Электив для 10 класса "Решение практических задач" (Информатика и ИКТ)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Зинкина Умеда Зобитовна

Электив для 10 класса "Решение практических задач" (Информатика и ИКТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kur_programmirovanie_na_yazyke_paskal_2.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель КМО

_____   /Н.Л.Ларионова/

Протокол №___ от

«____»_________  2012 г

«Согласовано»

Заместитель директора по учебной работе МБОУ «Чувашско-Бурнаевская  СОШ»

_____  /Н.Г.Ерусланова/

«____»_________  2012 г

«Утверждаю»

 Директор МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ»

_____  /М.Г.Еликова/

Приказ № _____   от

«____»_________  2012 г

Рабочая программа элективного курса

по «Информатике и ИКТ» для 10 классов

" Решение практических задач"

МБОУ «Чувашско-Бурнаевская  СОШ»

Алькеевского МР РТ

Зинкина Умеда Зобитовна

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №_______  

от «_____»  ____________ 2012 г

2011-2012 учебный год


Пояснительная записка

Программирование на языке Паскаль

Подготовка к ЕГЭ по информатике стала актуальной с введением экзамена по выбору при окончании средней школы и введением в некоторых ВУЗах, включая и гуманитарные, вступительных экзаменов по предмету. К таким ВУЗам относятся многие институты управления, институты экономики и финансов, институты биотехнологии, технические университеты. Наибольшее затруднение при решении заданий ЕГЭ вызывает тема «Программирование».  В Примерной программе по информатике даже профильного уровня на тему “Практика программирования” уделено всего 16 часов, что не позволяет изучить какой-то язык программирования на уровне, позволяющем успешно сдать ЕГЭ. Изучение языка программирования Паскаль ведется с повторением и углублением темы “Алгоритмы”, так как изучение алгоритмов без получения практического результата не позволяет ученикам хорошо освоить основы программирования. Также данный курс является хорошей подготовкой к олимпиадам по информатике. При разработке данной программы был взят за основу элективный курс «Программирование на языке Паскаль» Рахимова Радифа Мулламухаметовича - учителя МБОУ «Сатышевской средней общеобразовательной школы Сабинского муниципального района Республики Татарстан им. Ш.З.Зиннурова», имеющего высшую квалификационную категорию и стаж 13 лет.

Цель курса: 

  1. Формирование интереса к профессиям, связанным с программированием.
  2. Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
  3. Развитие алгоритмического мышления учащихся.
  4. Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
  5. Формирование навыков грамотной разработки программы.
  6. Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике и предпрофессиональная подготовка по информатике;
  7. Подготовка к олимпиадам по информатике.

Задачи курса:

  1. формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по информатике;
  2. формирование навыков и умений решения задач информатики, используя дополнительные разделы математики, касающиеся непосредственно науки информатики;
  3. формирование навыков и умений решения задач, используя язык программирования;
  4. помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ;

В результате изучения курса учащиеся должны:

- освоить среду программирования Паскаль;

- уметь составлять  программы  и тестировать правильность  их работы на языке Паскаль;

- уметь решать задачи ЕГЭ уровня С.

Программа курса

(34 ч)

  Введение в Паскаль. Структура программы на Паскале. Стиль записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. Типы данных. Константы. Переменные. Операции. Операнды. Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений.

Простые команды. Оператор присваивания. Команды ввода-вывода. Организация ввода данных с клавиатуры.

Линейные алгоритмы и организация программы линейной структуры. Примеры программ линейной структуры.

Файлы. Файл в языке Паскаль. Операторы для задания файлов, чтения и записи в файл.

Составные команды. Условный оператор. Запись условного оператора (разветвляющейся структуры) на алгоритмическом языке, языке блок-схемы и на Паскаль. Операторные скобки.

Оператор безусловного перехода. Метки.

Циклы. Три вида циклов. Вложенные циклы.

Подпрограммы. Структурирование задачи при её решении для использования вспомогательного алгоритма. Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры. Локальные и глобальные переменные. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.

Строковые величины. Основные строковые процедуры.

Одномерные массивы. Одномерные числовые массивы: описание и задание элементов, действия над ними.

Двумерные массивы. Описание и задание двумерных массивов. Ввод и вывод данных.


Тематическое планирование



Количество уроков




урока







Программирование на Pascal


Дата проведения

План.

Факт.

1

1


Введение в Паскаль. Структура программы на Паскале. Стиль записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.

1

2

Типы данных. Константы. Переменные. Операции. Операнды. Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений.

1

3

Простые команды. Оператор присваивания. Команды ввода-вывода. Организация ввода данных с клавиатуры.

