Рабочая программа по информатике и ИТК для 5 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) по теме

Соловьева Екатерина Владимировна

Рабочая программа по информатике и ИТК 5 класс (учебник Босовой Л.Л.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с. Усть-Курдюм Саратовского района Саратовской области»

        «Утверждаю»                                                             «Согласованно»

Директор МОУ                                                             зам. директора по УВР

__________/Чапова О.П./                                         ________/Филимонова И.В./

Приказ № ___ от __________г.                                     «___» ___________ г.

Рабочая программа

учебного курса «Информатика и ИКТ 5 класс»

Учителя информатики МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм» Соловьевой Екатерины Владимировны

«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол № ___

от «__» _____________г.

с. Усть-Курдюм

2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.  – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011».

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.

Программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).

УМК

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Программой предусмотрено проведение:

Название темы

Кол-во часов

Контрольные работы

Практические работы

1

Компьютер для начинающих.

8

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

2

Информация вокруг нас.

15

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

3

Информационные технологии.

11

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

Итого:

34

15

№ урока

Тематика разделов и уроков

Количество часов

Дата по плану

Дата фактич.

Материалы и оборудование

Основные понятия и термины

Домашнее задание

Тема №1. Компьютер для начинающих.

8

1 (1)

Техника безопасности. Информация. Компьютер. Информатика.

Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Назначение клавиш.

1

4.09.

Персональный компьютер, плакаты № 1, 2.

Информация, информатика, компьютер.

§ 1.1, 2.2, стр. 6

 РТ: № 1, 2 стр. 3

2 (2)

Как устроен компьютер.

Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Назначение клавиш.

1

1.09.

Персональный компьютер, плакат № 6.

Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение.

§ 2.1, 2.2 РТ: № 1 стр. 54

3 (3)

Ввод информации в память компьютера.

Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой».

1

21.09.

Персональный компьютер, плакат № 6.

Устройства ввода информации, клавиатура, группа клавиш.

§ 2.3 стр. 69-72, РТ: № 6 стр. 57, № 10 стр. 61, № 11 стр. 62

4 (4)

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр (упр. 1-5). Назначение клавиш.

1

28.09

Персональный компьютер, плакат № 6.

Символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре.

§ 2.3 стр. 72-75, РТ: № 9 стр. 60

5 (5)

Программы и файлы.

Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме игры. Назначение клавиш.

1

5.10.

Персональный компьютер.

Программное обеспечение, операционная система, прикладная программа (приложение), файл.

§ 2.4, 3.11, РТ: № 5 стр. 57

6 (6)

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».

1

12.10.

Персональный компьютер.

Рабочий стол, значок, ярлык, кнопка, действия с мышью.

§ 2.5, 2.6 РТ: № 13 стр. 64, № 15 стр. 65

7 (7)

Запуск программ.

Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

1

19.10.

Персональный компьютер.

Меню, главное меню, окно, элементы окна.

§ 2.7, РТ: № 16, 17 стр. 65, № 22 (б) стр. 67

8 (8)

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню».

1

26.10.

Персональный компьютер.

Раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления.

Придумать и изобразить своё диалоговое окно как на § 2.8стр. 86

Тема №2. Информация вокруг нас.

15

9 (1)

Хранение информации.

1

9.11.

Персональный компьютер, плакаты № 2, 3.

Информация, действия  с информацией, оперативная (внутренняя) память, внешняя память, память человека.

§ 1.2, 1.3, РТ: № 4 стр. 5

10 (2)

Носители информации.

Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Назначение клавиш.

1

16.11.

Персональный компьютер, плакат № 3.

Носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск.

§ 1.4, 3.2, РТ: № 3 стр. 4

11 (3)

Передача информации.

Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме ввода предложений. Назначение клавиш.

1

23.11.

Персональный компьютер, плакат № 4.

Источник информации, информационный канал, приемник информации.

§ 1.5 вопр. 1-4, РТ: № 6 стр. 12

12 (4)

Кодирование информации.

1

30.11.

Персональный компьютер.

Условный знак, код, кодирование.

§ 1.6, РТ: №№ 14-19 стр. 17-23

13 (5)

Формы представления информации.

1

7.12.

Персональный компьютер.

Код, кодирование, графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования.

§ 1.7, 1.8, РТ: №№ 31-32 стр. 30

14 (6)

Текст как форма представления информации.

1

14.12.

Персональный компьютер.

Текст, текстовая информация.

§ 1.9, РТ: №№ 10-12 стр. 16, № 35 стр. 38

15 (7)

Табличная форма представления информации.

1

21.12.

Персональный компьютер.

