Статья на тему «Подготовка к ЕГЭ. Решение логических задач»
статья по информатике и икт (11 класс) по теме

Предвечная Алия Нуховна

В данной статье описаны задачи и вопросы, решение которых необходимые для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по информатике выпускниками школы.

Особое внимание уделяется решению заданий по теме "Логика", показан один из способов решения логических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья по информатике23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Подготовка к ЕГЭ. Решение логических задач»

учитель информатики и ИКТ  Предвечная Алия Нуховна

МБОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район» Астраханской области

  Экзамен по информатике и ИКТ в форме единого государственного экзамена выпускники школы сдают на добровольной основе по своему выбору.

 В МБОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район», где я работаю учителем информатики и ИКТ,  большинство моих учеников нацелены на поступление в ВУЗы технического профиля, где сертификат с результатами ЕГЭ обязателен.

        Подготовка выпускников к ЕГЭ – дело ответственное, поэтому я ставлю перед собой немало задач и вопросов.

  1. Организовать дополнительные занятия для учащихся 11 классов «Готовимся к ЕГЭ по информатике».  
  2. Познакомить учащихся с демонстрационными вариантами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Провести пробный экзамен,  используя задания предыдущих лет.
  3.  При разработке плана урока использовать для самостоятельных работ и повторения изученного материала задания из КИМов.
  4. С помощью тестов  оценивать уровень усвоения материала и отработать навыки их выполнения, что значительно облегчит подготовку учеников к централизованному тестированию. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
  5. Познакомить учащихся с электронным вариантом сдачи ЕГЭ по информатике, используя открытый сегмент портала ФИПИ http://www.fipi.ru., что позволят ребятам рационально использовать время, отведенное на выполнение заданий.
  6. Формирование у учащихся положительной мотивации и предупреждение стрессовых ситуаций.

      Одним из тематических блоков,  составляющих экзаменационную работу по информатике и ИКТ, является  блок «Основы логики». Часть А содержит 3 задания по данной теме, а часть В - 2 задания.

   В результате обучения по данной теме учащиеся:

  1. Знают логические операции и их таблицы истинности;
  2. Умеют строить таблицы истинности для сложных высказываний;
  3. Знают основные логические законы и умеют их применять для преобразования логических выражений;
  4. умеют решать текстовые логические задачи алгебраическим, табличным, графическим способом, умеют по условию задачи выбирать оптимальный способ её решения.

Особые трудности вызывают логические задачи в части В, которые требуют не только логического мышления, внимания, но и теоретические знания по теме и математическую базу. На занятиях я рассматриваю два способа решения: табличный и алгебраический. Конечно же, ребята пытаются решать табличным способом, поскольку им он кажется легче. Но не всегда приходят к искомому результату.

Приведу пример решения логической задачи алгебраическим способом.

На соревнованиях Виктор, Роман, Юрий и Сергей заняли первые четыре места. Но когда их спросили о распределении мест, ребята дали три ответа:

Ответ 1 Юра занял второе место, а Виктор - четвертое (Ю2В4)

Ответ 2 Сергей занял второе место, а Виктор - третье (С2В3)

Ответ 3 Сергей занял первое место, а Роман - второе (С1Р2)

Как распределились места, если в каждом ответе только одно высказывание верно?

Решение:

    В данной задаче ответом является один из вариантов перестановок четырех человек по четырем местам, т.е один из случаев вида Вi Рj Юk Сn (i, j, k, n = 1, 2, 3, 4 и i j k n). Общее число таких перестановок равно 24 (4!).

    Сверять каждую из возможных 24 комбинаций с условиями задачи и избежать ошибок достаточно трудно.

    Для решения этой задачи построим логическую функцию при условии «в каждом ответе только одно высказывание верно».

    Логические выражения для каждого ответа даны в таблице:

Ответ 1

В4 + Ю2

Ответ 2

В3 + С2 

Ответ 3

Р2 + С1

Тогда функция будет иметь вид:

F (Вi Рj Юk Сn) = (В4 + Ю2)*(В3 + С2)*(Р2 + С1)

Упростим, раскрывая скобки и учитывая, что два разных человека не могут занимать одно и то же место, и один человек не может находиться на разных местах одновременно. Тогда, например, Ю2 С2 = 0, С2 С1=0, Ю2=0.

Имеем, = (В4 + Ю2)*(В3 + С2)*(Р2 + С1) =

(В4В3 + В4 С2  +  Ю2В3 + Ю2 С2)*(Р2 + С1) =

           0                                                                    0

В4 С2  Р2 +В4 С2 С1 + Ю2В3 Р2 + Ю2В3 С1 =

                        0                          0                            0

С1Ю2В3Р4.

                       Ответ: Места распределились следующим образом: Сергей занял

                           первое место, Юра занял второе место, Виктор - третье , а  

                           Роман - четвертое.

Литература:

  1. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/под ред. Ф. Ф. Лысенко, Л. Н. Евич – Ростов-на-Дону.:Легион-М, 2012.
  2. Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.:БХВ-Петербург, 2007.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)

Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...

Занятие учителя-дефектолога по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Тема : « Состав числа 4. Решение логических задач. Шар,

развитие познавательной деятельности и мыслительных операций на занятии по математике посредством закрепления знаний о цифрах от 0 до 5 и составе числа из 2 меньших чисел....

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Задачи по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера"

Задания по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера" могут быть  использованы 6 классе при изучении темы "Отношения между понятиями" по программе Босовой Л.Л...

Статья на тему: "Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по вопросу решения геометрических задач"

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по вопросу решения геометрических задач...

Решение логических задач при подготовке к ЕГЭ

Подробный разбор логических задач....