Информация и виды информации
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Гилязова Олеся Сергеевна

 УМК Л.Л. Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.66 МБ
Файл конспект 440.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Информатика и ИКТ 5 класс

Урок 2

Тема: Информация. Виды информации.

Цель:

сформировать общее представление о предмете изучения информатики;

 

 

Оборудование: компьютерная презентация, плакаты, мешочки с песком, самолетики.

План урока

Орг.момент.

Актуализация знаний

Изучение новой темы

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Подведение итогов урока.

Практическая работа

Домашнее задание.

Ход урока

Слайд 1

Организационный момент

(Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку)

Проверка домашнего задания (§2.2. с 67-68)

На прошлом уроке мы с вами познакомились правилами поведения в кабинете информатики. Вашим домашним заданием было прочитать параграф в учебнике. А теперь я хочу проверить, как вы запомнили эти правила. Перед вами лежит листок с текстом. Внимательно прочитайте его.

Звонок на урок информатики застал Буратино и Незнайку в столовой.

Дожёвывая пирожное, они побежали в класс. Буратино и Незнайка открыли двери и, толкаясь, с шумом ворвались на урок. Незнайка в поисках тетрадки и учебника открыл портфель и вывалил его содержимое на парту. Буратино, облизывая измазанные в креме пальцы, сел за компьютер и включил его.

        Незнайка решил присоединиться к другу. Вдруг экран монитора погас. Друзья начали стучать по клавиатуре, нажимая на разные клавиши. Ничего не помогало. Тогда Буратино схватил мышку и стал нажимать на её кнопки. Незнайка решил, что всё дело в проводах, которые соединяли системный блок с монитором, клавиатурой и мышкой, и начал дергать их.

        Какие правила техники безопасности в кабинете информатики нарушили Буратино и  Незнайка? (Опоздали на урок; толкались в дверях; грязные руки; дёргали провода; нажимали на кнопки и клавиши без команды учителя). Как  бы вы поступили на их месте?

Актуализация знаний

Сегодня, ребята, для того, чтобы вы определили тему и цель нашего урока, я расскажу (а может, напомню) вам историю о том, как лечите удава.


Из произведения Г.Остера «Как лечить удава»

Мартышка советует удаву:

- Думай про кукаляку.

- Как же я буду про неё думать, - спросил удав, - если я даже не знаю, что это такое – кукаляка?

- Кукаляка – это такой ящичек, в котором лежит мукука, - объяснила мартышка.

- Что лежит? – не понял удав.

- Мукука.

- А мумука – это что?

- Мукука – это такая коробочка, в которой лежит бисяка.

- А что такое бисяка?

- Бисяка – это такой пакетик, в котором лежит хрюря.

- Какая еще хрюря?

- Пампукская хрю-ря! А пампукская хрюря – это такой сундучок, в котором лежит камурик …

 И тут удав взрывается:

- Говори сию минуту, что там внутри всех этих ящиков, коробок, пакетов, чемоданов, кульков и сундуков?

- Не знаю! – сказала мартышка.

- А кто знает? – спросил удав.

- На свете есть много такого, про что никто ничего совсем-совсем не знает.

        Тема нашего урока – это какое-то очень простое понятие, но в тоже время оно и очень сложное. И вы его узнаете, если отгадаете этот ребус: (Это слово информатика)

Слайд 2

 

Слайд 3

Итак, тема нашего урока «Информация. Виды информации».

Слайд 4

Запишите тему урока в тетради (мешочки на голове)

Ребята, а что же такое информация? Как вы думаете? Приведите свои примеры.


Информация характеризуется: данными, новизной, смыслом.

Дело в том, что нельзя дать определение информации, т.е. закончить предложение, начатое словами «Информацией называется …». Чтобы это понять, попробуйте объяснить мне, например, что здесь нарисовано? (Это дом!)

Слайд 5

Из каких фигур составлен этот рисунок? (Из прямоугольника и треугольника)

А из чего состоят треугольник и прямоугольник? (Из линий)

А из чего состоят линии? (Из точек)

А что такое точка? Трудный вопрос, правда? Такой же трудный, как вопрос об информации.

А вот ещё пример. Объясните, что такое предложение (Это несколько слов, объединенных общим смыслом).

Не совсем точное, но для нашей задачи подходящее определение. А что такое слово? (Это несколько букв, написанных в правильном порядке)

А что такое буква? Вы заметили, что при объяснении сложного понятия используют более простые понятия? Так, объяснение сложной фигуры сделано с помощью более простых фигур: прямоугольников и треугольников. Те, в свою очередь, определяются через линии, а линии – через точки. Объяснение предложения сведено к словам, а слов – к буквам. В конце цепочки объяснений оказываются такие понятия, которые объяснить через более простые уже нельзя. Такими основными, самыми простыми вещами, которые невозможно свести к чему-нибудь более простому, являются точка, буква и … информация! Из точек строятся линии, из букв – слова, а из информации – сообщения, которые наполняют мир вокруг нас. Так все же, что такое информация? Как правильно ответить на этот вопрос? Можно сказать, что информация – это сведения, если слово «сведения» вам понятно лучше. Это, пожалуй, самое короткое пояснение, хотя, как говорилось, оно не является определением. Информация – оно и есть информация!

Слайд 6

- С помощью чего человек воспринимает информацию? (глазами мы видим, ушами – слышим, носом – ощущаем запах, язык – ощущаем вкус, кожей – ощущаем холод, тепло, мягкое, твердое).

Наибольшее количество информации, около 90%, человек получает с помощью зрения, около 9 % - с помощью слуха, примерно 1% - с помощью обоняния, осязания и вкуса.

Слайд 7 Заполняем таблицу на доске

Пример представления

информации

Способ восприятия информации

Форма представления

информации

Таблица умножения

Зрительная

Числовая

Схема, рисунок

Зрительная

Графическая

Бой часов, пение птиц

Звуковая

Звуковая

Стихотворение в учебнике

Зрительная

Текстовая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока на тему: Информация.Виды информации.

Занимательный и интересный урок на тему: "информация"...

"Информация. Виды информации"

Данная методическая разработка является работой по естественно - научному направлению. Программа основного общего образования под ред. Босовой Л.Л. «Информатика: учебник для 5 класса», М.: ...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Викторина по теме "Информация: виды информации, действия с информацией"

Онлайн викторина для 5 класса «Миллионер», flash играhttp://vneuroka.ru/design/victorina.php?ct=6&sb=16&id=179971201184211...

Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."

Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...

Информация и виды информации

Тема занятия: Информация и виды информации.Цель занятия: знакомство учащихся с понятием информация и видами информации.Задачи занятия:Развивающие – способствовать общему формированию целос...