Применение электронного учебного пособия, разработанного средствами OpenOffice, на уроках географии.
статья по географии по теме

 

1. Электронное учебное пособие.

1.1.Разработка электронного учебного пособия.

1.2. Выбор средств для создания электронных учебных пособий.

1.3. Классификация средств создания электронных средств обучения.

1.4. Структура электронного учебного пособия.

2. Пакет OpenOffice.org.

3. Электронное учебное пособие по географии для 7 класса.

3.1. Видео урок по теме: «Формирование рельефа  Земли»

3.2. Опорная схема – «Рельеф Земли».

3.3. Использование таблицы – «Строение земной коры» 

3.4. Использование географической задачи по теме: «Горы».

3.5. Использование кроссворда по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».

3.6. Итоговый контроль по теме «Земная кора».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение электронного учебного пособия, разработанного средствами OpenOffice, на уроках географии.

Автор:

учитель географии

МБОУ ООШ № 103

г. о. Самара

Аньшина Е.Е.

Содержание.

Введение.

1. Электронное учебное пособие.

1.1.Разработка электронного учебного пособия.

1.2. Выбор средств для создания электронных учебных пособий.

1.3. Классификация средств создания электронных средств обучения.

1.4. Структура электронного учебного пособия.

2. Пакет OpenOffice.org.

3. Электронное учебное пособие по географии для 7 класса.

3.1. Видео урок по теме: «Формирование рельефа  Земли»

3.2. Опорная схема – «Рельеф Земли».

3.3. Использование таблицы – «Строение земной коры»  

3.4. Использование географической задачи по теме: «Горы».

3.5. Использование кроссворда по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».

3.6. Итоговый контроль по теме «Земная кора».

4. Заключение.

5. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ.

   Актуальность темы. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.

Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.

   XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребеночек живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

   Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

   Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

   Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе языкового.

   Основной ЦЕЛЬЮ является создание электронного учебного пособия по географии для активизации познавательной деятельности учащихся.   Отсюда вытекают следующие ЗАДАЧИ:

  1.   Определить понятия электронные учебные пособия
  1.   Изучить требования к созданию и применению электронных учебных пособий
  2.   Показать опыт работы.

Объектом работы является процесс обучения географии.

Предмет работы является место электронных учебных пособий в обучении географии.

   Достоинства применения  ИКТ на уроках географии:

- универсальность (возможность сочетания с любым  учебно-методическим комплексом);
-  воздействие на различные виды памяти;
-  эффективность применения на всех этапах учебного процесса;
-  наглядность, красота, удобство;
- гибкость (возможность самостоятельно строить урок).

Проведение уроков географии с использованием новых информационных технологий требует от меня  тщательной подготовки:-  подготовка и создание - мультимедийных презентации;
-  подбор текстового и графического материала по теме урока;
- разработка и создание контрольно-измерительных материалов для проведения обобщающих и самостоятельных работ и др. 

   На своих уроках географии я использую следующие типы электронных обучающих ресурсов (ЭОР):
1. электронные пособия;
2.базы данных учебного назначения: энциклопедии, справочники, словари,  тренажеры, игры;
3. каталоги цифровых образовательных ресурсов;
4. электронные контрольно-измерительные материалы;
5. электронные сборники дополнительных и наглядных материалов к урокам:  интерактивные карты, схемы, иллюстрации;
6. мультимедийные учебные презентации;
7.  цифровые видеозаписи;
8. цифровые фотоальбомы, фотогалереи.

ПАКЕТ OpenOffice.org

   Внедрение в учебный процесс использования программы Open Offic вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.

  Пакет OpenOffice.org состоит из нескольких приложений:

1.Текстовый редактор и редактор web-страниц Writer;

2.Редактор электронных таблиц Calc;

3.Средство создания и демонстрации презентаций Impress;

4.Векторный редактор Draw;

5.Система управления базами данных Base;

6.Редактор для создания и редактирования формул Math.

OpenOffice.org включает программы по работе:

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ.

Разработка электронного учебного пособия.

  При разработке такого средства, нужно учитывать следующие обстоятельства:

• электронное учебное пособие предназначено не только для обучения собственно предмету, оно должно служить средством изучения методов и способов работы и с другими информационными системами;

• электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;

• электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи;

• основная цель применения компьютеров - повышение эффективности за счёт автоматизации механических операций, таких как проверка решения типовых задач, поиска нужной информации и т.п.;

• необходимы средства адаптации электронного учебного пособия к конкретному учебному процессу, поскольку невозможно предсказать, каким именно образом разработка будет использоваться во время обучения;

• электронное учебное пособие должно предоставлять возможности разработки дополнительных компонентов самого разного назначения и их интеграции в среду пособия. В то же время использование электронных учебных пособий тем же способом, что и обычных, вряд ли возможно как по техническим (для работы с ними требуется специальное оборудование), так и по эргономическим соображениям (соблюдение санитарных норм).

