Опорный конспект по теме "системы счисления" в 9-м классе
план-конспект урока (информатика и икт, 9 класс) по теме

Калинина Ольга Евгеньевна

Материал содержит краткие, изложенные в конспективной форме сведения, необходимые для освоения темы "Системы счисления" в 9-м классе, которые могут быть использованы на уроке для выполнения заданий с переводом чисел из одной системы счисления в другую, содержит правила, таблицу соответствия чисел в разных системах счисления и задания для выполнения дома. Конспект имеет формат А5, что позволяет учащимся вклеить его в теттадь и он становится печатной частью их рабочей тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_po_sistemam_schisleniya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основания систем счисления

10

2

5

8

16

Числа в разных системах счисления

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

10

2

2

2

3

11

3

3

3

4

100

4

4

4

5

101

10

5

5

6

110

11

6

6

7

111

12

7

7

8

1000

13

10

8

9

1001

14

11

9

10

1010

20

12

A

11

1011

21

13

B

12

1100

22

14

C

13

1101

23

15

D

14

1110

24

16

E

15

1111

30

17

F

16

10000

31

20

10

17

10001

32

21

11

18

10010

33

22

12

19

10011

34

23

13

20

10100

40

24

14

21

10101

41

25

15

22

10110

42

26

16

23

10111

43

27

17

24

11000

44

30

18

25

11001

100

31

19

26

11010

101

32

1A

27

11011

102

33

1B


СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

Опр. Система счисления – это способ записи чисел с помощью набора специальных знаков (цифр). Существуют два вида систем счисления – позиционные и непозиционные.

  1. Для перевода целого десятичного числа N в систему счисления по основанию q, необходимо делить число N на число q с остатком до тех пор, пока остаток не станет меньше q. Запись последнего результата от деления и остатков от деления в обратном порядке и будет записью числа N в q-ичной системе счисления.
  2. Чтобы перевести правильную десятичную дробь в систему счисления по основанию p, необходимо её, а затем дробные части всех произведений, умножать на p, пока последняя дробная часть не станет равной нулю, или до необходимого количества значащих цифр в дробной части p-ичного числа. Полученные целые части, записанные в порядке получения, образуют запись числа в системе счисления по основанию p.
  3. Чтобы перевести число из любой системы счисления в десятичную систему счисления надо представить в расширенной записи и сосчитать результат в десятичной системе счисления.
  4. Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичную систему счисления: каждая цифра заменяется эквивалентной ей двоичной триадой или тетрадой.

Домашнее задание по системам счисления.

  1. Выполнить перевод целых чисел 107, 437, 643, 511 из 10-й системы счисления в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы.
  2. Двоичные числа 10001111, 11000111, 1111100 перевести в системы счисления по основанию 8, 10, 16
  3. Какие числа предшествуют данным: 111002, 4008, 4608, 2008, 20016, , АА16, 11016, 2С016  в 10-й СС?
  4. Выполните перевод чисел 341, 346, 501 из десятичной системы в системы с основанием 2,8,16.
  5. Расположите в порядке возрастания числа в разных системах счисления: А516, 568, 1110012, 1458