Рабочая программа кружка "Юный программист"
рабочая программа по информатике и икт по теме

Зинкина Умеда Зобитовна

Рабочая программа кружка "Юный программист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kruzhok_2.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхне-Колчуринская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского МР РТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

______________   Н.В.Хвостов

«УТВЕРЖДЕНА»

на заседании педагогического

совета школы

протокол №_________________

от «_____»____________ 2012 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ПРОГРАММИСТ»

Руководитель

Зинкина Умеда Зобитовна


Пояснительная записка

к адаптированной программе кружка «Информатик»

Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должна подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счёт информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме - залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в программе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

Реализация данной программы  рассчитана на 1 года на 144  часа в год.

Цели

Сформировать:

- понимание того, как представляется информация в компьютере;

- первоначальное представление об основных устройствах компьютера и их назначениях;

- научить пользоваться новыми массовыми ИКТ;

- формирование пользовательских навыков;

- формирование представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

- умения работы с клавиатурой;

- умение определять объем информации.

Развивать:

  1. умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
  2. интерес к учению, стремление к расширению кругозора;
  3. самостоятельность, самооценку;
  4. алгоритмическое мышление;
  5. навыки сравнения и обобщения информации.

Воспитывать:

  1. дисциплинированность, любознательность;
  2. бережное отношение к имуществу и ВТ;
  3. сосредоточенность, работоспособность на уроке.

Программа рассчитана на учащихся    -  5 классов общеобразовательных школ Набор в группу осуществлялся при активной поддержке классных руководителей. Занятия проводятся в  соответствии с Санитарными нормами и правилами СанПиН 9-131 РБ2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Учащиеся должны:

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  2. различать виды информации по способам её восприятия человеком,  по формам представления на материальных носителях;
  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  1. приводить примеры информационных носителей;
  2. иметь представление о способах кодирования информации;
  3. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  1. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  1. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  2. запускать программы из меню Пуск;
  1. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  2. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  3. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  4. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  5. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

   •  знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий.

2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи.

3.Тематический контроль по завершении изучения  раздела программы. Проводится в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.

4. Годовой контроль в форме выполнения годовой авторской работы по изученным в течение года разделам программы.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  1. самостоятельность работы;
  2. осмысленность действий;
  3. разнообразие освоенных задач.

Способ оценки – как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной акцент делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

Формы занятий:

- рассказ;

- беседа;

- работа в парах;

- работа малыми группами;

                - презентации;

                - работа с электронными карточками;

                - игра;

                - учебный проект.

        Формы контроля:

                - тестирование;

                - творческая работа.

Содержание разделов и тем.

Содержание программы  представлено следующими укрупненными модулями.

1. Модуль «Теоретическая информатика»

Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок схема.

Темы для изучения:

  1. Информатика и информация.
  2. Многообразие форм представления информации.
  1. Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
  1. Кодирование информации.
  1. Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
  1. Системы счисления.
  2. Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
  3. Единицы измерения информации.
  1. Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение и достаточные условия.
  1. Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
  2. Исполнители алгоритмов, СКИ.
  3. Способы записи алгоритмов.

2.        Модуль «Средства информатизации»

Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система.

Темы для изучения:

•        Аппаратное обеспечение компьютера.

  1. Виды памяти в компьютере.
  2. Информационные носители.
  3. Файл, основные операции с файлами.
  4. Программное обеспечение компьютера.
  5. Назначение операционной системы.
  6. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

3.        Модуль «Информационные технологии»

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ. Темы для изучения:

  1. Текстовый редактор: назначение и основные функции.
  2. Графический редактор: назначение и основные функции.
  3. Калькулятор и его возможности.
  4. Мультимедийные технологии.

4. Модуль «Социальная информатика»

Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика. Темы для изучения:

  1. Предыстория информатики.
  2. Основные этапы развития вычислительной техники.
  3. Роль информации в жизни общества

Информационная этика


Теоретический материал

Технологический материал

Компьютерный практикум


Часы


Дата

Техника безопасности.

