цели программы:

  1. формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  2.  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  3.  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  1. показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  2. организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  3. организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  4. создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  1. учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  2. методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  3. комплект цифровых образовательных ресурсов;
  4. сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса – 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса - 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  1. практических работ – 15;

  2. проверочные работы – 3;

  3. контрольная работа – 1;
  4. творческая работа – 1.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить  организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники  не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Компьютер для начинающих

8

4

4

2

Информация вокруг нас

15

8

7

3

Информационные технологии

10

4

6

Итоговой контроль

(мини-проект)

2

2

Итого:

35

16

19

Содержание учебного курса

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  2. различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  4. приводить примеры информационных носителей;
  5. иметь представление о способах кодирования информации;
  6. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  1. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  2. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  3. запускать программы из меню Пуск;
  4. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  5. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  6. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  7. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  8. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  9. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2011.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2011.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006-2011
  11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система  Windows или Alt Linux.
  2. Пакет офисных приложений Office илиOpenOffice.
  3. Плакаты Босовой Л.Л.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов

  1. Зрительные иллюзии.
  2. Техника безопасности.
  3. Компьютер на службе у человека.
  4. Хранение информации.
  5. Носители информации.
  6. Средства передачи информации.
  7. В мире кодов.
  8. Текст: история и современность.
  9. Табличный способ решения логических задач.
  10. Наглядные формы представления информации.
  11. Задача о напитках.
  12. Клавиатурный тренажер.
  13. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».


Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п

Дата

Тема урока

Основные понятия

Тип

урока

Цифровые образователь

ные ресурсы

Компьютерный практикум

Кол-во часов

Параграф учебника

Домашнее задание

1

Информация — Компьютер — Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

информация, данные, информатика, компьютер

комбинир.

Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

§ 1.1

§ 1.1, 2.2,

РТ: №1, 2 стр. 3

2

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

процессор, память, жесткий диск, монитор, клавиатура

комбинир.

Плакат «Компьютер и информация», презентация «Компьютер на службе у человека»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

§ 2.1, 2.2

§ 2.1, 2.2

РТ: №1 стр. 54

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы кла виш. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш

комбинир.

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

1

§ 2.3 (1,2)

§ 2.3 (стр. 69-72)

РТ: №6 стр.57, №10, 11 стр. 61, №8*

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения 1 — 8 на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

алфавитно-цифровая клавиатура

комбинир.

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

1

§ 2.3 (3)

§ 2.3 (стр. 72-75)

РТ: №9 стр. 60, №12* стр.63

5

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл

комбинир.

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

1

§ 2.4

§ 2.4, 3.11

РТ: №5 стр. 57

6

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа № 2 «Осваиваем  мышь».

рабочий стол, значок, ярлык, кнопка

комбинир.

Логическая игра «Пары»

Освоение мыши

1

§ 2.5, 2.6

§ 2.5, 2.6

РТ: №13 стр. 64, №15 стр.65

7

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

меню, главное меню, окно, элементы окна

комбинир.

Запуск программ. Основные элементы окна программы

1

§ 2.7

§ 2.7

РТ №16, 17 стр.65, №22 б стр. 67

8

Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Управляем  компьютером с помощью меню».

раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления

комбинир.

Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml;

файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc.

Управление компьютером с помощью меню

1

§ 2.8

придумайте и изобразите свое диалоговое окно

9

Действия с информацией. Хранение информации.

информация, оперативная память, внешняя память

комбинир.

Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации»

Логическая игра (тренировка памяти)

1

§ 1.2, 1.3

§ 1.2, 1.3

РТ: №4 стр. 5

10

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск

комбинир.

Презентация «Носители информации»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

§ 1.4

§ 1.4, 3.2

РТ: №3 стр. 4

11

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

источник информации, приемник информации

комбинир.

Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

1

§ 1.5

§ 1.5, вопросы 1-4

РТ: №6 стр. 12, №7* стр. 13

12

Кодирование информации.

условный знак, код, кодирование

комбинир.

Презентация «В мире кодов»

1

§ 1.6

§ 1.6

РТ: №14 –19 стр. 17 – 23

13

Формы представления информации. Метод координат.

код, кодирование, графический, числовой и символьный способы кодирования

комбинир.

Игра «Морской бой»

1

§ 1.7, 1.8

§ 1.7, 1.8

РТ: №31, 32 стр. 30, №34* стр. 32 – 37

14

Текст как форма представления информации.

текст

комбинир.

Презентация «Текст история и современность» (часть 1)

Логическая игра

1

§ 1.9

§ 1.9

РТ: №10 – 12 стр. 16

№35 (построить одну цепочку по выбору)

15

Табличная форма представления информации.

таблица, графа и строка таблицы

комбинир.

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

Игра «Морской бой»

1

§ 1.10

§ 1.10

РТ: №37, 38 стр.39

16

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа. 

схема, диаграмма

комбинир.

