Рабочая программа по информатике 3 класс
рабочая программа по информатике и икт на тему

Ларина Ольга Анатольевна

 

      Программа составлена на основе авторской программы А.В Горячева  по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект (серия «Мой инструмент - компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики):
1.    Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс. - М.: Баласс, 2009.
2.    Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2009.
3.    Горячев А. В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2006.
На изучение учебного предмета «Информатика» отводится:
-    всего - 34 часа в учебный год (1 час в неделю), в том числе:
-    на написание контрольных работ - 4 часа.

В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_informatika_3_klass.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» 3 класс

Пояснительная записка.

      Программа составлена на основе авторской программы А.В Горячева  по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект (серия «Мой инструмент - компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики):
1.    Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс. - М.: Баласс, 2009.
2.    Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2009.
3.    Горячев А. В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2006.
На изучение учебного предмета «Информатика» отводится:
-    всего - 34 часа в учебный год (1 час в неделю), в том числе:
-    на написание контрольных работ - 4 часа.

В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному.

Данный предмет направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой. В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

ознакомление со способами организации и поиска информации;

создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Содержание рабочей программы

1. Алгоритмы. Начальные навыки работы с компьютером. (9 часов)

 

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск  ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Правила безопасного поведения и гигиены при работе на компьютере. Назначение основных устройств компьютера. Начальные навыки работы с клавиатурой.

Учащиеся должны знать:

понятие алгоритма;

виды алгоритмов: линейные, ветвящиеся, циклические;

формы записи алгоритмов;

правила безопасного поведения и гигиены при работе на компьютере;

назначение основных устройств компьютера;

назначение клавиатуры, мыши.

Учащиеся должны уметь:

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

понимать построчную запись алгоритма;

понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

пользоваться клавиатурой, мышью;

соблюдать правила безопасного поведения и гигиены при работе на компьютере.

Контрольное мероприятие: контрольная работа

2. Группы (классы) объектов. Графический редактор Paint. 

 (7 часов)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием.  Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.  Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Графический редактор Paint. Инструменты редактора Paint: карандаш, кисть, ластик, эллипс, линия, прямоугольник. Копирование в Paint.

Учащиеся должны знать:

состав и действия объектов с одним общим названием;

отличительные признаки и значения у разных объектов в группе;

основные приемы работы в графическом редакторе Paint;

приемы использования основных инструментов Paint.

Учащиеся должны уметь:

находить общее в составных частях и действиях у всех пред

называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов)  и значения признаков у разных предметов из этого класса

работать в графическом редакторе Paint;

правильно использовать основные инструменты Paint.

как копировать в Paint;

Контрольное мероприятие: контрольная работа

3. Группы (классы) объектов.  Текстовой редактор Word.

 (10 часов)

Высказывания со словами “все”, “не все”, “никакие”.  Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Текстовой редактор Word. Набор текста. Операции «копировать, вырезать, вставить». Начертание, размер в Word.

Учащиеся должны знать:

понятия множества, подмножество, элемент множества;

основные приемы работы в текстовом редакторе Word;

отношения между множествами;

основные приемы работы в текстовом редакторе Word;

Учащиеся должны уметь:

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;

понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не»);

изображать графы;

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;

использовать в текстовом редакторе Word операции «копировать, вырезать, вставить»;

выбирать правильный размер  текста  и  букв в Word.

Контрольное мероприятие: контрольная работа

4.Аналогия. Применение моделей (схем) для решения задач. Проектная деятельность. (8 часов)

Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Игры.  Анализ  игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Проектная деятельность.

Учащиеся должны знать:

понятия аналогии, закономерности;

понятие проектная деятельность.

Учащиеся должны уметь:

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;

анализировать игры с выигрышной стратегией;

решать задачи на закономерность;

делать проекты по заданным темам.

Контрольное мероприятие: контрольная работа

Учебно-тематический план-34 ч.

