Разработка урока: «Компьютерная графика. Создание анимированных изображений"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

 

Цели урока: проверить уровень усвоения основных теоретических положений, изученных ранее; расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики; закрепить навыки обработки графической информации; познакомить с простейшими способами создания движущихся изображений; дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений, способствовать формированию стремления учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.

 

Рассматриваемые вопросы:

  • Компьютерная графика (растровая, векторная).
  • Графические примитивы.
  • Мультимедиа. Мультимедийные программы. 
  • Сюжет
  • Сценарий
  • Анимация
  • Настройка анимации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный.

Приёмы обучения: объяснительно-побуждающий, инструктивно-практический,  частично-поисковый, фронтальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: класс, оборудованный ПК, мультимедийный проектор, экран, локальная сеть, раздаточный материал.

Электронные пособия: презентация «Компьютерная графика. Создание анимированных изображений».

Дидактический материал: раздаточный материал – тесты, карточки с заданиями по теме. Программное обеспечение: операционная система Windows XP, программа Microsoft Power Point 2003, Paint.

Литература и источники: Учебник «Информатика и ИКТ» 5 класс Л. Босова/ 2009 г./ Москва/ БИНОМ; Методическое пособие «Уроки информатики в 5-7 классах» Л. Босова, А. Босова/ Москва/2008/ БИНОМ; CD «Информатика 5-7Л.Л.Босова/2007/Москва/БИНОМ

Рабочие тетради для обучающихся «Информатика» Л. Босова/2010/Москва/БИНОМ; Учебник Информатика . Базовый курс. Теория под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006; Рабочая тетрадь по информатике  к учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой.

Этапы  урока

Время

Деятельность

учителя

учащихся

  1. Орг. момент:

Подготовка учащихся к работе на уроке.

1 мин.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу на уроке. Сообщает цель и план урока.

Приветствуют учителя,

настраиваются на работу.

  1. Проверка   домашнего задания:

Производится визуальная проверка  и обсуждение результатов выполнения заданий № 52, 53,55,56 на стр. 84-86 рабочей тетради. Постановка эвристических вопросов.

2 – 3 мин

Направляет деятельность учащихся, выслушивает ответы, обращает внимание учащихся на задания повышенной сложности, комментирует их и переходит к повторению.

Отвечают на поставленные вопросы, задают вопросы при необходимости, дискуссируют.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Цель: организовать и направить деятельность учащихся.

Постановка эвристических вопросов. Обращение к практическому опыту детей и их знаниям.

- Какие виды информации существуют по способам восприятия?

На предыдущих уроках мы с вами изучили довольно большой и интересный раздел «Компьютерная графика». Давайте вспомним, какие типы графической информации нам известны?

- Перечислите устройства, необходимые для обработки и хранения информации в цифровом формате.

- Как называются устройства, позволяющие представлять информацию в аудио виде и видео виде?

- Как называются программные средства, позволяющие обрабатывать аудио и видеоинформацию?

Для чего нужны мультимедимедийные устройства и программы?

- Что такое графический редактор?

- На какие виды можно разделить компьютерную графику? В чем различие? (Растровое изображение формируется и хранится с помощью точек – пикселей, которые образуют строки и столбцы, при этом каждый пиксель имеет определенное положение и цвет, хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении. Векторные изображения формируются из объектов  (точка, линия, окружность, прямоугольники и т.д.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул. С векторной графикой мы встречаемся при построении чертежей, схем , обработки трехмерной графики).

- Какие растровые редакторы вам известны? (Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное приложение Paint, и мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.)

- Какие векторные  редакторы вам известны? (К векторным графическим редакторам относятся графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word. Среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространена CorelDRAW).

Далее предлагается учащимся заполнить карточки с отражением возможностей вышеперечисленных редакторов (Приложение 1).

- Какие основные достоинства и недостатки растровых и векторных редакторов можно выделить? (Приложение 2).

Сообщение темы урока. Целевая установка урока.

- Сегодня мы с вами будем работать с растровым графическим редактором Paint, а также познакомимся с программой для создания мультимедийных презентаций Power Point, с ее возможностями, способами создания движущихся изображений средствами программы Microsoft Power Point 2003.

7 -10 мин

Организовывает и направляет деятельность учащихся, задает вопросы и корректирует ответы учащихся, подготавливает к усвоению новых знаний.

Слайд № 1,2.

Слайд № 3,4.

В зависимости от рассадки учитель разделяет учащихся  на 2 группы

Слайд № 5,6,7

Демонстрирует

Слайд № 8

Отвечают на поставленные вопросы.

