Применение электронного учебного пособия, разработанного средствами OpenOffice на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Электронные образовательные ресурсы нового поколения -  мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iup_uroki_lixacheva.doc574.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение электронного учебного пособия, разработанного средствами OpenOffice на уроках информатики»

МБОУ СОШ № 63, г. Самара

Лихачева Надежда Константиновна

учитель информатики

В современных школах  большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса. Применение электронных средств обучения повышает не только интерес к будущей специальности у учащихся, но и успеваемость.

В свете реализации программы «Развитие единой образовательной информационной среды» использование информационных технологий в учебном процессе требует создания учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности. Актуальность заключается в технологии разработки ЭУП по информатике, позволяющих использовать компьютер как дополнительное средство обучения, для активизации познавательной и проектной деятельности учащихся. При решении задач образования необходимы соответствующие технические и методические разработки средств обучения, в том числе электронные учебные пособия, как попытка найти подходы к созданию «компьютерных вариантов» одного из традиционно основных средств обучения - учебных пособий.

        Актуальным на сегодня становится единство учебного процесса с применением печатного учебного материала  и современных информационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что приводит к повышению интереса к предмету и качества образования.

Понятие электронного учебного пособия

        В Приказе Минобразования о создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям: «Электронное издание - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе»; «Электронное учебное пособие - это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1].

Электронное учебное пособие - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность ученику самостоятельно или с помощью учителя освоить учебной курс или его какой-либо раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой и возможностью подключения дополнительных источников информации.

Оно может быть предназначено как  для самостоятельного изучения учебного материала по определенной теме, так и для поддержки урочной деятельности учителя.

К специфическим возможностям электронного издания можно отнести:

1. построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

2. развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника при использовании гипертекстовых переходов;

3. возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний учащихся;

4. возможность специального варианта структурирования материала;

5. возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний;

6. возможность оптимизации работы учащегося под индивидуальные запросы.

К дополнительным особенностям электронного учебного пособия по следует отнести:

1. возможность включения специальных фрагментов, моделирующих информационные процессы;

2. возможность включения в учебник аудио-файлов и видео материалов для усиления восприятия учебного материала;

4. включение в состав пособия интерактивных фрагментов;

5. мультимедийное оформление учебника.

Таким образом электронное учебное пособие имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:

  1. возможность мультимедиа;
  2. обеспечение виртуальной реальности;
  3. высокая степень интерактивности;
  4. возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно,  находя ответы на интересующие его вопросы.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения -  мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Важное значение имеет то, что учитель может быстро дополнять и изменять материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющегося предмета, как "Информатика и ИКТ".

Принципы построения электронного учебного пособия

Электронное пособие для достижения максимального эффекта должно быть составлено из  коротких сообщений, что соответствует малому размеру компьютерных экранных страниц и должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по вопросу темы. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

Таким образом, ученик просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. Дискретная последовательность экранов позволяет прямую адресацию, т. е. внутри пособия посредством последовательно связанных друг с другом гипертекстовыми связями.

Такая организация учебного материала обеспечивает дифференцированный подход к обучаемым в зависимости от уровня их подготовленности, результатом чего является более высокий уровень мотивации обучения, что приводит к лучшему и ускоренному усвоению материала.

В соответствии с требованиями  САНПИН необходимо учитывать:

- способы размещения и оформления текстового и графического материла на рабочей поверхности экрана, а также размер этой поверхности, использование признака цветности и субъективная реакция пользователей на наличие этих элементов;

- способы ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания: между разделами, графикой и рисунками, страницами, включая овладение различными уровнями материала и перемещение между ними, фиксация своих шагов в процессе изучения для обеспечения возможности контроля и статистических исследований.

Чтение текстовой информации большого объема – дело утомительное, а с экрана монитора – тем более (разрешающая способность монитора гораздо ниже печатного издания). Кроме большой нагрузки на глаза, это еще и воздействие на мозг обучаемого, порождающее сложные процессы обработки, отбора и закрепления информации. Эргономические правила позволяют выбрать надлежащую организацию текста, провести грамотную структуризацию учебного материала, придать ему визуальную привлекательность увеличить его понимаемость. Применение эргономических правил при оформлении учебного материала дает возможность воздействовать на сознательные и бессознательные процессы, протекающие в мозгу учащегося, повышая их эффективность и продуктивность, делая умственный труд более производительным.