Таблица, графа (столбец) таблицы, строка таблицы.

§ 1.10, РТ: 37, 38 стр. 39

16 (8)

Наглядные формы представления информации.

1

28.12.

Персональный компьютер.

Схема, диаграмма, наглядная форма представления информации.

РТ: № 42 стр. 41

17 (9)

Обработка информации.

Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

1

18.01.

Персональный компьютер, плакат № 5.

Информация, обработка информации, информационная задача.

§ 1.12, РТ: № 37 стр. 73

18 (10)

Обработка текстовой информации. Ввод текста.

Практическая работа № 6 «Вводим текст».

1

25.01.

Персональный компьютер, плакат № 9.

Текстовый редактор, документ.

§ 2.9 стр. 88-90, РТ: № 38, 39 стр. 74, № 33 стр. 31

19 (11)

Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

1

1.02.

Персональный компьютер, плакат № 9.

Редактирование, вставка, замена, удаление.

§ 2.9 стр. 90, РТ: №№ 40-43 стр. 75-77, № 45 стр. 79

20 (12)

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

1

8.02.

Персональный компьютер, плакат № 9.

Фрагмент, буфер.

§ 2.9 стр. 91-92, вопр. 5-6 стр. 94, РТ: №№ 46-48 стр. 79-82

21 (13)

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

1

15.02.

Персональный компьютер, плакат № 5, 9.

Редактирование, поиск, замена.

§ 2.9 стр. 91-92, § 1.13 стр. 49-50 № 7 стр. 52, № 8 стр. 53, РТ: № 44 стр. 78

22 (14)

Изменение формы представления информации. Систематизация.

1

22.02.

Персональный компьютер, плакат № 5.

Информация, обработка информации, систематизация, сортировка (упорядочение) – по алфавиту.

§ 1.13 стр. 48-49, РТ: № 43 (II часть) стр. 45, №№ 44-47 стр. 46-48

23 (15)

Форматирование – изменение формы представления документов.

Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста».

1

1.03.

Персональный компьютер, плакат № 5.

Форматирование, выравнивание, шрифт, начертание.

§ 2.9 стр. 92-93, РТ: № 49 стр. 82, № 50 стр. 83

Тема №3. Информационные технологии.

11

24 (1)

Компьютерная графика.

1

15.03.

Персональный компьютер.

Компьютерная графика, графический редактор.

§ 1.13, 2.10 стр. 95-101, РТ: №№ 51-52 стр. 84

25 (2)

Инструменты графического редактора.

Практическая работа № 9 «Форматируем текст».

 

1

22.03.

Персональный компьютер.

Обработка информации, систематизация, поиск, кодирование информации, компьютерная графика, графический редактор.

§ 2.10 стр. 95-101, РТ: №№ 55-56 стр. 86-87

26 (3)

Обработка графической информации.

Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

1

5.04.

Персональный компьютер.

Обработка информации, текстовый процессор, документ, графический редактор, сканер, графический планшет.

§ 3.14 найти в газетах и журналах образцы шрифтов

27 (4)

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа № 11«Начинаем рисовать», Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

1

12.04.

Персональный компьютер, плакат № 9.

Текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ.

§ 2.9, 2.10, РТ: № 53 стр. 85

28 (5)

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

1

19.04.

Персональный компьютер, плакат № 3.

Входная и выходная информация, правила преобразования информации.

§ 1.14 стр. 54-56, РТ: № 49 стр. 49

29 (6)

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа № 13 «Работаем  с графическими фрагментами».

1

26.04.

Персональный компьютер, плакат № 5.

Входная и выходная информация, логические рассуждения.

§ 1.14 стр. 56-57, § 2.10 стр. 101-103, РТ: №№ 39-40 стр. 40, № 57 стр. 87

30 (7)

Разработка плана действий и его запись.

1

3.05.

Персональный компьютер, плакат № 5.

Информационная задача, входные и выходные данные, план действия.

§ 3.8, № 9 стр. 61-62, РТ: № 53 стр. 52

31 (8)

Разработка плана действий и его запись.

1

10.05

Персональный компьютер, плакат № 5.

Информационная задача, входные и выходные данные, план действия.

§ 1.14, 3.19, № 10 стр. 62, РТ: № 54 стр. 53

32 (9)

Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему».

1

17.05.

Персональный компьютер.

Сюжет, сценарий.

§ 2.11

33 (10)

Создание движущихся изображений в программе PowerPoint.

Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему».

1

24.05.

Персональный компьютер.

Анимация, настройка анимации.

§ 2.11

Придумать сюжет для анимации.

34 (11)

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

1

31.05.

Персональный компьютер.

Практическая проверка навыков учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...