Заполняют карточки,  знак «+», если редактор представляет такую возможность, знак «-», если такую операцию в данном редакторе выполнить нельзя. По окончании заполнения, сдают работы учителю.  

Группа № 1 раскрывает достоинства и недостатки растрового редактора. Группа № 2 раскрывает достоинства и недостатки векторного редактора.

Ведется обсуждение.

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

4. Этап усвоения новых знаний.

Объяснение материала с опорой на опыт и имеющиеся знания.

- Всем нам нравится смотреть мультипликационные фильмы. Для их создания авторы придумывают героев и сюжет, делают эскизы, разрабатывают сценарий, где детально отражают все события и выстраивают их в определенной последовательности. Знаете ли вы, что для того чтобы ваш любимый мультипликационный герой «жил» на экране в течение одной минуты, требуется  около 1500 рисунков. Раньше каждый из них приходилось рисовать вручную на листе прозрачной пленки, чтобы его можно было наложить на фон.  Нетрудно посчитать, что 10 – минутный мультфильм состоит из 15 000 рисунков. Если предположить, что художник сможет выполнять в день по 50 рисунков, то и тогда на производство всего мультфильма уйдет около года.  Мультипликация, как и кино, основана на особенности работы человеческого глаза. Например, если долго смотреть на рисунок на листе бумаги, а потом перевести взгляд на светлую стену, то перед глазами еще некоторое время (около одной двадцатой доли секунды) сохраняется это изображение.  Дома можете попробовать провести данный эксперимент. Таким образом, если 20 раз в секунду менять кадры, они сливаются в непрерывное движение. Впервые «оживление» рисунка произошло в лаборатории бельгийского физика Ж. Плато в 1832 году. Фазы рисунка (одна и та же форма, запечатлевшая разные моменты движения) были нанесена на барабан незамысловатого прибора. При быстром вращении барабана рисованный человечек бежал, размахивая руками. Спустя 45 лет французский художник – изобретатель  Э. Рейно создал аппарат для проекции на экран движущихся изображений и организовал «Оптический театр» - прообраз мультипликации. Чем Больше фаз движения запечатлено на рисунках, тем ближе модель к реальному движению. Но, иногда бывает достаточно отразить лишь несколько самых характерных моментов движения. Например, для имитации полета птицы достаточно два- три кадра.  Быстро менять формы вручную крайне сложно. Компьютер существенно облегчает труд художника. Введенное в компьютер изображение можно изменять, увеличивать, уменьшать, или размножать. Существуют специальные программы раскадровки, которые по введенным в компьютер ключевым фазам движения дорисовывают все промежуточные  кадры. Для того, чтобы раскрасит рисунок, художнику достаточно ввести нужный цвет и указать раскрашиваемый участок. Если цвет не понравился, его можно тут же заменить. А раньше нужно было сначала очистить пленку от старой краски и, только потом нанести на нее новую. Компьютер настолько облегчает работу мультипликаторов, что 10 – минутный фильм они могут закончить за одну – две недели.

Мы с вами сегодня также попробуем себя в роли мультипликаторов. Для этого нам потребуется программа для создания растровых изображений  Paint. Простейшие движущиеся изображения мы будем создавать с помощью программы Microsoft Power Point 2003. Программа   Power Point предназначена для создания динамических презентаций. Для ее запуска необходимо нажать на кнопку Пуск на Панеле задач  →Программы→ Microsoft Office→ Power Point 2003. Далее  пошаговая работа в среде программы просматривается  на слайдах презентации.  

10 мин

Рассказ об истории возникновения мультипликации, о возможностях, которые предоставляются в настоящее время, о роли компьютера – как основного инструмента обработки графических изображений, о возможностях программы Microsoft Power Point 2003 и ее использовании.    

Демонстрация простейших анимированных изображений (Образцы выполнения заданий: Прыжки, Дом, Читатель)

 

Рекомендует записать путь запуска в рабочую тетрадь. Беседа о назначении мультимедийной презентации  и о возможностях среды Power Point.

Слайды № 9-13

Слушают объяснение учителя.

Коллективный просмотр демонстрационного материала.

Запись в тетради. Коллективный просмотр демонстрационного материала на экране с помощью проектора.

5. Закрепление нового материала.

Закрепление у учащихся знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу.

Тестовый контроль. (Приложение 3). Можно использовать интерактивные тесты, входящие в УМК, результат учащиеся смогут увидеть сразу после выполнения теста. Если позволяет время, можно тестовые задания предоставить на бумажных носителях, затем проанализировать полученные результаты и выявить допущенные ошибки, если таковые имеются. Критерии оценки в тестах указаны и у учащихся есть возможность самостоятельно проанализировать  и оценить свою работу.    