Информация.

Как устроен компьютер

Работа с компьютерным тренажером


2

Действия с информацией

Ввод информации в память компьютера

Знакомство с клавиатурой


2

Действия с информацией

Группы клавиш

Работа с клавиатурным тренажером


2

Действия с информацией

Ввод информации в память компьютера

Работа с клавиатурным тренажером


2

Хранение информации

Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре

Работа с клавиатурным тренажером



2

Хранение информации

Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре

Работа с клавиатурным тренажером



2

Носители информации

Рабочий стол

Работа с клавиатурным тренажером


2

Передача информации

Управление

компьютером с помощью мыши

Освоение

мыши

 

 2

Передача информации

Управление

компьютером с помощью мыши

Освоение

мыши

 

 4

В мире  кодов

Главное меню

Запуск программ Основные элементы окна


4

В мире кодов

Управление

компьютером с помощью меню

Управление

компьютером с помощью меню


2

 В мире кодов

Управление

компьютером с помощью меню

Управление

компьютером с помощью контекстного меню



4

 В мире кодов

Управление

компьютером с помощью меню

Управление

компьютером с помощью контекстного меню



4

16-17

Формы представления информации

 Программы и

файлы

Выполнение вычислений с помощью программы

Калькулятор



2

Метод координат

Программы и

файлы

Выполнение вычислении с помощью программы

Калькулятор



4

Текст как форма представления информации

Текстовый редактор и текстовый

процессор

Ввод текста


4

Текст как форма представления информации

Текстовый редактор и текстовый

процессор

Ввод текста


4

Текст как форма представления информации

Ввод текста


4

Текст как форма представления информации

Основные объекты текстового документа

Редактирование текста


4

Табличная

форма представления

информации

Этапы подготовки документа на компьютере

Форматирование текста



4

Табличная

форма представления

информации

Этапы подготовки документа на компьютере

Форматирование текста



4

Наглядные

формы представления информации

Компьютерная графика. Графические редакторы

Знакомство

с инструментами рисования графического редактора



4

Обработка информации

Компьютерная графика.

Раскраска



4

Обработка информации

Устройства ввода графической информации

Раскраска



4

Изменение

формы представления информации.

Подготовка

текстовых документов.

Пригласительный билет



4

Систематизация информации. Поиск информации

Компьютерная графика

Пригласительный билет



4

Изменение формы представления информации.

Подготовка текстовых документов.

Создание комбинированных документов



4

Кодирование как изменение формы представления

Компьютерная графика

Создание комбинированных документов



4

Получение новой информации.

Подготовка текстовых документов.

Работа с фрагментами рисунка



4


Преобразование информации по заданным правилам

Компьютерная графика

Работа с фрагментами рисунка



4

Получение новой информации.

Создание движущихся изображений

Анимация


4

Преобразование информации путем рассуждений

Создание движущихся изображений

Анимация


4

Получение новой информации.

Создание движущихся изображений

Анимация


4

Разработка плана действий и его запись

Создание движущихся изображений

Анимация


4

Повторение «Информация вокруг нас»

Создание движущихся изображений

Анимация. Сюжет на свободную тему


4

Создание итоговой работы

4

Создание итоговой работы

4

Создание итоговой работы

4

Резерв учебного времени

6

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Учебные занятия имеют комплексный характер. В начале каждой темы мы выявляем уровень знаний по данному материалу.  Затем – установочная лекция (если материал не изучался в школе) или беседа по общим понятиям. Далее самостоятельная работа на компьютере.

  1. Требования техники безопасности в кабинете информатики.
  2. Упражнения для снятия напряжения с глаз
  3. Дидактический раздаточный материал в печатном и электронном виде для отработки практических навыков работы на компьютере.

Материальная база

Для реализации программы в нашем объединении имеются 10 компьютеров 2 принтера, 1 сканер, 1 интерактивная доска, 1 видеопроектора, 2 цифровых фотоаппарата, 2 видеокамеры.