Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся
статья по информатике и икт (5 класс) по теме

Прокопьева Татьяна Александровна

 

Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий  уровень преподавания,  развить творческий потенциал ребёнка, формировать у детей  навыки  работы с информацией. Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.  Чтобы  уровень информационной компетенции ученика  был достаточно высоким, необходимо  предоставить информационное пространство  в распоряжение ребёнка    для реализации его творческих способностей.  В моей педагогической практике таким  информационным  пространством стал сетевой образовательный ресурс, организацией и пополнением которого занялись учащиеся 5 - 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauku_chasto_smeshivayut_so_znaniem.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Науку часто смешивают со знанием.

Это грубое недоразумение.
Наука есть не только знание,

но и сознание, то есть –

 умение пользоваться знанием как следует.

                                В. Ключевский.

Детский СОБР (Детский Сетевой  Образовательный  Ресурс)

 как средство формирования информационной компетенции учащихся

Прокопьева Татьяна Александровна, учитель информатики и ИКТ МАОУ «Гимназия «Новоскул», Великий Новгород

Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий  уровень преподавания,  развить творческий потенциал ребёнка, формировать у детей  навыки  работы с информацией. Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности.  Чтобы  уровень информационной компетенции ученика  был достаточно высоким, необходимо  предоставить информационное пространство  в распоряжение ребёнка    для реализации его творческих способностей.  В моей педагогической практике таким  информационным  пространством стал сетевой образовательный ресурс, организацией и пополнением которого занялись учащиеся 5 - 11 классов.

Предпосылками создания Детского СОБРа явились:

необходимость формирования информационных компетенций учащихся;

расширенное внедрение сетевых информационных технологий области образования;

внедрение новых форм работы, предусматривающих новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии  для получения необходимой информации.

Целями  создания стали:

Формирование информационных компетенций учащихся посредством широкого внедрения современных информационных технологий в образовательную деятельность.

Создание инновационного пространства по обмену образовательными ресурсами в сети гимназии, объединяющего учащихся 5-11 классов и учителей-предметников.

Становление и развитие идей толерантности, взаимопомощи для всех участников в ходе совместной деятельности процесса образования с применением ресурса.

Направления использования сети в образовательном процессе:

поиск и сбор информации;

выполнение тестов, практических  и контрольных заданий;

просмотр учебных презентаций;

обмен опытом;

публикации в сети лучших материалов.

Принципы создания детского СОБРа :

Принцип целенаправленности. Создание и развитие детского сетевого образовательного сообщества направлено на обеспечение достижения поставленных целей.

Принцип добровольности. Авторы добровольно соглашается на публикацию материалов и их использование в образовательном процессе.

Принцип открытости информации. Информация, размещенная в сетевом образовательного ресурсе, открыта и доступна всем участникам образовательного процесса.

Принцип доступности. Любой заинтересованный человек может свободно пользоваться сетевым  образовательным ресурсом.

Содержание сетевого ресурса:

Все материалы ресурса выполнены учащимися 5-11 классов в программах MS Paint, MS Word, MS Excel, MS PowerPoint и др.,  классифицируются  и сохраняются в папки «Конструктор», «Занимательные факты», «Учебные презентации», «Тесты», «Полезные советы», «Теоретический материал», «Контрольные и практические задания».

Наиболее распространенная форма  информационных технологий в сфере образования – создание презентаций.   В папке «Учебные презентации представлены работы, выполненные учащимися к различным учебным предметам  в качестве иллюстрации к теоретическому материалу или   контрольные задания, оформленные  в виде интерактивных презентаций.

Еще одна распространенная форма  работы с использованием информационных технологий – создание тестов. Мы имеем возможность представить различные варианты, выполненные с использованием программ MS EXCEL и  VisualBasic. Тесты пользуются  успехом у учащихся и учителей, т.к. база данных вопросов обширна и может легко обновляться.

Результаты диагностики

В ноябре 2010 года проведена диагностика  уровня сформированности информационной компетенции учащихся 5 и 6 классов по следующим компонентам:

Практическое умение переноса информации с носителя (телефона, фотоаппарата) или устройства ввода (сканера, микрофона, WEB- камеры) на компьютер;

Навык выбора информации по заданной теме;

Навык оценки степени достоверности информации.

Уровень сформированности информационной компетенции

        На основе анализа результатов диагностики сформированности уровня информационных компетенций  я пришла к следующим выводам:

От 20 до 50 % заданий выполнено учащимися самостоятельно. Внедрение в ход урока работы с учебными материалами, созданными детьми и размещенными в сетевом пространстве,  способствует созданию условий для формирования информационной компетенции;

Практическая направленность  заданий позволяет научить детей грамотно пользоваться справочными, тестовыми и контрольными материалами;

Использование локальной сети на уроках предотвращает потери времени и обеспечивает непрерывное общение не только учителя с каждым учеником, но и учащихся друг с другом. 

        Перспективным направлением повышения уровня  информационной компетенции является  вовлечение учащихся 5 и 6 классов в создание собственных материалов, размещаемых в сетевом ресурсе.  Поскольку правильная организация  поиска материалов для работы на уроке с использованием сетевого образовательного ресурса  является одним из самых важных моментов. Это формирует у учащихся способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости и соответствию содержанию будущего проекта, умение использовать и выделять наиболее существенные разделы в добытой информации, применять  полученную информацию для создания творческой работы и размещения её в детском СОБРе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Модульная технология как средство формирования информационных компетенций

Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень сформированности информационных компетенций у обучающихся. Работая в школе,  я пришла к выводу, что процесс обучения является однос...

Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".

Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....

Презентация "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции учащихся"

Презентация к выступлению на мунииципальной научно-практической конференции педагогов в марте 2017г....