5 мин

Задает вопросы по изученной теме

Следит за правильностью ответов учащихся.

Проводится тест, форма проведения определяется учителем.

Слайды № 14-19

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют тестовые задания.

6. Подготовка к практической работе.

Напоминание правил работы за ПК, ведется инструктаж по выполнению ПР.

Учитель на свое усмотрение, распределяет учащихся на 4 группы, каждой группе предлагается распределить обязанности при выполнении практической работы, затем при помощи  локальной сети объединить свои работы и подготовить их  к представлению. Разделение учащихся на группы может производиться по уровню сложности заданий, если это необходимо. Так же,  учащимся можно предложить самостоятельное разделение на группы (при создании коллективных работ, как правило, группы учащихся уже сформированы, что позитивно сказывается на их деятельности. Такая форма работы очень интересна для учащихся, способствует развитию творческих способностей,  развитию коммуникативных навыков,  умения работать в группе,  чувства ответственности за выполняемую работу).      

2 мин

Напоминание правил работы за ПК.

Инструктаж  по выполнению работы.

Прослушивают инструктаж, задают вопросы после разъяснения.

7. Постановка Д/З.

1) Самостоятельно придумайте сюжет для анимации. Дайте ему название и подробно опишите планируемую последовательность событий.

2) Реализуйте свой проект средствами Paint и Power Point. Подготовьтесь представить свою работу.

1 мин

Сообщение домашнего задания, разъяснение его выполнения. Упражнения, заданные на дом включают задания, соответствующие работе в классе и задания по ранее изученному материалу.

Слайд № 20

Прослушивают домашнее задание, задают вопросы.

8. Практическая работа

Группа №1 (выполняет работу по созданию мультипликации на тему «Морское дно»)

Группа № 2 (выполняет работу по созданию анимации на тему «Город»)

Группа № 3 (выполняет работу по созданию анимации на тему «Часы»)

Группа № 4 (выполняет работу по созданию анимации на тему «Прыжки через скакалочку»)

Задания на распечатках (Приложение 4).

10 мин

Учитель раздает распечатки с  заданием для каждой из подгрупп, поясняет задания  практической работы, консультирует, оказывает помощь, контролирует выполнение.

Слушают объяснения учителя. Выполняют практическую работу, осуществляют самоконтроль (просмотр созданных слайдов)

9. Подведение итогов.

Представление работ учащимися.

Итак, сегодня на уроке мы с вами освоили основные приемы работы  программы Power Point, научились  пользоваться инструментами рисования в данной  программе, размещать на слайдах ранее подготовленные рисунки, настраивать анимацию отдельных объектов, копировать и редактировать слайды, создавать линейную презентацию из нескольких слайдов, организовывать непрерывную циклическую демонстрацию презентации, сохранять результаты работы.

Рефлексия (Приложение 5).

1-2 мин

Демонстрация результатов деятельности учащихся на данном занятии, работа с мультимедийным проектором и локальной сетью внесение предложений в работы (если это требуется). Оценочное суждение, детям предлагается оценить свою работу на уроке при помощи геометрических фигур, объявление оценок.

Учащиеся демонстрируют свои работы, оценивают себя и свои достижения, используя геометрические фигуры.

Подают дневники для выставления оценок.

10. Орг. Момент.

Организованное окончание урока

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание анимированного изображения в среде прикладной программы MS PowerPoint 2007. Практическая работа к уроку информатики и ИКТ

Практическая работа обучающего характера с подробным описанием действий, направленных на создание слайда с графическими объектами и применения к ним эффектов анимации....

Урок информатики в 5 классе по теме "Создание анимированного изображения"

Цели урока·        Научить создавать анимированное изображение в программной среде Power Point и использовать эффекты анимации на примере создания рисунка на морскую...

Графический редактор Adobe Photoshop. Создание анимированных изображений. GIF – анимация. Создание анимированного текста с помощью обрезной маски.

Графический редактор Adobe Photoshop.Создание анимированных изображений. GIF – анимация.Создание анимированного текста с помощью обрезной маски.Цель работы: научить работать с инструментом &laqu...

Создание анимированных изображений в PowerPoint

Подробное описание способов создания анимированных изображений в MS PowerPoint...

Технологическая карта урока по теме "Компьютерная графика. Создание трехмерных моделей"

Технологическая карта по дисциплине Информатика для 10 класса по теме: "Компьютерная графика. Создание трехмерных моделей". (углубленный уровень)...

Разработка урока по теме "Создание графических изображений" в Paint для 7 класса Босова

Разработка урока по информатике в 7 классе по учебнику Л.Л. Босовой по теме "Создание графических изображений".Разработка ориентирована на знакомство с растровым редактором Paint в ходе созд...