Приведем некоторые правила, улучшающие эргономическое качество текста.

  1. В тексте необходимо использовать абзацные отступы, которые нужны для «остановки» и осмысления.
  2. Для разделения абзацев используется «малый» межстрочный интервал, а для разделения пунктов – «большой».
  3. Текст должен быть выровнен по ширине.
  4. Необходимо соблюдать единообразие при выделении терминов и понятий.
  5. Краткие элементы перечислений должны быть сдвинуты вправо или помещены в середину страницы, что устранит зрительную асимметрию и создаст эффект эргономической уравновешенности относительно ее центра.
  6. При использовании в одном абзаце нескольких смысловых перечислений подряд следует применять разные маркеры.
  7. Размер и стиль шрифта должны быть выбраны таким, чтобы чтение текста при заданном разрешении экрана не было утомительным.

Исключительно негативную роль, как с точки зрения производительности, так и осознания и запоминания информации играет мигание и дрожание строк текста.

Цветом могут выделяться следующие фрагменты:

  1. текстовые заголовки;
  2. блоки определенного текста;
  3. графика и иллюстрации;
  4. осветленные пространства, которые обычно выделяются светлыми тонами (например, желтым, светло-зеленым, бледно-розовым и пр.);
  5. цветом может выделятся и фактура (подложка, т. е. нечто, подобное тонированию бумаги) трех первых позиций;
  6. цветом же рекомендуется выделять все гипертекстовые ссылки, не зависимо оттого, относятся ли они к текстовому или графическому фрагменту учебника.

Языковые качества электронного текста, используемые в электронных изданиях должны содержать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, позволяя пользователя предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию.

Последний фактор состоит в субъективной реакции пользователя на оформление текста. Если пользователю неприятен стиль оформления текста, то его производительность при работе с ним конечно снизится. Большинство специалистов считают, что познавательная ценность электронного текста измеряется тремя характеристиками: первоначальная реакция пользователя на текст; привлекательность текста; его ясность.

Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания. Ориентация учащегося в учебнике достигается с помощью заголовков и гиперссылок.

Перемещение внутри электронного учебника, в подавляющем большинстве случаев, производится с помощью гипертекстовых ссылок.

 Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Основные принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебного пособия.

  1. Квантования материала: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
  2. Наполняемость:
  1. теоретическое ядро;
  2. контрольные вопросы по теории;
  3. примеры;
  4. задачи и упражнения для самостоятельного решения;
  5. контрольные вопросы по всему модулю с ответами;
  6. контрольная работа.
  1. Наглядность: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов. 
  2. Ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль наряду с рекомендуемыми переходами, реализующими последовательное изучение.
  3. Регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран достаточное количество примеров, решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.
  4. Принцип собираемости: выполнение в форматах, позволяющих компоновать в единые электронные комплексы, расширять и дополнять новыми разделами и темами.

Средства создания электронного учебного пособия

Основными видами компьютерных средств учебного назначения являются:

  1. сервисные программные средства общего назначения,
  2. программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
  3. электронные тренажеры,
  4. программные средства для имитационного моделирования,
  5. программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
  6. информационно-поисковые справочные системы,
  7. автоматизированные обучающие системы (АОС),
  8. электронные учебники (ЭУ),
  9. экспертные обучающие системы (ЭОС),
  10. интеллектуальные обучающие системы (ИОС),
  11. средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

        Классификация средств создания электронных учебников           

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

  1. традиционные алгоритмические языки;              
  2. инструментальные средства общего назначения;
  3. средства мультимедиа;
  4. гипертекстовые и гипермедиа средства;

При выборе средств необходима оценка наличия:

  1. аппаратных средств определенной конфигурации;
  2. сертифицированных программных систем;
  3. специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

        Наряду со средствами создания ЭУП правомочно использование информационных ресурсов, представленных в Интернете:

  1. информационные веб-ресурсы по определенному предмету, области деятельности;
  2. сетевые и социальные сервисы, электронные рассылки;
  3. блоги и форумы;
  4. ресурсы электронных библиотек и баз данных.

