Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Волкова Лариса Валериевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс к учебнику Н. Угринович.
1 час в неделю (34 ч. в год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_inf8_ugrinovich.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА              

               

Рассмотрено

на заседании   методического объединении учителей _________________________

Протокол № ______________  

от «         »  __________ 2011г.,

Руководитель:_______   /Л.М.Ходакова./

Согласовано

заместитель директора по УВР

________/С.А.Волкова/

        «_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 2011 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Информатика и ИКТ»

Класс 8     

2011 -  2012 учебный год

Высокое

2011 г

Утверждено:                

 Директор школы:

______   /М.И.Гошкова/

«_____» «__________ » 2011г

 

        

Учитель:  Волкова Л.В.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

В нашей школе выбран вариант Федерального по которому курс информатики  изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 классе 2 часа в неделю (68 часа в год);

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

 Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд..– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.

 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; 
промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

 


Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе

Учащиеся должны:

          для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

          называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

          осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или само стоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

          понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

          приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

          понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

          иметь представление о назначении и области применения моделей;

          различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

          приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

          уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: табли цы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

          знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

          знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

          осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от за данной цели моделирования;

          приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

          давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, сре ду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

          осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

          выполнять операции с основными объектами операционной системы;

          выполнять основные операции с объектами файловой системы;

          уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

          уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

          выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

          создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

          для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. 


Содержание курса информатики и ИКТ

1. Введение. Информация и информационные процессы – 8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 

3. Коммуникационные технологии – 13 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 

Итоговое повторение 2 ч

 

 Творческая работа учащихся

 Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

Задание:

Самостоятельно придумать тематику сайта.

Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу

 Практические работы

 В учебнике 8 класса Угринович Н.Д.  представлены тексты практических работ.


Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

 единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

 программный принцип работы компьютера;

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

 создавать информационные объекты, в базе данных;

 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

 проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 Перечень учебно-методических средств обучения

 1.     Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

          Компьютер

          Проектор

          Принтер

          Модем

          Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

          Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

          Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

          Операционная система – Windows XP, Linux.

          Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

          Антивирусная программа.

          Программа-архиватор.

          Клавиатурный тренажер.

          Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

          Простая система управления базами данных.

          Простая геоинформационная система.

          Система автоматизированного проектирования.

          Виртуальные компьютерные лаборатории.

          Программа-переводчик.

          Система оптического распознавания текста.

          Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

          Система программирования.

          Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

          Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

          Программа интерактивного общения.

          Простой редактор Wеb-страниц.


Календарно-тематическое планирование

8 класс

 (34 часа, 1 час в неделю)

№пп, номер по теме

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

Практическая работа.

Техника безопасности.

Знать/Уметь

Контроль знаний

Д/задание

8 ч

Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы

1/1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе.

05.09.11

 Инструктаж по ТБ.

Знать чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике.

1.1.1

1.1.2

2/2

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

12.09.11

Уметь приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике

опрос

1.1.3

1.1.4

3/3

Знаковые системы.

19.09.11

Знать понятия и виды знаковых систем

опрос

1.2.1

1.2.2

4/4

Кодирование информации.

26.09.11

Знать особенности и преимущества двоичной формы представления Уметь объяснять принципы кодирования информации

опрос

1.2.3

Инд зад.

5/5

Количество информации.

03.10.11

Инструктаж по ТБ.

ПР № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Знать  единицы измерения количества информации. Уметь решать задачи на определение количества информации

опрос

 

6/6

Алфавитный подход к определению количества информации.

10.10.11

Инструктаж по ТБ.

 ПР № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

Знать  алфавитный подход к измерению количества информации. Уметь решать задачи на определение количества информации

СР

1.3.1

1.3.2

7/7

Обобщение темы. Решение задач.

17.10.11

опрос

1.3.3

8/8

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

24.10.11

КР

11 ч

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

9/1

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

07.11.11

 Инструктаж по ТБ

Знать различие между данными и программами. Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств. Принципы работы процессора. Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств.

Уметь вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка

опрос

2.1
2.2.1

10/2

Устройства ввода и вывода информации.

14.11.11

 Инструктаж по ТБ.

Знать устройства ввода информации, устройства вывода информации. Назначение.

опрос

2.2.2, 2.2.3

11/3

Оперативная память. Долговременная память.