Презентация «Наглядные формы представления информации»,

интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml;

файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc.

1

§ 1.11

§ 1.11

РТ: №42 стр. 41

17

Обработка информации. Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью про граммы Калькулятор» (часть 1).

информация, обработка информации

комбинир.

Плакат «Обработка информации»

Выполнение вычислений с помощью про граммы Калькулятор

1

§ 1.12

§ 1.12

РТ: №37 стр. 73

18

Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6 «Вводим текст»

текстовый редактор, текстовый процессор, документ

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текс история и современность» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

Ввод текста

1

§ 2.9 (1)

§ 2.9 (стр. 88-90)

РТ: №38, 39 стр. 74, №33 стр. 31

19

Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

редактирование, вставка, замена, удаление

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текс: история и современность» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.

Редактирование текста

1

§ 2.9 (2)

§ 2.9 (стр. 90)

РТ: №40-43 стр. 75 – 77, №45 стр. 79

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 1–5)

фрагмент, буфер

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текст: история и современность» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

Редактирование текста

1

§ 2.9 (2)

§ 2.9 (стр.91-92)

РТ: №46-48 стр.79-81

21

Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 6,7).

редактирование, поиск, замена

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текст: история и современность» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf.

Редактирование текста

1

§ 2.9 (2), 1.13 (2)

§ 2.9 (стр.91-92),

§ 1.13 (стр. 49-51)

учебник: №7, 8 стр. 52-53,

РТ: №44 стр.78

22

Изменение  формы  представления  информации.   Систематизация информации. 

информация, обработка информации, сортировка

комбинир.

1

§ 1.13 (1)

§ 1.13 (стр.48-49)

РТ:  №43 (вторая часть)

№44-47 стр. 46-48

23

Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа № 9 «Форматируем текст».

форматирование, выравнивание, шрифт, начертание

комбинир.

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текст: история и современность» (часть 2), файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

Форматирование текста

1

§ 2.9

§ 2.9 (стр. 92-93)

РТ: №49 стр.82, №50 стр. 83

24

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами графического редактора».

компьютерная графика, графический редактор

комбинир.

Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

1

§ 1.13, 2.10 (1)

§ 1.13, 2.10 (стр. 95-101)

РТ: №51-52 стр. 84

25

Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 1, 4, 5)

обработка информации, граф. редактор, инструменты

комбинир.

Образцы выполнения заданий – файлы: Змей.bmp, Букашка.bmp.

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

1

§ 2.10 (2)

§ 2.10 (стр.95-101)

РТ: №55, 56 стр. 86-87

26

Обработка графической информации. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 2, 3) Проверочная работа.

обработка информации, сканер

комбинир.

Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;

файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc.

Раскраска

1

§ 2.10

§ 3.14

найти в старых газетах и журналах образцы шрифтов (рубленные, с заческами, декоративные), образцы текстов, имеющих различное выравнивание, образцы текстов, имеющих разное начертание (полужирное, курсивное, подчеркнутое)

27

Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы». 

текстовый процессор, граф. редактор, комбинированный документ

комбинир.

Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp)

Пригласительный билет. Создание комбинированных документов

1

§ 2.9, 2.10

§ 2.9, 2.10

РТ: №53 стр. 85

28

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 «Выполняем  вычисления с помощью про граммы Калькулятор» (часть 2)

входная и выходная информация

комбинир.

Выполнение вычислений с помощью про граммы Калькулятор

1

§ 1.14 (1)

§ 1.14 (стр. 54-56)

РТ: №49 стр. 49

29

Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»

логические рассуждения

комбинир.

Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp.

Работа с фрагментами рисунка

1

§ 1.14 (2)

§ 1.14 (стр. 56-57)

§ 2.10 (стр. 101-104)

РТ: №39, 40 стр. 40, №57 стр. 87

30

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки». 

план действий

комбинир.

Логическая игра «Переливашки»

Логическая игра «Черный ящик»

1

§ 1.14 (3)

§ 3.8

учебник: №9 стр. 61-62

РТ: №53 стр. 52

31

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». 

план действий

комбинир.

Логическая игра «Переливашки»

Логическая игра «Переправа»

1

§ 1.14

§ 1.14, 3.9

учебник: №10 стр. 62

РТ: №52* стр. 51, №54 стр. 53

32

Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» (начало) 

сюжет, видео-сюжет

комбинир.

Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml;

файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc.Образец выполнения задания —  презентация «Морское дно».

Анимация (начало)

1

§ 2.11

§ 2.11

33

Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» (завершение) 

анимация, ее настройка

комбинир.

Образцы выполнения заданий —  презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди».

Анимация (завершение)

1

§ 2.11

придумать сюжет для анимации

34—35

Итоговый мини-проект. Практическая работа №15 «Анимация. Сюжет на свободную тему».

комбинир.

создание анимации

2


Примерные контрольные и проверочные работы:

Тест 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.

