Рабочая программа по информатике 4 класс
рабочая программа по информатике и икт на тему

Ларина Ольга Анатольевна

 

    Программа составлена на основе авторской программы А.В Горячева  по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект (серия «Мой инструмент - компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики):

 1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 4 класс. - М.: Баласс, 2009.

 2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2009.

 3. Горячев А. В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Баласс, 2006.

На изучение учебного предмета «Информатика» отводится: -    всего - 34 часа в учебный год (1 час в неделю), в том числе: -    на написание контрольных работ - 4 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_informatika_4_klass.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ 4 КЛАСС

Пояснительная записка.

    Программа составлена на основе авторской программы А.В Горячева  по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект (серия «Мой инструмент - компьютер» включает базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предназначен для обучения на практике работе на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики):

 1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 4 класс. - М.: Баласс, 2009.

 2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2009.

 3. Горячев А. В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Баласс, 2006.

На изучение учебного предмета «Информатика» отводится: -    всего - 34 часа в учебный год (1 час в неделю), в том числе: -    на написание контрольных работ - 4 часа.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Способы описания действий и процессов – 8 часов

Ветвление в построчной записи алгоритма. Цикл в построчной записи алгоритма. Алгоритм с параметрами. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

Контрольная работа № 1.

В результате обучения учащиеся должны знать:

Построчную запись алгоритма «ветвление», «цикл»

О параметрах алгоритма

В результате обучения учащиеся должны уметь:

Записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то», «иначе»; условие цикла в команде «Повторяй»

Выполнять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами

РАЗДЕЛ 2. Способы описания объектов. – 7 часов

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. Схема состава объекта. Адрес составной части. Массив объектов на схеме состава. Признаки и действия объекта и его составных частей.

Контрольная работа № 2.

В результате обучения учащиеся должны знать:

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов

В результате обучения учащиеся должны уметь:

Описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, отличительные признаки объектов группы

Заполнять схему состава объекта

Записывать адрес элемента массива в составе объекта

РАЗДЕЛ 3. Логические рассуждения. – 10 часов

Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Описание отношений между объектами с помощью графов. Пути в графах. Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов. Правило «если – то». Схема рассуждений.

Контрольная работа № 3.

В результате обучения учащиеся должны знать:

Что такое множество, подмножество, пересечение двух множеств

Что такое граф

Правило «если-то»

В результате обучения учащиеся должны уметь:

Определять принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами.

Записывать правила «если-то», составлять схемы таких правил

РАЗДЕЛ 4. Логическое мышление и воображение. – 7 часов

Составные части объектов. Объекты с необычным составом. Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. Признаки объектов. Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.

Контрольная работа № 4.

В результате обучения учащиеся должны знать:

Состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями

Что такое множество, подмножество, пересечение двух множеств

Что такое алгоритм

В результате обучения учащиеся должны уметь:

Определять название предметов по названиям составных частей

Придумывать и описывать предметы с необычным составом

Составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами

Содержание тем

1. Введение в предмет

Что изучает информатика. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Правила поведения в компьютерном классе.

2.        Информация и информационные процессы

Понятие информации. Виды и свойства информации. Информация как отражение разнообразия в окружающем мире. Информация в живой природе; ее значение для обеспечения жизнедеятельности животных и человека. Использование информации в практической деятельности людей.

Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Способы представления, передачи и получения информации. Текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Роль органов чувств в процессах получения информации живыми организмами. Способы получения информации техническими устройствами.

Источники и приемники информации. Хранение информации. Устройства хранения информации. Винчестер. Дискета. Компакт-диск.

Хранение информации в компьютере в виде файлов. Понятие размера файла, информационный объем носителя информации.

3.        Компьютер как универсальное средство обработки ин
формации

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера. Условия безопасной эксплуатации компьютера.

Компьютер в нашей жизни (примеры использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности).

Подключаемые к компьютеру устройства (принтер, сканер, фотоаппарат, колонки), их включение и выключение.