Выбор средств для создания электронных учебных пособий

   При создании электронных учебных пособий необходимо иметь некоторые предварительные требования к разработчику и обучаемому курсу:

   Во-первых, это – наличие программного обеспечения, которое разработчик в состоянии грамотно использовать.

   Во-вторых, анализ объема графической и текстовой информации, количества разделов, глубины погружения при прохождении по тексту.

   В-третьих, включение анимации или видеоизображения, «оживляющий» обучающий текст. Применение стандартных инструментальных средств для разработки обучающих программ должно сократить время на разработку и облегчить сопровождение, модификацию и развитие электронных обучающих средств, а также обеспечить создание однотипного интерфейса в соответствии с санитарно-гигиеническими и психологическими требованиями.

   Основная проблема заключается в значительной трудоемкости создания качественных ЭУП и отсутствии у большинства преподавателей, преподающих дисциплины не информационных циклов, достаточной квалификации для самостоятельного создания качественных ЭУП. На основе анализа инструментальных средств были выделены инструменты, обеспечивающие создание ЭУП, разного уровня сложности и соответственно, требующие различных усилий для освоения. Для каждого инструмента была разработана детальная методика создания ЭУП с его помощью. Каждая методика нашла свое выражение в учебном курсе, учебном пособии, изданном типографским способом и в электронном виде, и наборе примеров, иллюстрирующих основные особенности применения методики. Были выделены и разработаны следующие методики:

  1. создание гипертекстовых ЭУП в формате Windows Help;
  2. создание мультимедиа ЭУП в формате PDF;
  3. создание виртуальных лабораторий и полных мультимедиа ЭУП в авторской среде Asymetrix Toolbook;
  4. создание виртуальных лабораторий и полных мультимедиа ЭУП в форме Интернет приложений( HTMLPHP).

   ЭУП, получаемые в рамках первых двух методик, создаваться с помощью достаточно простых инструментальных средств. Вследствие чего значительная часть преподавателей, имеющих богатый методический опыт, но не в совершенстве владеющих информационными технологиями, может их освоить достаточно легко и быстро. Обучающие мультимедиа программы, получаемые в рамках третьей и четвертой методик, крайне сложны в разработке, инструментальные средства являют собой сложный комплекс программ для создания видеоматериалов, полноцветных иллюстраций, авторской речи и верстки конечного продукта. Причем основная доля работ — это написание сценария также требует специальной подготовки.

Классификация средств создания электронных средств обучения

   Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться, как компоненты создания ЭСО являются:

  1. сервисные программные средства общего назначения,
  2. программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
  3. электронные тренажеры,
  4. программные средства для математического и имитационного моделирования,
  5. программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
  6. информационно-поисковые справочные системы,
  7. автоматизированные обучающие системы (АОС),
  8. электронные учебники (ЭУ),
  9. экспертные обучающие системы (ЭОС),
  10. интеллектуальные обучающие системы (ИОС),
  11. средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Структура электронного учебного пособия

  1. Иллюстративный материал по теме: портреты, фотографии, иллюстрации, экранизации произведений.
  2. Биографические сведения, ссылки на монографические работы об авторе.
  3. Обзор основных произведений, анализ их художественного своеобразия.
  4. Хрестоматия (текст или фрагменты текста произведений автора)
  5. Оценка творчества писателя или поэта в литературоведении, критике (хрестоматия основных статей)
  6. Видеофрагменты (биографические фильмы, музейные экскурсии, экранизации произведений, спектакли)
  7. Аудио фрагменты (декламация стихотворений, актерское чтение художественных произведений, музыкальные иллюстрации, песни и романсы на стихи изучаемых поэтов)
  8. Практические задания, вопросы, контрольные задания, темы сочинений.

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

   Программное сопровождение. В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебных пособий для образовательного процесса: научность, доступность, проблемность, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. ЭУП существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

   Электронное учебное пособие в формате OpenOffice.  С помощью OpenOffice, можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

  Электронные учебные пособия облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п..

  Допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

 Освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач.

  Предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы.

выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

   На практических занятиях позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта.

Позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень.

   Сложности контрольного мероприятия. позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.

   А так же позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУП то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий.

   Позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом.

   Позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

  Как показывает практика, большинство учащихся уже на ранних стадиях учебы прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей деятельности. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью в учебной работе.

   Для примера я представляю фрагмент из ЭУП для 7 класса, по теме: «Рельеф Земли», где будут использованы различные технологии, для активизации познавательной активности учащихся.