  1. Внешняя память;
  2. Оперативная память;
  3. Процессор;
  4. Монитор;
  5. Клавиатура.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Отметьте специальные клавиши.

  1. {End};
  2. {Пробел};
  3. {Shift};
  4. {Home};
  5. {Esc};
  6. {PageUp};
  7. {};
  8. {Enter};
  9. {}.

4. Отметьте элементы рабочего стола.

  1. Кнопка Пуск;
  2. Кнопка Закрыть;
  3. Кнопка Свернуть;
  4. Панель задач;
  5. Корзина;
  6. Строка заголовка;
  7. Строка меню;
  8. Значок Мой компьютер.

Тест 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Всего 8 тестов по 2 варианта.

Вариант 2.

1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.

  1. Внешняя память;
  2. Оперативная память;
  3. Процессор;
  4. Монитор;
  5. Клавиатура.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Отметьте клавиши управления курсором.

  1. {End};
  2. {Пробел};
  3. {Shift};
  4. {Home};
  5. {Esc};
  6. {PageUp};
  7. {};
  8. {Enter};
  9. {}.

4. Отметьте элементы окна программы.

  1. Кнопка Пуск;
  2. Кнопка Закрыть;
  3. Кнопка Свернуть;
  4. Панель задач;
  5. Корзина;
  6. Строка заголовка;
  7. Строка меню;
  8. Значок Мой компьютер.

Тест 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Разговор по телефону;
  2. Посадка дерева;
  3. Кассета любимой музыкальной группы;
  4. Письмо приятелю;
  5. Выполнение контрольной работы;
  6. Разгадывание кроссворда;
  7. Просмотр телепередачи;
  8. Учебник математики.

2. Отметьте современные информационные носители.

  1. Телевидение;
  2. Бумага;
  3. Интернет;
  4. Телефон;
  5. Дискета;
  6. Лазерный диск;
  7. Телеграф;
  8. Видеокассета

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

  1. Текстовая;
  2. Графическая;
  3. Числовая;
  4. Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является

  1. Текст;
  2. Таблица;
  3. Схема;
  4. Рисунок.

Тест 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  2. Установка телефона;
  3. Прослушивание музыкальной кассеты;
  4. Чтение книги;
  5. Видеокассета;
  6. Заучивание правила;
  7. Толковый словарь;
  8. Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте современные информационные каналы.

  1. Телевидение;
  2. Бумага;
  3. Интернет;
  4. Телефон;
  5. Дискета;
  6. Лазерный диск;
  7. Телеграф;
  8. Видеокассета.

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.

  1. Текстовая;
  2. Графическая;
  3. Числовая;
  4. Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является

  1. Текст;
  2. Диаграмма;
  3. Схема;
  4. Рисунок.

Тест 3.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

8 - 11 баллов — удовлетворительно;

12 - 14 баллов — хорошо;

15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте элементы окна приложения WordPad.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при редактировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  1. Распылитель;
  2. Прямоугольник;
  3. Ножницы;
  4. Карандаш.

4. Отметьте верное.

При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

Тест 3.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

8 - 11 баллов — удовлетворительно;

12 - 14 баллов — хорошо;

15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте элементы окна приложения Paint.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при форматировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  1. Ластик;
  2. Треугольник;
  3. Кисть;
  4. Заливка.

4. Отметьте верное.

При форматировании текстового документа  происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.

Тест 4.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

12-18 баллов — удовлетворительно;

19 - 20 баллов — хорошо;

23 и более баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  2. Установка телефона;
  3. Прослушивание музыкальной кассеты;
  4. Чтение книги;
  5. Видеокассета;
  6. Заучивание правила;
  7. Толковый словарь;
  8. Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Запишите несколько современных носителей информации: ___________________

________________________________________________________________________

4. Отметьте элементы окна приложения Paint.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при форматировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При форматировании текстового документа  происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  3. обработка информации не происходит.

2) При разработке плана действий происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  3. обработка информации не происходит.

Тест 4.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

12-18 баллов — удовлетворительно;

19 - 20 баллов — хорошо;

 23 и более баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Разговор по телефону;
  2. Посадка дерева;
  3. Кассета любимой музыкальной группы;
  4. Письмо приятелю;
  5. Выполнение контрольной работы;
  6. Разгадывание кроссворда;
  7. Просмотр телепередачи;
  8. Учебник математики.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Запишите несколько древних носителей информации: _______________________

________________________________________________________________________

4. Отметьте элементы окна приложения WordPad.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при редактировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  3. обработка информации не происходит.

2) При вычислениях по известным формулам происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

обработка информации не происходит.


[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике-6 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа по информатике-7 (Босова), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразов...

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС

Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением  к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....

Рабочая программа 10-11 класс Босова

Рабочая программа к учебнику Босова 10-11 класс...

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)

Рабочие программы по информатике (УМК Босова Л.Л.)...

Рабочая программа по информатике к УМК "Информатика" Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образова...