Программный принцип работы компьютера. Компьютерная программа как средство управления работой компьютера. Примеры компьютерных программ (обучающие, игровые, профессиональные).

Основные приемы работы с манипулятором «мышь».

Основные приемы работы с клавиатурой.

Понятие рабочего стола. Элементы рабочего стола. Главное меню. Запуск программ с помощью пиктограмм и Главного меню. Понятие рабочего окна и интерфейса программ.

   3.8. Файловая система: файлы и папки. Понятие имени и типа файла. Создание папок. Имена папок.

4.        Обработка текстовой информации

Текст как информационный объект. Понятие алфавита пак набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.

Текстовый редактор как пример прикладной программы. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление символов.

Выделение различных блоков текста. Использование буфера обмена для работы с фрагментами текста.

Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца.

Нумерованные и маркированные списки.

Таблицы: создание и заполнение таблиц.

Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Изменение размеров и расположен ия графических объектов.

Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.

5.        Обработка графической информации

Графический редактор, его интерфейс. Создание и сохранение графического файла.

Основные инструменты графического редактора. Кисть, карандаш, распылитель, ластик, линия, кривая. Цветовая палитра.

Понятие замкнутого контура. Инструменты прямоугольник, эллипс, многоугольник. Заливка.

Выделение элементов изображения, перемещение, изменение размеров. Работа с буфером обмена.

6.        Создание мультимедийных презентаций

Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов.

Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов.

Создание слайдов с включением текста и графических объектов.

Использование эффектов анимации, и смены слайдов.

7.        Приемы поиска информации

7.1. Поиск информации. Библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Понятие оглавления. Ключевые слова для поиска информации. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

8.        Резерв

8.1. Резерв может быть использован для закрепления навыков, отработки «трудных» тем, для выполнения итоговых работ, творческих проектов. Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные ресурсы Интернет: файловые архивы, электронные. Поиск информации в сети Интернет.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Время, отведённое на изучение раздела

Время, отведённое на проведение контрольных (практических)мероприятий

Способы описания действий и процессов

8 часов

1 час

Способы описания объектов

7 часов

1 час

Логические рассуждения

10 часов

1 час

Логическое мышление и воображение

7 часов

1 час

Повторение

2 часа

-

итого:

34 часа

4 часа

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Дата

проведения

1

Ветвление в построчной записи алгоритма.

Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Информация как отражение разнообразия в окружающем мире (повторение изученного в 3 классе). Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Выполнение учебного задания по одному из предметов курса начальной школы с использованием манипулятора «мышь» и клавиатуры.

06.09.12

2

Ветвление в построчной записи алгоритма.

Технические средства работы с информацией (телефон, радиоприемник, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, диктофон и т.п.). Хранение информации на различных носителях (кассета, карта памяти и т.п.). Представление о количестве информации, которая может поместиться на различных носителях. Практическая работа «Оценка размеров различных файлов».

13.09.12

3

Цикл в построчной записи алгоритма.

Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных программ. Запуск программ с помощью пиктограмм рабочего стола и Главного меню. Завершение работы программ.

20.09.12

4

Алгоритм с параметрами.

Файлы и папки. Создание, переименование, удаление, перемещение.

27.09.12

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. Понятие о соответствии типов файлов и программ, с помощью которых можно открыть файл. Сравнение интерфейса различных программ.

04.10.12

6

Подготовка к контрольной работе

Работа с буфером обмена. Практическая работа (обмен информацией между различными программами с помощью буфера обмана).

11.10.12

7

Контрольная работа № 1 по теме «Способы описания действий и процессов». Некоторые приемы управления работой компьютера ('включение, выключение, перезагрузка, прерывание работы «зависшей программы»). Понятие об установке программ.

18.10.12

8

Анализ контрольной работы. Итоговый урок по темам «Информация и информационные процессы». «Компьютер как универсальное средство обработки информации». Итоговое практическое задание «Создание личной структурированной системы папок учащегося».

25.10.12

9

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. Набор и редактирование текста. Выделение фрагментов текста и форматирование с помощью команд Шрифт и Абзац (повторение).

