Статья "Духовно-нравственное воспитание личности учащегося"
статья по информатике и икт (9 класс) по теме

Логунова Ирина Александровна

Статья-  выступление о духовно-нравственном воспитании  на уроках информатики.

Задача учителя информатики те только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stat.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося

средствами информационных технологий

Логунова И.А.

Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. В современном «информационном» обществе человек не может обойтись без соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и т.п. ресурсов, инструментария и объекта исследований. Также  фактом современной действительности является растущая духовная опустошенность и нравственный упадок человеческой личности, особенно юной. Наркомания, алкоголизм, разного рода психические отклонения являются также продуктом «развития» современных информационных технологий. В связи с этим актуальным для системы образования становится вопрос не только о подготовки молодого поколения с высоким уровнем сформированности информационных компетентностей, а духовно-нравственного воспитания личности. 

Задача учителя информатики те только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии. Приобщать личность к духовным ценностям позволяет использование на уроке информатики задач с краеведческим содержанием. Например, при изучении программы Excel предлагаю учащимся, найти в Интернет данные о численности  и составе населения по Губкинскому городскому округу, и с их использованием выполнить практическую работу, включающую в себя исследование соотношения численности рождаемости и смертности, браков и разводов.

При изучении баз данных,  предлагаю учащимся создать справочники по темам «Достопримечательности нашего города», «Путеводитель по городу». При изучении программы PowerPoint учащиеся создают презентации  «Мой город», «История города Губкин», «Наши фонтаны» и другие. Использование краеведческого материала имеет большой мотивационный потенциал и позволяет повышать интерес не только к изучению информатики, но и к изучению истории родного края, традиций, обычаев, более эффективно осуществлять взаимосвязь коммуникативного и социально-культурного развития учащихся.

Огромное значение в формировании нравственных идеалов и убеждений учащихся играет проектная деятельность. Каждый проект это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Технологию проектного обучения применяю при изучении следующих разделов программы: «Компьютерные презентации», «Создание и редактирование документов», «Компьютерная графика» и др. Как правило, я предлагаю учащимся межпредметные проекты с целью  интеграции знаний по истории, литературе, искусствознанию, основам православной культуры. Результат такой деятельности - создание мультимедийных продуктов.  Моими учащимися созданы мультимедийные фильмы по темам: «Мы за здоровый образ жизни», «Губкин - жемчужина КМА», «Русские православные праздники», «Русские православные обычаи», «Социальная реклама против табакокурения» и др., которые становились победителями и призерами творческих конкурсов. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:

  1. самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
  2. работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
  3. устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  4. пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если обучающийся приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Информационная культура становится важной составляющей общей культуры личности.

Литература

1. Н. Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие - М.: БИНОМ, 2009г.

2. А.Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы - М.: «ВАКО», 2005 г.