Структура и техническое описание  электронного учебного пособия

Пакет OpenOffice.org состоит из нескольких приложений:

-  Текстовый редактор и редактор web-страниц Writer;

-  Редактор электронных таблиц Calc;

-  Средство создания и демонстрации презентаций Impress;

-  Векторный редактор Draw;

-  Система управления базами данных Base;

-  Редактор для создания и редактирования формул Math.

Разработано электронное пособие по информатике для учащихся 8-х классов на тему «Компьютерные коммуникации.  Передача информации».

Структура ЭУП:

1.Теория.

        1.1.  Презентация.

        1.2.  Передача информации между компьютерами. Видео.

2.     Практика.

        2.1.  Задачи по теме: «Передача информации».

        2.2.  Коммуникационные технологии.  Кроссворд.

        2.3.  Передача информации. Тренировочный тест.

        2.4.  Передача информации.  Зачётный тест.

        2.5.  Домашняя работа. Опросные листы «Передача информации».

Презентация содержит теоретический материал по теме, дополняющий материал учебника Н. Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. 8 класс.».

Передача информации между компьютерами. Видео. Демонстрационный ролик портала ЦОР, показывающий способ передачи информации.

Задачи по теме: «Передача информации».

Задачи для самостоятельного решения

1.Скорость передачи данных через аналоговый модем равна 128000 бит/с. Через данное соединение передают файл размером 375 килобайт. Определите время передачи файла в секундах.

2.Скорость передачи данных через спутниковый канал равна 256000 бит/с. Через данное соединение передают файл размером 625 килобайт. Определите время передачи файла в секундах.

Коммуникационные технологии.  Кроссворд.

Передача информации. Тренировочный тест.

Передача информации.  Зачётный тест.

Домашняя работа. Опросные листы «Передача информации».

На основании данного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие дает больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбирать глубину изучения темы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что учитель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющейся дисциплины, как "Информатика и ИКТ ".

Такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, учебного материала, были реализованы в подготовленном электронном учебном пособии. Текст снабжен наглядным и справочным материалам благодаря технологии гиперссылок.

Таким образом, подготовленное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

Литература


1. Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 1997.

2.Вуль, В. Электронные издания [Текст]: учебник / В.А. Вуль. – М.: СПб.: Петербургский институт печати, 2001

3.Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Многоцелевое использование электронных презентаций и требования к ним. /  15-я Международная конференция-выставка «Применение новых педагогических технологий» - М.: Троицк, 2004. – с.164-166.

4.Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Федеральные электронные общеобразовательные ресурсы – основа дальнейшего творчества. - М.: РГСУ, 2006, т.2.11

5.Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Идеальный сервис», 2004 – 320 с

6.Приказ Минобразования РФ № 1646 от 19.06.98 о создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям, приложение 2, пункт 2.
7.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2004..

8.http://www.orenedu.ru/files/koncept/obraz_vzr/didakt.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение электронного учебного пособия, разработанного средствами OpenOffice, на уроках географии.

1. Электронное учебное пособие.1.1.Разработка электронного учебного пособия.1.2. Выбор средств для создания электронных учебных пособий.1.3. Классификация средств создания электронных средств об...

Приемы создания электронного учебного пособия средствами текстового процессора Word

В данной статье  описывается технология создания  электронных учебных материалов c  использованием  программных средств общего назначения, в частности  MS Word....

Электронное учебное пособие как средство информационного обеспечения реализации образовательных программ.

Электронное учебное пособие  представляет значительно более широкие возможности, как для обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации учебного процесса. При работе с ...

Мастер-класс "Использование электронного учебного комплекса как средство повышенияэффективности современного урока"

Методическая разработка включает подробный конспект мастер-класс и сопроводительную презентацию к нему...

Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся

В рамках данной работы было создано электронное учебное пособие «Компьютерная графика», включающее в себя теоретический материал, в котором имеются наглядные иллюстрации, ссылки на видеоматериал по ...

Презентация "Эффективность применения электронного учебно-методического комплекса на занятиях по информатике и ИТПД медицинского колледжа"

Дистанционное обучение в карантинном режиме 2019-2020, 2020-2021, а также 2021-2022 учебных годов потребовало от всех участников образовательного процесса поиска новых способов взаимодействия. Логичны...