Тема

Количество часов

Контрольные мероприятия

1

Алгоритмы. Начальные навыки работы с компьютером.

9 ч

Контрольная работа

1 ч

2

Группы (классы) объектов. Графический редактор Paint.

7 ч

Контрольная работа

1 ч

3

Группы (классы) объектов.  Текстовой редактор Word.

10 ч

Контрольная работа

1 ч

4

Аналогия. Применение моделей (схем) для решения задач. Проектная деятельность.

8 ч

Контрольная работа

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дата

проведения

1

Алгоритм (Делай – раз, делай - два).

Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Предмет изучения информатики. Понятие технологии и информационной технологии. Понятие информации. Роль информации в жизни и деятельности людей.

05-06.09.12

2

Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров).

Свойства информации. Способы восприятия человеком информации. Знакомство с основными приемами работы с манипулятором «мышь».

12-13.09.12

3

Ветвление в алгоритме (стрелка «Да» или стрелка «Нет»).

Способы представления, передачи и получения информации. Виды информации: текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Источники и приемники информации. Основные операции по работе с манипулятором «мышь».

19-20.09.12

4

Цикл в алгоритме (Повтори ещё раз).

Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера для ввода, вывода, обработки и хранения информации. Включение и выключение компьютера. Освоение приемов работы с манипулятором «мышь».

26-27.09.12

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Компьютер в нашей жизни (примеры использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности). Освоение приемов работы с манипулятором «мышь».

03-04.10.12

6

Подготовка к контрольной работе.

Компьютерная программа как средство управления работой компьютера. Первое знакомство с клавиатурой, алфавитно-цифровые клавиши. Клавиатурный тренажер.

10-11.10.12

7

Повторение и закрепление пройденного.

Примеры компьютерных программ (обучающие, игровые, профессиональные). Практическая работа с управляющими элементами программы или клавиатурным тренажером.

17-18.10.12

8

Контрольная работа № 1.

Понятие рабочего стола. Элементы рабочего стола. Пиктограмма как условное обозначение объектов. Запуск программ с помощью пиктограммы. Практическая работа с управляющими элементами программы или клавиатурным тренажером.

24-25.10.12

9

Повторение и закрепление пройденного.

Элементы рабочего стола. Главное меню. Запуск программ с помощью Главного меню. Использование правой кнопки мыши. Практическая работа с обучающей программой с использованием правой кнопки мыши.

31.10.-01.11.12

10

Состав и действия объекта.

Понятие рабочего окна и интерфейса программ на примере программы «Мой компьютер» или папки «Мои документы». Практическая работа с мышью, окнами программ, элементами управления (перетаскивание, изменение размеров окна, использование полосы прокрутки, колеса мыши).

14-15.11.12

11

Группа объектов. Общее название.

Хранение информации в компьютере в виде файлов. Понятие файла, его основные характеристики: имя, тип, размер. Пиктограмма текстового файла. Примеры текстовых редакторов.

21-22.11.12

12

Общие свойства объектов группы.

Понятие текста и текстового редактора. Запуск программы текстового редактора, например MS Word. Понятие курсора. Символ, слово, предложение, абзац, страница как элементы текстового документа. Набор текста.

28-29.11.12

13

Особенные свойства объектов подгруппы.

Набор и редактирование текста. Клавиши управления курсором, перемещение по текстовому документу. Удаление и вставка символов.

05-06.12.12

14

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

Отработка навыков выделения фрагментов текста. Форматирование текста с помощью команды Шрифт (изменение размера, цвета, начертания).

12-13.12.12

15

Подготовка к контрольной работе.

Понятие папки. Папка «Мои документы».

19-20.12.12

16

Контрольная работа № 2.

Операции с папками. Первичные представления о файловой структуре.

26-27.12.12

17

Множество. Число элементов множества.

Запуск программ я документов с рабочего стола, через Главное меню. Практическая работа с папками. Создание личной рабочей папки.

16-17.01.13

18

Подмножество.

