Рабочая программа по информатике и ИКТ (9 класс)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Горлов Анатолий Викторович

Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_informatika.docx63.68 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи

администрации Заринского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»

 

Утверждена

приказом и. о. директора школы

№ ___  от  «___» ____________ 2012 г.

__________ И. В. Пичкалева

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

9 класс

2012-2013 учебный год

Разработана на основе программы

базового курса «Информатика и ИКТ» для

основной школы (Угринович Н. Д.)

учитель: Горлов Анатолий Викторович

Верх-Камышенка 2012

Пояснительная записка

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•   освоение знаний,  составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

•   овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать  собственную  информационную деятельность и планировать ее результаты;

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•   воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•   выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основное содержание рабочей программы соответствует примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ. Некоторыми отличительными особенностями данной рабочей программы являются: несколько другой порядок изучения тем курса и замена некоторых практических работ «Компьютерного практикума» аналогичными.

Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 25.05.2013 г. (9 класс – 2 часа в неделю).

Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.

Выбор учебно-методического комплекса (УМК) Угриновича Н. Д. обоснован следующими факторами: данный УМК рекомендован Министерством образования РФ; имеется хорошее методическое обеспечение (авторская программа, учебники (8-11 класс), методическое пособие, компьютерный практикум, CD и DVD-диски с учебными материалами); задания практикума подготовлены не только для Windows-совместимых компьютерных программ, но и для свободного программного обеспечения (СПО).

Календарно-тематический план

Четв.

Сроки

Тема

курса

Кол-во

часов

Номер

практ-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7

1

Кодирование и обработка текстовой информации

2

2.1

II

Кодирование и обработка текстовой информации

7

2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7

1

Кодирование и обработка числовой информации

8

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

3.5

1

III

Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования

20

4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9

1

IV

Моделирование и формализация

10

5.2, 5.3, 5.4

1

Информатизация общества

3

Резерв (можно использовать на повторение)

3

Итого

01.09.12− 25.05.13

6 тем

68

31

5


Поурочное планирование (68 часов, 2 часа в неделю)

урока

Тема урока

§

учебника

Знать/уметь

Программное

обеспечение

Дата

Тема 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов)

1

Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. Кодирование графической информации.

1.1.1, 1.1.2.

 Технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и ИКТ. Единицы измерения разрешающей способности растровых изображений, параметры графического режима экрана монитора.

2

Палитры цветов в различных системах цветопередачи.

Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации».

1.1.3

Как формируются палитры цветов в различных системах цветопередачи. Устанавливать различные графические режимы экрана монитора. Устанавливать цвет путем задания числовых кодов.

AltLinux (операционная система).

3

Растровая графика и

векторная графика

1.2.1, 1.2.2

Почему при изменении растрового изображения меняется его качество. Различия между растровыми изображениями и векторными рисунками.

4

Рисование графических примитивов. Инструменты рисования растровых графических редакторов.

1.3.1, 1.3.2

Процедуры рисования графических примитивов. Основные инструменты рисования графических редакторов.

OpenOffice Draw, Gimp

5

Практическая работа 1.2

«Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Получать цифровые растровые изображения и применять к ним различные графические эффекты.

Gimp

6

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков.

1.3.3, 1.3.4

 Различия результатов операции выделения, копирования, перемещения и удаления в растровом и векторном графических редакторах.

OpenOffice Draw, Gimp

7

Практическая работа 1.3

«Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Использовать различные возможности векторных редакторов.

OpenOffice Draw

8

 Растровая и векторная анимация.

1.4

Технологию создания компьютерной анимации. Различие между ключевыми и обычными кадрами flash-анимации.

9

Практическая работа 1.4 «Анимация»

Создавать анимацию в презентациях, GIF-анимацию.

OpenOffice Impress, Gimp

10

Кодирование и обработка звуковой информации.

1.5

Понятие частота дискретизации, качество оцифрованного звука.

