Исследование подготовки учащихся к ЕГЭ.
статья по информатике и икт на тему

Белянская Татьяна Михайловна

Формирование предметной готовности к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Собственное исследование в вопросах подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике

2009-2012 уч.год.


Формирование предметной готовности обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике на уроках и во внеурочной деятельности

Новой формой аттестации современного ученика сегодня является единый и государственный экзамен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится в течение последних 3-х лет. Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников XI классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. Как известно, в этом году изменился набор вступительных экзаменов в вузы, и теперь информатика является одним из 4-х вступительных экзаменов на все технические специальности. Следовательно, количество учащихся, которым необходимо сдавать ЕГЭ по информатике возросло. Поэтому актуальной сегодня становиться проблема качественной подготовки обучающихся к такому экзамену. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?
При исследовании этой проблемы, выяснилось также, что нет ни в одном источнике литературы, методики, с помощью которой можно найти ответы на многие интересующие учителя вопросы в плане подготовки обучающихся к ЕГЭ. В начале работы над данной проблемой, были рассмотрены возможные трудности на пути ее решения, как для учителя, так и для обучающихся и выявлено, что одним из условий успешной сдачи ЕГЭ является формирование предметной готовности ученика. Целью работы является выявление направлений по подготовке к ЕГЭ, выбор наиболее эффективных форм и методов, разработка систем мониторинга по отслеживанию уровня готовности ребенка к новой форме проверки знаний и прогнозирования  успешной сдачи ЕГЭ.

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.

Система работы в данном направлении может быть построена следующим образом:
в среднем звене – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);

в старших классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера);
возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала на занятиях
вариативной части- различные способы решения наиболее сложных задач частей В и С;
Наиболее эффективными формами,  методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по информатике являются следующие из них:

работа с тестовыми заданиями;

дифференцированный подход в обучении и подготовке;

индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;

формирование у учащихся на уроках информатики умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:

регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, компьютерных спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).

Подготовку к ЕГЭ необходимо начинать уже в среднем звене. Успеха можно добиться, выделив в своей работе  2 направления:

Знание теории по информатике;

Умение работать с тестами.

Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение. Так, например, в среднем звене можно попросить учащихся завести общую тетрадь, которая в старших  классах становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы– все в этой тетради. Уже с 7 класса выборочно мною используются книги-материалы ЕГЭ  2004-2012 для информатических минуток, которые проводятся регулярно в середине, конце или начале урока, задания для минуток подбираю из части А ЕГЭ. Зная материалы ЕГЭ 11 класса,  уже в 7 классе акцентирую свое внимание на тех вопросах, которые изучаются в 7 классе и в 11 классе выносятся на ЕГЭ. Механическая, зрительная память помогают даже слабым детям запоминать материал. А тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа. Мною разработана система тестов, задания в которых  взяты из КИМов предыдущих лет,  олимпиад по информатике и других источников, адаптированы к данному возрасту учащихся и максимально приближены к ситуации сдачи ЕГЭ (внешний вид мини- бланка ЕГЭ, технология и особенности его заполнения, время отведенное на решение теста и т.д.).
Тесты разные по объему. Одни используются как элемент урока, другие – рассчитаны на урок, третьи- предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг ЗУНов и ООУНов, учет пробелов и корректируется индивидуальная работа с учащимися. Например, тема « Кодирование информации», при изучении которой развивается одна из важнейших компетенций- преобразование  информации из одной знаковой системы в другую, занимает немаловажное место в курсе информатики и ИКТ. В среднем звене на изучение этой темы отводится около 10 часов, а в старшей школе 15 часов (на базовой уровне), и 20 часов (на профильном). Учитывая спецификацию ЕГЭ, где большинство заданий на проверку знаний, умений по данной теме, размещены в частях А и В и составляют около 18 -20 % от всех заданий подготовка к их выполнению необходима уже в среднем звене. Как уже было сказано, здесь она носит пропедевтический характер. В заранее заготовленной таблице отмечаю выполнение задания  полностью - цифрой 2, частично- цифрой 1, не выполнено- 0. А уровень сформированности компетенции отмечен как 1- низкий, 2- ниже среднего, 3- средний, 4- достаточный, 5 –высокий. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенции средний или ниже проводится дополнительные занятия, консультации и т.д.

Таблица, отражающая затруднения  и уровень сформированности  компетенции 

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую

Часть А

Часть В

Уровень готовности

задание

1

2

3

4

5

6

1

2

3

Заногин Никита

2

2

2

2

2

0

1

1

0

4

достаточный

Платонов Николай

2

2

2

2

2

2

1

0

1

4

достаточный

Жангиров Тимур

2

2

2

2

2

2

2

2

2

5

Высокий

Леоненко Екатерина

1

1

1

0

0

0

0

0

1

3

Средний

затруднения

0

0

0

1

1

2

1

2

1


Некоторые тесты связаны с ориентацией на такие конкретные цели и задачи, как, например, проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требуемых знаний, умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения. Например, для аттестации выпускников образовательных учреждений важно иметь такие задания, которые позволяют делать вывод о минимально допустимой компетентности выпускников. При проверке минимально допустимого уровня знаний содержание заданий носит принципиально облегченный характер. Поскольку такие задания должны выполнять все выпускники, допущенные учебным заведением к аттестации, здесь нужно говорить о тестах, как методе объективного и эффективного измерения испытуемых с разным уровнем подготовленности. Поэтому для старшеклассников тесты состоят уже  из трех частей А, B, С (например по темам «Аппаратное и программное обеспечение ПК», тест по теме «Информация и кодирование», «Алгоритмизация и программирование» и другие), ответы учащиеся также фиксируют в бланке ЕГЭ.