01.11.12

10

Схема состава объекта. Адрес составной части. Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Работа с таблицами: создание таблицы. Ввод и редактирование информации, размещенной в ячейках таблицы.

15.11.12

11

Массив объектов на схеме состава. Работа с таблицами: выделение, добавление и удаление элементов таблицы (строка, столбец).

22.11.12

12

Признаки и действия объекта и его составных частей. Работа с таблицами: Границы и заливки. Авто формат.

29.11.12

13

Подготовка к контрольной работе. Понятие о разметке страницы (ориентация, поля). Просмотр документа перед печатью. Печать документа.

06.12.12

14

Контрольная работа № 2 по теме «Способы описания объектов». Вставка графических объектов (повторение). Создание графических объектов средствами текстового редактора MS Word. Практическая работа с применением изученных приемов (например, «Мое расписание», «Поздравительная открытка», «Мини сочинение с иллюстрациями».

13.12.12

15

Анализ контрольной работы. Продолжение практической работы.

20.12.12

16

Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Поиск текста в документе. Поиск файла на диске с использованием опции Поиск Главного меню.

27.12.12

17

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Программа MS Paint. Основные инструменты графического редактора. Создание, открытие, сохранение графических файлов (повторение).

17.01.13

18

Описание отношений между объектами с помощью графов. Выделение элементов изображения, перемещение, изменение размеров. Собирание мозаики или пазла с использованием MS Paint.

24.01.13

19

Пути в графах. Практическая работа «Создание изображения путем копирования и изменения размера».

31.01.13

20

Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов. Отображение и поворот фрагмента рисунка или рисунка целиком.

07.02.13

21

Правило «если – то». Практическая работа «Создание орнамента с применением операций копирования и отображения, поворота».

14.02.13

22

Схема рассуждений. Приемы работы с источниками информации. Библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Понятие оглавления. Практическая работа «Поиск информации при работе с электронным учебником».

21.02.13

23

Подготовка к контрольной работе. Понятие сети Интернет. Понятие сайта. Адрес сайта. Основные элементы окна обозревателя (например, Microsoft Internet Explorer). Практическая работа «Ввод адреса в адресную строку. Просмотр содержимого сайта».

07.03.13

24

Контрольная работа № 3 по теме «Логические рассуждения». Поиск информации в сети Интернет с помощью поисковых систем и ключевых слов. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

14.03.13

25

Анализ контрольной работы. Поиск информации в сети Интернет.

21.03.13

26

Составные части объектов. Объекты с необычным составом. Техника безопасности и правила поведения при работе в компьютерном классе. Программа MS PowerPoint. Понятие мультимедийной презентации. Понятие слайда. Добавление слайда в презентацию. Создание и сохранение презентации из одного-трех слайдов.

28.03.13

27

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. Открытие файла презентации. Понятие о разметке слайда. Работа с текстом (набор, редактирование). Показ слайдов.

04.04.13

28

Признаки объектов. Объекты с необычным составом и действиями. Перемещение и удаление слайдов. Оформление фона слайда разными способами.

18.04.13

29

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. Вставка графических объектов из файлов и из коллекции ClipArt на слайд.

25.04.13

30

Подготовка к контрольной работе. Создание графических объектов на слайде с помощью автофигур.

02.05.13

31

Контрольная работа № 4 по теме «Логическое мышление и воображение». Понятие о дизайне презентации. Правила оформления презентации (требования к размеру, количеству и качеству объектов, цветовому решению).

16.05.13

32

Анализ контрольной работы. Понятие анимации. Приемы по созданию анимации для объектов слайдов. Звуковое сопровождение анимации.

23.05.13

33

Повторение курса. Творческая практическая работа по созданию презентации по теме одного из изучаемых предметов. Защита презентации.

30.05.13

34

Повторение курса.

2. Для учителя:

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 – й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008

Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). – М.: Баласс, 2007

Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. Учебник, 3 класс («Логика и алгоритмы») – М.: Баласс, 2009

3. Интернет - ресурсы

http://www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

http://www.mon.gow.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...