ЕГЭ по информатике
статья по информатике и икт по теме

Сон Александр Петрович

За последнее время ЕГЭ охватил все больше и больше дисциплин. Не исключением является и информатика, которую он тоже затронул. И поэтому, в данной статье хочется затронуть, пожалуй одни из самых наболевших, вопросы:

- Что такое ЕГЭ для учителя и для ученика?

- Почему учителю приходится кроме изучения учебной программы заниматься подготовкой учащихся к ЕГЭ?

- Какие типичные проблемы возникают при подготовке учащихся к ЕГЭ, и какие решения можно предложить учителям информатики?

- Кто больше заинтересован в сдаче ЕГЭ ученик или учитель?

- Какие перспективы у ЕГЭ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ege_po_informatike_son.a.p.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЕГЭ по информатике

Что такое ЕГЭ для учителя и для ученика? Почему учителю приходится кроме изучения учебной программы заниматься подготовкой учащихся к ЕГЭ?

По сути дела  ЕГЭ задуман как форма аттестации за основную полную общеобразовательную школу. Но на практике получается отдельный предмет со своей спецификой и особым подходом. Задания  экзамена, конечно, основаны на всех нормативах, стандартах и вписываются в большинство образовательных программ, допущенных министерством. В качестве примера приведу задание, в котором необходимо  использовать различные маски для поиска группы  файлов. Что это задание о файловой системе? Безусловно, да, но в школе редко кто специально изучает операции с файлами при участии масок.  Или задания, в котором необходимо формально исполнить алгоритм работы автомата. Алгоритм? Да. Формальное исполнение? Обязательно.  Всё по стандарту, но на практике дополнительные часы с подробным разбором нового материала и вариантов решения! Получается, что сейчас учитель буквально зажат в тиски с одной стороны единым экзаменом, с другой стороны образовательной программой, а с третьей социальным заказом, который требует конкретных практических знаний и умений.  В результате остаётся не так много вариантов движения либо, как говорится вперёд и вверх, либо...

Какие типичные проблемы возникают при подготовке учащихся к ЕГЭ, и какие решения можно предложить учителям информатики?

Наверно, самая большая проблема это нехватка времени для подготовки к экзамену, она, конечно, компенсируется бесконечным энтузиазмом наших учителей и дополнительными консультациями в своё личное время, но как-то удовольствия это доставляет мало. При подготовке к ЕГЭ проблемы индивидуального обучения чувствуются особенно остро.  Это связанно со способность к обучению ученика в целом, и отдельно с различными физиологическими особенностями индивида. Некоторые ученики могут видеть решение задания практически сразу, подобрав несколько контрольных примеров. Другим необходимо объяснять  несколько раз одно и то же, решая несколько десятков однотипных задач. Третьи способны даже самообучаться, но медлительны  или не собраны, они долго обдумывают решение, обычно применяя общие подходы.   У некоторых есть уникальная способность периодически выпадать из образовательного процесса обычно по очень важным причинам, но материал достаточно серьёзный и требует системного подхода, хотя и разбит на отдельные модули. В этом плане технологии видео уроков, бесспорно, в лидерах, когда каждый ученик обучается по своей траектории в удобном для себя темпе и, если это возможно, в удобное для себя время, даже если пропустил несколько занятий подряд.

Если говорить об уровне мотивации  при использовании таких медиатехнологий, то он, на порядок выше, чем при использовании стандартных подходов и учитель здесь выступает в роли союзника, наставника, но совсем не как оппозиционер, который что-то доказывает.  

Кто больше заинтересован в сдаче ЕГЭ ученик или учитель?

Скорее здесь нет прямого ответа, он будет, меняться индивидуально в зависимости от составляющих слагаемых конкретного примера.  В качестве слагаемых могут выступать  личная мотивация ученика, личная мотивация учителя, система оплаты труда, заинтересованность родителей, заинтересованность администрации, наличие свободного времени. Но это всё иногда можно просто прировнять  к личному энтузиазму отдельного учителя.

Какие перспективы у ЕГЭ?

Исходя из общего подхода в оценке знаний будущего ITспециалиста,  математика и информатика являются двумя составляющими компетенциями, которыми должен обладать выпускник. Но что мы видим, когда большинство техников и инженеров на практике применяют далеко не  те знания,  которые изучаются, а впоследствии проверяются государственными экзаменами, как в школах, так и в институтах.

Огромное количество специалистов, как с высшим образованием, так и со средне специальным,   работают наладчиками, сборщиками, настройщиками и являются успешными людьми. Они постоянно самообучаются и развиваются, поскольку видят перед собой реальные задачи, которые необходимо решать.   Конечно, базовый уровень математики обязательно должен присутствовать в заданиях о программировании и алгоритмизации, это прямое практическое применение и прямая оценка будущего специалиста. Но, на мой взгляд, увлекаться математикой в заданиях ЕГЭ по информатике не стоит, поскольку есть отдельный экзамен, который как раз и специализируется на оценке качества знаний наших выпускников по этой дисциплине. Как раз сейчас в демоверсии  по сравнению с версиями прошлого года возросла доля заданий  на программирование и алгоритмизацию, хотя по сравнению с начальным вариантом кодификатора этого года задания стали немного проще. Увеличения доли программирования, как объясняется, связанно с социальным заказом с одной стороны, а с другой стороны грядущим компьютерным ЕГЭ, который скорей всего проявит себя в 2013 году, так как целевая установка, сделать экзамен компьютерным, есть. По сравнению с “бумажным” ЕГЭ часть вопросов отпадут сами собой, в первую очередь это всё-таки экзамен по информатике, и сдавать его на бумаге это, конечно, нонсенс, но с другой стороны, это оправдывают наши реалии, а именно, банальное отсутствие компьютеров и скоростных вычислительных сетей.

Данный вариант экзамена потребует от разработчиков заданий нового уровня и с абсолютно новыми качествами. С программированием понятно написал программу, ввёл исходные данные, получил ответ и, как следствие, количество баллов. Скорей всего, возникнут задания на использование какой-либо прикладной среды или систем в целом. Фундаментальные базовые понятия с большой вероятностью останутся неизменными, и будут скорей всего проверяться развёрнутыми вариантами ответов. Системы счисления, единицы измерения количества информации, основы логики, информационное моделирование - всё это базовые знания, которые наверняка войдут в новую форму экзамена. Кстати, в этом году сократились задания об основах логики,  куда-то нужно было поместить программирование, но это базовые знания, необходимые будущим инженерам для проектирования  различных вычислительных систем, поэтому задачки на логику были в каждом варианте экзамена и, по-видимому, останутся там надолго.

Конечно, из года в год сохраняется ориентировка в заданиях в сторону более сообразительных учеников, которые могут видеть решение задачи практически сразу. Но мы на практике редко встречаем таких учеников, в основном - средний уровень.

Конечно, о ЕГЭ сказано много, уместно ли оно для всех образовательных учреждений как профильных, так и базовых,  и могут ли в обычной школе за отведённое  количество часов подготовить ученика к единому экзамену, когда необходимо проходить основную программу. Но с другой стороны, сейчас большой разброс проходных баллов в различные институты, и у ребёнка, сдающего ЕГЭ, всё-таки есть выбор даже несмотря на то, что за пару месяцев до экзаменов может измениться список вступительных дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ

Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

информатика 5. Введение в информатику

разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....

Мероприятие по информатике "Занимательная информатика"

Мероприятие по информатике для учеников 10 класса  "Занимательная информатика"...

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...