11

Практическая работа 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Оцифровывать звук, редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах.

Audacity

12

Цифровое фото и видео.

1.6

Основные этапы создания цифрового видеофильма.

13

Практическая работа 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Захватывать снимки с цифровых фотокамер и создавать слайд-шоу.

digiKam

14

Практическая работа 1.7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

Захватывать и редактировать цифровые видеозаписи.

KINO

15

Контрольная работа № 1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».

Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)

16

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации».

2.1

Различные кодировки знаков. Определять числовые коды символов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе.

OpenOffice Writer

17

Создание документов в текстовых редакторах

2.2

Способы создания новых документов. Параметры страниц.

18

Ввод редактирование документа.

Практическая работа 2.2

«Вставка в документ формул».

2.3

Способы ввода содержания документов. Способы редактирования документов. Вставлять в документ физические и математические формулы.

OpenOffice Writer

19

Сохранение и печать документов. Форматирование документа.

2.4, 2.5

Форматы текстовых файлов. Параметры печати документа. Параметры шрифта, абзаца. Нумерованные и маркированные списки.

20

Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа 2.4

«Создание и форматирование списков».

Устанавливать в документе различные параметры форматирования символов и абзацев. Создавать маркированные, нумерованные и многоуровневые списки.

OpenOffice Writer

21

Таблицы.

Практическая работа 2.5

«Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

2.6

Вставлять в документ таблицы, настраивать их внешний вид и вставлять данные (текст, изображения, числа и формулы).

OpenOffice Writer

22

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа 2.6

«Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

2.7

Преимущества компьютерных словарей перед традиционными бумажными словарями. Случаи целесообразности использования системы компьютерного перевода. Использовать компьютерные словари для перевода текстов.

SV-Translator

23

Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

2.8

Различия в технологии распознавания текста при использовании растрового и векторного методов. Сканировать «бумажные» тексты и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы.

FineReader

24

Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации».

Тема 3. «Кодирование и обработка числовой информации» (8 часов)

25

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

3.1.1

Отличия позиционных систем счисления от непозиционных. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления.

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Практическая работа 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

3.1.2

С помощью калькулятора переводить целые числа из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

KCalc

27

Основные параметры электронных таблиц.

Основные типы и форматы данных.

3.2.1, 3.2.2

Операции, производимые над основными объектами электронных таблиц. Типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах. Форматы представления данных в электронных таблицах.

28

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Практическая работа 3.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

3.2.3

Различия между относительными, абсолютными и смешанными ссылками. Использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

OpenOffice Calc

29

Встроенные функции.

Практическая работа 3.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

3.2.4

Создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его изменения.

OpenOffice Calc

30

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Практическая работа 3.4 «Построение диаграмм различных типов».

3.3

Типы диаграмм. Основные элементы области диаграммы и их назначение. Строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график.

OpenOffice Calc

31

Базы данных в электронных таблицах.

Практическая работа 3.5 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

3.4

Преимущества и недостатки табличного представления баз данных. Различия между простыми и составными фильтрами. Осуществлять в электронных таблицах сортировку данных.

OpenOffice Calc

32

Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка числовой информации».

Тема 4. «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования»

(20 часов)

33

Свойства алгоритма и его исполнители.

4.1.1

Основные свойства алгоритмов.

34

Блок-схемы алгоритмов.

Выполнение алгоритмов компьютером.

4.1.2,

4.1.3

Основные элементы блок-схем. Преимущества машинно-независимых языков программирования перед машинно-зависимыми языками

35

Кодирование основных типов алгоритмических структур: линейный алгоритм, «ветвление».

4.2.1, 4.2.2

Основные типы алгоритмических структур: линейный алгоритм, «ветвление».

36

Кодирование основных типов алгоритмических структур: «выбор».

4.2.3,

Основные типы алгоритмических структур: «выбор».

37

Кодирование основных типов алгоритмических структур: «цикл».