  Видео урок по теме: « Формирование рельефа Земли». На первом этапе урока, для знакомства учащихся с теоретическим материалом, я буду, использует видео урок с интернета. Бесплатные видео уроки получили невероятно широкое распространение и продолжают набирать популярность.  Приобретенные знания сыграют в процессе основного обучения не последнюю роль. С их помощью школьник может расширить свои познания в интересующей области, доведя их уровень до высокого уровня. http://interneturok.ru 

Опорная схема – «Рельеф Земли». Применение опорной схемы помогает восстановить в памяти ранее прослушанную информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником.

Использование таблицы – «Строение земной коры»  

  Табличная форма расположения числовой информации – это такая, при которой число располагается на пересечении четко сформулированного заголовка по вертикальному столбцу, называемому графой, и сформулированного названия по соответствующей горизонтальной полосе – строке.

  Таким образом, внешне таблица представляет собой пересечение граф и строк, которые формируют ее состав. Каждое пересечение образует клетку таблицы. Размер таблицы определяется произведением числа строк на число граф.

Основой таблицы, заполненный заголовками, образует ее макет. Если на пересечении граф и срок записать цифры, то получается полная статистическая таблица.

  Таблицы создаём с помощью OpenOffice.org Calc. Табличный процессор (редактор электронных таблиц) — приложение, с помощью которого пользователь может создавать, редактировать и просматривать электронные таблицы. Формулы должны начинаться со знака равенства, и могут включать в себя числа, имена ячеек, функции (математические, статистические, финансовые, текстовые, дата и время и т. д.) и знаки математических операций.

  В данном ЭУП учащиеся сравнивают две карты «Строение земной коры» и «Физическая карта мира». Выявляют взаимосвязь между древними платформами и современными формами рельефа. Сопоставляя карты, учащиеся заполняют таблицу.

Вывод:  на основании данной работы школьники делают важный вывод, что древним платформам соответствуют равнинные области. Отметим на контурных картах.

Использование географической задачи по теме: «Горы».

 Задачи целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала. На уроках географии в 7 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения географии.

Задача.

Какая температура воздуха на высоте Гималаев (9км)., если температура у подножия +25С. С  С высотой t воздуха понижается на 6 градусов. С каждые 1000 м.

Использование кроссворда по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые». Познавательный интерес вызывает у учащихся эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность. Активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и на качество личности.

Для формирования познавательного интереса к предмету и дальнейшего совершенствования урока я использую кроссворды: при закреплении нового материала на уроке, при подведении итогов урока, после изучения больших тем и когда необходима интеллектуальная пауза на уроке. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся развивают память и воображение, лучше ориентируются в понятиях и определяют географические объекты.

 

Итоговый контроль по теме «Земная кора».

  В конце урока можно использовать  итоговый тест, который позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях, найти пути преодоления возникающих проблем.

  Тесты являются эффективным средством для самоконтроля. Они помогают учащемуся самостоятельно разобраться в том, какие у него пробелы в той или иной пройденной теме. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а в дальнейшем отстоять свою точку зрения.

Итоговый контроль по теме «Земная кора»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Уроки с использованием ЭУП – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

   Анализируя опыт использования ЭУП на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

-  обеспечить положительную мотивацию обучения;

-  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

-  обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

-  усовершенствовать контроль знаний;

-  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

-  формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-  обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

  Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению географии, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Список литературы.

1.Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 2000.

2.Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты  в   обучении   географии . 7 класс. М.,2005

3.Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 2006

4.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 2000/

5.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

6.Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной  программы  //  География  в школе. 2008..

7.Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России» (IX класс) // География в

школе. 2008.

8.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 2006

9. Библиотека «География в школе» вып. 5 ч. 2

10. Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001

http://shools-geograf.at.ua

http://www.xserver.ru/computer/os/linux/127/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение электронного учебного пособия, разработанного средствами OpenOffice на уроках информатики

Электронные образовательные ресурсы нового поколения -  мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слу...

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Приемы создания электронного учебного пособия средствами текстового процессора Word

В данной статье  описывается технология создания  электронных учебных материалов c  использованием  программных средств общего назначения, в частности  MS Word....

Электронное учебное пособие как средство информационного обеспечения реализации образовательных программ.

Электронное учебное пособие  представляет значительно более широкие возможности, как для обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации учебного процесса. При работе с ...

Мастер-класс "Использование электронного учебного комплекса как средство повышенияэффективности современного урока"

Методическая разработка включает подробный конспект мастер-класс и сопроводительную презентацию к нему...

Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся

В рамках данной работы было создано электронное учебное пособие «Компьютерная графика», включающее в себя теоретический материал, в котором имеются наглядные иллюстрации, ссылки на видеоматериал по ...