21.11.11

 Инструктаж по ТБ.

Знать виды памяти. Способы организации хранения.

опрос

2.2.4

2.2.5

12/4

Файлы. Файловая система.

28.11.11

 Инструктаж по ТБ. 

ПР № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Знать понятия файл, файловые системы. Назначение действий мышью при работе с файлами и папками

опрос

2.3.1
2.3.2

13/5

Работа с файлами и дисками.

05.12.11

Инструктаж по ТБ.

ПР№4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Уметь выполнять операции с файлами

опрос

2.3.3

14/6

Программное обеспечение компьютера. Операционная система.

12.12.11

Инструктаж по ТБ.

ПР № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Знать назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения. Уметь определять тип программного обеспечения

опрос

2.4

2.4.1

15/7

Прикладное программное обеспечение.  

19.12.11

Инструктаж по ТБ.

ПР № 6 «Установка даты и времени».

тест

2.4.2

16/8

Графический интерфейс операционных систем.

26.12.11

Инструктаж по ТБ.

Знать основные элементы ОС Windows,Linux, : рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей.

опрос

2.5,2.6

17/9

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

16.01.12

Инструктаж по ТБ.

ПР № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Знать, что такое компьютерный вирус. Чем он опасен и как избежать его попадания в компьютер. Виды антивирусных программ. Уметь настраивать и использовать антивирусные программы.

опрос

2.7

18/10

Правовая охрана программ и данных

23.01.12

Инструктаж по ТБ.

опрос

2.8

19/11

Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.»

30.01.12

Инструктаж по ТБ.

тест

13 ч.

Тема 3. Коммуникационные технологии.

20/1

Передача информации.

06.02.12

Уметь рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации.

опрос

3.1

21/2

Локальные компьютерные сети.

13.02.12

Инструктаж по ТБ.

ПР№ 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Знать виды компьютерных сетей, их назначение. Различать типы сетей, по основным параметрам.

опрос

3.2

22/3

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета.

20.02.12

Инструктаж по ТБ. 

ПР№ 9 «Подключение к Интернету».

Знать назначение глобальной сети, историю развития.

опрос

3.3

3.3.1

23/4

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных.

27.02.12

Инструктаж по ТБ. 

ПР№ 10 «География Интернета».

Знать адресацию в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных.

опрос

3.3.2

3.3.3

24/5

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина

05.03.12

Инструктаж по ТБ. 

ПР № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Знать понятие информационного ресурса. Основные принципы работы во всемирной паутине. Уметь осуществлять путешествие по Всемирной паутине

опрос

3.4

3.4.1

25/6

Электронная почта.

12.03.12

Инструктаж по ТБ.

ПР№12 «Работа с электронной Web-почтой».

Знать правила переписки, приложения к письмам. Уметь регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения

тест

3.4.2

26/7

Файловые архивы.

19.03.12

Инструктаж по ТБ. 

ПР № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Знать понятие файлового архива. Правила работы с программами архиваторами. Уметь создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива

опрос

3.4.3

27/8

Поиск информации в Интернете.

02.04.12

Инструктаж по ТБ. 

ПР№14 «Поиск информации в Интернете».  

Знать правила поиска информации в различных источниках. Уметь искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях

СР

3.5

28/9

Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете.

09.04.12

Инструктаж по ТБ. 

  

Знать Понятие интерактивного общения. Правила поведение в коллективном взаимодействии: форуме, телеконференции, чате

опрос

3.6, 3.4.4

29/10

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

16.04.12

Знать определения Web-сайт, Web-страница,  структуру веб-страниц. Виды сайтов. Уметь создавать простейшую веб-страницу.

опрос

3.7.1

3.7.2

30/11

Форматирование текста на Web-странице.

23.04.12

Инструктаж по ТБ. 

ПР 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Уметь форматировать текст на веб-странице

3.7.3

31/12

Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. Списки и интерактивные формы на Web-страницах

30.04.12

Уметь вставлять изображения на веб-страницы

опрос

3.7.4-3.7.7

32/13

Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии».

07.05.12

КР

2 ч.

Итоговое повторение

33/1

Повторение материала. Решение упражнений.

14.05.12

тест

34/2

Итоговая контрольная работа. №4

21.05.12

тест

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...