1

4

Линейные алгоритмы и организация программы линейной структуры. Примеры программ линейной структуры.

Файлы.

1

5

Файл в языке Паскаль. Операторы для задания файлов, чтения и записи в файл.

1

6

Практическая работа: запись данных в файл, чтение из файла, просмотр полученных файлов.

1

7

Операторы конца строки и файла. Установка указателя файла на заданную позицию.

2

8-9

Решение задач. Зачетная лабораторная работа на тему “алгоритмы линейной структуры”

Составные команды.

1

10

Условный оператор. Запись условного оператора (разветвляющейся структуры) на алгоритмическом языке, языке блок-схемы и на Паскаль. Операторные скобки.

1

11

Оператор безусловного перехода. Метки.

1

12

Практикум по решению задач на разветвляющиеся структуры. Решение задач на нахождение НОД (алгоритм Евклида).

1

13

Циклы. Три вида циклов. Представление циклов в трех формах.

1

14

Вложенные циклы. Таблица исполнения алгоритма.

1

15

Решение задачи на разложение целого числа на множители

1

16

Поиск корня делением пополам.

1

17

Дифференцированная итоговая работа по циклам

Подпрограммы

1

18

Структурирование задачи при её решении для использования вспомогательного алгоритма. Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры

1

19

Локальные и глобальные переменные.

1

20

Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.

1

21

Дифференцированная итоговая работа по разделу “Подпрограммы”

Строковые величины.

1

22

Основные строковые процедуры.

1

23

Поиск заданной подстроки  в последовательности символов

1

24

Решение задач на “Обработка строковых величин”

Одномерные массивы

1

25

Одномерные числовые массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Ввод и вывод таблицы.

1

26

Суммирование массива. Подсчет количества элементов по условию.

1

26

Нахождение максимального или минимального элемента массива

1

27

Проверка упорядоченности массива

1

28

Слияние двух упорядоченных массивов

1

29

Упорядочение массива. Сортировка  вставками. Метод “пузырька”

Двумерные массивы

1

30

Описание и задание двумерных массивов. Ввод и вывод данных

1

31

Суммирование массива. Подсчет количества элементов по условию. Нахождение максимального или минимального элемента массива

1

32

Подсчет количества элементов множества по условию

2

33-34

Решение задач. Итоговая зачетная лабораторная работа из заданий ЕГЭ типа С4


Организация учебного процесса

В основу учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Много времени уделяется практическому составлению программ.  Учащиеся составляют тесты для того, чтобы узнать правильность составленных программ. Раздел «Файлы»  изучается сразу после линейных программ, для того чтобы учащиеся могли самостоятельно участвовать в онлайн олимпиадах и  решать простенькие задачи для начинающих.

На лабораторных работах учащиеся выполняют 1-2 задания с сайта www.acmp.ru, где можно проверить правильность своих программ на различных тестах. На сайте имеется много различных заданий как для начинающих программистов, так и для сильных ребят, которые хотят заниматься программированием. Последнее задание – задача типа С4 ЕГЭ, которая вызывает наибольшее затруднение  у учащихся.


ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

  1. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчик. - М.:-Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Окулов. С.М., Основы программирования. – 3-е изд. – M: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. И.Н. Порублев, А.Б.Ставровский Алгоритмы и программы. Издательский дом «Вильямс». 2007 г.
  4. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
  5. А.А. Кузнецов, Н.В. Апатова. Основы информатики. «Дрофа», 1999г.
  6. С.Окулов. Программирование в алгоритмах. Бином. Лаборатория знаний.2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электив по разделу "Организм".

РАЗДЕЛ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (профильный уровень), рассматриваемый в курсе «Решение  биологических задач ». Презентация+учебно-тематический план+ рабочая пр...

Электив 11 кл. по обществознанию

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществове...

"Туган төбәгем". Электив курс программасы

Туган як.Туган туфрак.Туган төбәк.Бу сүзләр өлкән яшьтәге кешеләр өчен генә түгел,һәр сабый бала өчендә газиз һәм кадерле булырга тиеш.Туган якның табигате, аңа бәйле кызыклы фактлар...

10 Электив Практическое право.

10 класс Электив " Практическое право"...

Программа по факультативному курсу «Избранные задачи информатики для 11 класса» (в соответствии ФГОС ООО)

Данный курс обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для обучающихся различной степени по...

Методическое пособие по решению задач. ИНФОРМАТИКА ЕГЭ ЗАДАНИЯ №15, №19-21, №24, №25, №26, №27

В пособии содержатся теоретические сведения по основным разделам информатики, приводятся решения прототипов задач ЕГЭ и задания для самостоятельного решения с ответами. Пособие является продуктом рабо...