Конспект урока для 6 класса "Человек и информация"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Цель урока: актуализировать и углубить знания о формах мышления, содержании и объеме понятия, отношениях между понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике для 6-го класса

по теме «Человек и информация»

уровень подготовки: средний

Цель урока: актуализировать и углубить знания о формах мышления, содержании и объеме понятия, отношениях между понятиями.

Задачи урока:

Образовательная:

повторить основные понятия по теме;

закрепить представление об общих подходах к сравнению понятий;

Развивающая:

развить внимание;

способствовать развитию мышления у учащихся.

Воспитательная:

воспитать самостоятельность;

воспитать аккуратность.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа – проектор, презентация.

Знания и умения учащихся:

Учащиеся должны знать:

чем является информация для человека;

на какие две части можно разделить знания человека;

основные формы мышления;

основные логические приемы формирования понятий;

как сравнивать понятия.

Учащиеся должны уметь:

называть объекты и перечислять их признаки, различать существенные и несущественные признаки объектов;

изображать отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера – Вена;

делать умозаключения.

План урока:

Орг. момент (2 мин)

Сообщение целей и задач урока (1 мин)

Актуализация знаний (30 мин)

Самостоятельная работа (10 мин)

Подведение итогов урока (1 мин)

Д/з (1 мин)

Ход урока

Орг. момент

Приветствие учащихся. Проверка посещаемости (если кто-то отсутствует, выяснить причину). Визуальная проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение целей и задач урока

В течение всей четверти мы изучали с вами очень важную тему «Человек и информация», в рамках которой узнали чем же является информация для человека, какие существуют формы получения знаний человеком, что такое понятие, как оно образуется, как можно сравнить понятия, что есть еще такие формы мышления как суждение и умозаключение. Почему эта тема так важна? Да потому, что во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. Каждый из вас стремиться познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, а может быть сделать научное открытие. Несомненно в этом нам помогает мышление. Есть даже такая наука – логика, которая изучает формы и способы мышления. И изучив эту тему, мы сделали первый шаг в изучении данной науки. С ней вам еще предстоит встретиться и на уроках информатики, математики, даже в высших учебных заведениях есть такая учебная дисциплина «Логика».

Ну а на сегодняшнем уроке нам предстоит понять на сколько хорошо вы усвоили данную тему, вспомнить основные понятия и применить их при выполнении конкретных заданий. И так приступим.

Актуализация знаний

Задание 1. Заполните пробелы (учащиеся выполняют задания на интерактивной доске)

Информация для человека – это __________________, которые он получает из различных источников

2. Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека ___________________ и __________________.

3. Все знания можно разделить на две части: _______________ и _____________.

4. К ______________________ относятся знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели.

5. К ______________________ относятся знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между объектами.

 Итак, мы с вами сказали о том, что сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми. Выполните пожалуйста следующее задание.

Задание 2. Определите являются ли для вас информативными следующие сообщения. Свой ответ поясните.

а) «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов»

б) «Одной из основных операций, производимых над массивами, являются операции сортировки или упорядочивания элементов массива по какому-либо признаку»

в) «Первый персональный компьютер фирмы IBM появился в 1981 году»

г) «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»

д) «Если сумма цифр числа делится на три, то и само число делится на три»

е) «Компьютерный вирус – это специально написанная небольшая программа, которая может записывать сои копии в компьютерные программы, причем эти копии сохраняют возможность к «размножению»»

Задание 3. Определите, какие из ниже приведенных сообщений являются фактами, а какие правилами.

а) Я знаю, что Москва – столица России.

б) Я знаю, что Земля вращается вокруг своей оси.

в) Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до пешеходного перехода, затем посмотреть налево и убедившись, что нет приближающего транспорта, дойти до середины дороги, потом посмотреть направо и если машин нет, продолжить свой путь.

г) Для того, чтобы определить безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово, где эта буква стоит под ударением.

д)  Я знаю, что автомобили «Жигули» выпускает Волжский автомобильный завод.

е) Для того, чтобы открутить гайку, необходимо взять гаечный ключ и вращать его против часовой стрелки, пока работа не будет выполнена.

Задание 3. Вспомните, пожалуйста, что такое понятие. Что отражается в понятии?

Задание 4. Перечислите с помощью каких логических приемов образуются понятия. Кратко охарактеризуйте эти приемы.

Задание 5. Проанализируйте условия следующих задач и дайте ответы.

На столе стояло три стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

Зажгли семь свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?

Чем кончается день? Ночь? Чем кончается лето и начинается осень?

Старик купил трех коз и заплатил за них три рубля. По чему пошла каждая коза?

Задание 6. Отгадайте загадки.

Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поет.

На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст.

Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть пахать нельзя. Что это?

Задание 7. Сравните между собой приведенные последовательности и найдите среди них такие, которые образованы при мощи одного и того же общего для них свойства.

а) 2, 4, 6, 8, 10,…

б) 2, 4, 8, 16, 32,…

в) 1, 2, 3, 4, 5,…

г) 2, 5, 8, 11, 14,…

Задание 8. Чем характеризуется понятие? Что такое содержание и объем понятия?

Задание 9. Что мы сравниваем при сравнении понятий? С помощью чего удобно представлять отношения между понятиями?

Задание 10. Укажите какие отношения между понятиями изображены на доске.

Задание 11. Изобразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера-Вена.

Задание 12. Что такое суждение? Перечислите виды простых суждений?

Задание 13. Составьте простые суждения, используя картинки на доске. Запишите в тетрадь.

Задание 14. Что такое умозаключение?

Задание 15. Постройте правильные умозаключения

1) Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» - имя существительное. Следовательно, ...

2) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу в 8 часов. Сережа учится в первую смену. Когда приходит в школу. Сережа?

3) Названия городов - имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, ... .

4) Если числитель дроби меньше знаменателя, то дробь правильная. У дроби 3/8 числитель меньше знаменателя. Следовательно, ...

5) Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь - растение. Следовательно, ...

6) Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то ...

Самостоятельная работа.

Подведение итогов

Выяснить у ребят, есть ли вопросы по данной теме. Отметить учащихся, которые активно работали на уроке.

Домашнее задание

Повторить определения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Хранение и обработка информации в базах данных"

Заключительный урок раздела "Хранение информации" примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. Использование ЭОР в образовательном процессе...

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадца...

конспект урока в 6 классе "Информация и знания"

Данный урок разработан с использованием технологии развития критического мышления....

Математика 8 класс. Конспект урока "Наглядное представление статистической информации"

При изучении данной темы на уроке математики используются ИКТ....

Конспект урока по теме: "Кодирование информации"

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. На этапе усвоения учащиеся работают в парах, самостоятельно анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, выпол...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...