4.2.4

Основные типы алгоритмических структур: «цикл».

38

Практическая работа 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Системы объектно-ориентированного программирования.

Gambas,

OpenOffice Basic

39

Переменные: тип, имя, значение.

4.3

Разницу между типом, именем и значением переменной.

40

Практическая работа 4.2 «Переменные».

Использовать переменные разных типов в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

OpenOffice Basic

41

Арифметические, строковые и логические выражения.

4.4

Понятия: арифметическое выражение, строковое выражение.

42

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

4.5

Типы данных аргументов и возвращаемых значений различных функций.

43

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

4.6

Объекты графического интерфейса и их свойства.

44

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

4.6

Методы объекта. Событие, обработчик события.

45

Практическая работа 4.3 «Проект «Калькулятор».

Вычислять с использованием 4-х арифметических действий и математических функций в системах объектно-ориентиро-ванного и алгоритмического программ-ия

Gambas,

OpenOffice Basic

46

Практическая работа 4.4 «Проект «Строковый калькулятор».

Применять строковые функции в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Gambas,

OpenOffice Basic

47

Практическая работа 4.5 «Проект «Даты и время».

Применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Gambas,

OpenOffice Basic

48

Практическая работа 4.6 «Проект «Сравнение кодов символов».

Применять оператор ветвления в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Gambas,

OpenOffice Basic

49

Практическая работа 4.7 «Проект «Отметка».

Применять оператор выбора в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Gambas,

OpenOffice Basic

50

Практическая работа 4.8 «Проект «Коды символов».

Применять оператор цикла со счетчиком в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Gambas,

OpenOffice Basic

51

Практическая работа 4.9 «Проект «Слово-перевертыш».

Применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Gambas,

OpenOffice Basic

52

Контрольная работа № 4 «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования»

Тема 5. «Моделирование и формализация» (10 часов)

53

Окружающий мир как иерархическая структура.

5.1

Примеры систем в окружающем мире. От чего зависят свойства системы.

54

Моделирование, формализация, визуализация

5.2

Примеры моделирования в различных областях деятельности, материальных и информационных моделей различных видов, примеры описательных и формализованных информационных моделей.

55

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

5.3

Этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Программные средства, которые обычно используются для создания компьютерных моделей.

56

Построение и исследование физических моделей.

5.4

Отличия компьютерной модели от формальной модели.

57

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа 5.2 «Проект «Графическое решение уравнения».

5.5

Создавать компьютерные модели решения уравнений.

OpenOffice Calc

58

Экспертные системы распознавания химических веществ.

5.6

Примеры различных вариантов алгоритма экспертной системы. Создавать алгоритмы экспертной системы.

59

Практическая работа 5.3 «Проект «Распознавание удобрений».

Создавать компьютерные модели экспертных систем на языке объектно-ориентированного программирования.

Gambas

60

Информационные модели управления объектами.

5.7

Различия между системами управления без обратной связи и  системами управления с обратной связью.

61

Практическая работа 5.4 «Проект «Модели систем управления».

Создавать компьютерные модели систем управления без обратной связи, с обратной связью и автоматической обратной связью.

Gambas

62

Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация»

Тема 6. «Информатизация общества» (3 часа)

63

Информационное общество.

6.1

Роль вещества, энергии и информации на различных этапах развития общества. Изменения содержания жизни и деятельности людей в процессе перехода от индустриального общества к информационному.

64

Информационная культура.

6.2

Основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе.

65

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

6.3

Технологии, соответствующие различным этапам развития ИКТ.

Резерв 3 часа (можно использовать на повторение материала)


В результате изучения информатики и информационных технологий в основной школе ученик должен

знать/понимать

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

 программный принцип работы компьютера;

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

 создавать информационные объекты, в том числе:

— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

— создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

— создавать записи в базе данных;

— создавать презентации на основе шаблонов;

 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);

 проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...