Не секрет, что одна из важнейших компетенций-  умение комбинировать  известные алгоритмы   деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, развитие которой предполагается на этапе изучения темы «Алгоритмизация и программирование», проверяется в ЕГЭ не только с помощью части А, B, но и в части С. Согласно спецификации, процент максимального первичного балла за выполненные по теме «Алгоритмизация и программирование» задания составляет 32%, а по теме « Технология программирования» еще 15%. Изучается данная тема в курсе информатики и ИКТ, начиная с 9 класса, затем продолжается в курсе 10-11 класса, где занимает 1/3 часть всего курса. Поэтому на уроках  программирования система подготовки учащихся к ЕГЭ   не совсем проста и складывается из нескольких этапов:

накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала необходимого для решения задач ЕГЭ;

практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач;

диагностического, который  включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике прошлых лет;  отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.

Также в  поддержку развития таких компетенций, как «Умение комбинировать  известные алгоритмы  деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них» и «Умение находить  рациональные способы  решения учебной задачи на основе заданных линейных, разветвляющихся  и циклических  алгоритмов» я провожу занятия вариативной части. Например, на занятиях в 10 классе частично осуществляется подготовка к заданиям части А, B и С в ЕГЭ, касающихся программирования. Учащиеся знакомятся со структурой заданий, закрепляют и систематизируют, углубляют знания по данной, наиболее сложной теме, знакомятся с различными способами решения задач части  С. Занятия  курса проводятся по модульно- проектной технологии (3 модуля: Линейный алгоритм, Развилка; Циклы; Структурный тип данных по 5-6 занятий каждый).

Выполнение творческого проекта по каждому модулю, где учащихся сами составляют тесты по темам программирования, - вот еще одно направление работы по формированию предметной готовности ребенка. Это также один из приемов подготовки к ЕГЭ. По окончании каждого модуля учащимся в качестве проекта может быть предложено и решение таких тестов, обменявшись друг с другом: на 1 модуле- практикум по решению задач, аналогичных заданиям КИМов- набор тестовых заданий части А, представленных в демонстрационных КИМах,  которые учащиеся решают и сдают на проверку учителю. При этом с учащимися проводится ознакомление с бланками ответов,  инструктаж по заполнению бланков ЕГЭ, с помощью которых фиксируется выполнение проектной работы по данному модулю; на 2 модуле- Конкурс «Лучший программист», где учащимся предлагается выполнить решение задач типа №1, 2 части С и на 3 модуле- проводится Чемпионат по программированию, задания которого содержат практически все задания части С и учащимся отводится определенное время на данное соревнование. Все результаты текущие и итоговые фиксируются в таблице, где отслеживается уровень владения данной компетенцией и отражается итог обучения на курсе.

Таблица, отслеживания уровня владения данной компетенцией и отражения итога подготовки к ЕГЭ

Матрица контроля Жангирова Тимура

2 модуль

Задания

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

итог

А

2

1

0

1

1

2

2

1

1

0

Зачет

Б

1

2

1

2

1

0

1

2

0

1

Зачет

С

0

1

1

2

1

0

1

0

0

0

незачет

затруднения

1

0

1

0

0

2

0

1

2

2

0 – неудача

1 – достижение общего уровня ЗУНов

2- продвинутый уровень 

В заключении необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся. Благодаря разработанной мною системе работы, уже на выходе из 9 класса учащиеся обладают тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее в 10-11 классах эти знания обобщаются на уроках конкретизируются, добавляются сложные случаи. И основным видом контроля здесь также является тестирование. Для 10-11 классов мной разработаны  тематические тесты; подобраны тесты – варианты ЕГЭ (более 30 вариантов), система тестирований on- line. Ведется  таблица выполнения заданий по каждому ребенку, где отмечается его уровень овладения ЗУНами и развития компетенций.

Эта система дает результат: успеваемость по предмету-100%, качество обученности-80-100%, результаты ЕГЭ успешные (качество знаний учеников, которых я обучила, подтвержденное на ЕГЭ– 100%).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов

Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

В этой небольшой работе предложен  возможный вариант самооценки  и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....

Проект "Здоровье учащихся в руках самих учащихся"

Цель проекта:  пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью. Задачи проекта:oПовысить уровень образования школьников в области культуры здоровья.oСпособст...

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...