Текстовый редактор MS Word. Форматирование абзацев текста (выравнивание, отступ красной строки, межстрочный интервал). Сохранение информации в виде файла.

23-24.01.13

19

Элементы, не принадлежащие к множеству. Пересечение множеств.

Закрепление навыков набора, редактирования и форматирования текста. Сохранение файла. Поиск текста в документе.

30-31.01.13

20

Пересечение и объединение множеств.

Обработка текстовой информации. Создание нумерованных и маркированных списков. Сохранение файла.

06-07.02.13

21

Истинность высказывания. Отрицания. Истинность высказывания со словом «не».

Хранение информации. Устройства хранения информации. Винчестер. Дискета. Компакт-диск.

13-14.02.13

22

Истинность высказывания со словами «и», «или».

Понятие графического объекта. Обработка графической информации. Рабочее окно программы MS Paint. Пиктограмма мафического файла. Цветовая палитра. Карандаш, ластик.

20-21.02.13

23

Граф. Вершины и рёбра графа.

Основные инструменты графического редактора. Инструмент кисть, Выполнение творческой практической работы. Сохранение графического файла в рабочую папку.

06-07.03.13

24

Граф с направленными рёбрами.

Основные инструменты графического редактора. Распылитель. Пипетка. Очистка рабочего поля.

13-14.03.13

25

Подготовка к контрольной работе.

Основные инструменты графического редактора MS Paint.

20-21.03.13

26

Контрольная работа № 3.

Основные инструменты графического редактора MS Paint. Линия. Кривая. Выполнение творческой практической работы на закрепление изученного материала.

27-28.03.13

27

Повторение изученного.

Программа MS Paint. Понятие замкнутого контура. Инструменты прямоугольник, эллипс, многоугольник. Заливка. Использование заготовок для заливки рисунков.

03-04.04.13

28

Аналогия.

Программа MS Paint. Открытие графических файлов. Практическая работа на заливку с использованием готовых рисунков.

17-18.04.13

29

Закономерность.

Обобщающая работа в виде выполнения проекта с использованием графического редактора.

24-25.04.13

30

Аналогичная закономерность.

Работа с текстовым редактором MS Word. Вставка графического объекта из файла. Изменение размеров и перемещение рисунка.

01-02.05.13

31

Подготовка к контрольной работе.

Вставка в текстовый документ графических объектов из коллекции ClipArt. Поиск изображений по ключевым словам.

08-09.05.13

32

Контрольная работа № 4.

Устройства, подключаемые к компьютеру (принтер, сканер, фотоаппарат, колонки), их включение и выключение. Вывод документов на печать.

15-16.05.13

33

Выигрышная стратегия.  

Итоговая творческая работа по закреплению навыков создания текстовых документов, вставки рисунков. Печать документа на принтере.

22-23.05.13

34

Повторение курса

29-30.05.13

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и ИКТ в 3 классе ученик должен

Знать

как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

для чего нужны основные устройства компьютера;

что такое полное имя файла;

создавать папки (каталоги);

удалять файлы и папки (каталоги);

копировать файлы и папки (каталоги);

перемещать файлы и папки (каталоги).

уметь

пользоваться мышью и клавиатурой;

запускать и завершать компьютерные программы;

создавать тексты  и редактировать их в программе Word;

выполнять основные операции при рисовании с помощью Paint;

сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения;

создавать проекты;

набирать текст на клавиатуре;

сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и  редактировать их;

копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;

подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление;

Литература и средства обучения

1.Для обучающихся:

1.   Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 – й класс: Учебник в 2 – х частях. – Изд. 2 – е. испр. – М.: Баласс, 2009
2.    Горячев А. В. Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2006.

2. Для учителя:

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 – й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008

Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). – М.: Баласс, 2007

Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. Учебник, 3 класс («Логика и алгоритмы») – М.: Баласс, 2009

3. Интернет - ресурсы

http://www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

http://www.mon.gow.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...