ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ( под редакцией: Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой)
рабочая программа по информатике и икт по теме

Гуленкова Инга Анатольевна

Программа разработана на основании сборника программ по информатике  для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, программы курса информатики для 2-4 классов начальной школы под редакцией Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Пакратовой  и методического пособия для учителей «Конспекты уроков для учителя информатики. Начальная школа» под редакцией Н.Н. Усковой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_programma_3-4_klassa_2011-2012.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Алданского района

«Гимназия п. Нижний Куранах»

                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ              

                             «Гимназия п. Нижний Куранах»

____________ /Улыбина Р.С./

ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ

ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 ( под редакцией: Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатовой,

Л.П. Панкратовой)

Разработала: И.А. Гуленкова,

учитель ИКТ

2011-2012г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основании сборника программ по информатике  для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, программы курса информатики для 2-4 классов начальной школы под редакцией Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Пакратовой  и методического пособия для учителей «Конспекты уроков для учителя информатики. Начальная школа» под редакцией Н.Н. Усковой.

Курс рассчитан  на освоение технологий работы в различных средах  и на развитие алгоритмического мышления и творческого потенциала ребенка.

Основные принципы построения курса заключаются в реализации системного подхода к построению педагогического процесса.

Программа пропедевтического курса опирается на следующие принципы:

  1. системность;
  2. гуманизация;
  3. междисциплинарная интеграция;
  4. дифференциация;
  5. дополнительная мотивация через игру.

Курс может изучаться ребятами любого начального уровня подготовки. Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы и представлен в виде учебно-методического комплекта, в который входят:

  1. учебник (для 3,4 класс);
  2. рабочие тетради (по две части на каждый год обучения);
  3. тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика (на каждый год обучения);
  4. методическое пособие для учителя;
  5. электронные пособия (на CD-ROM), содержащие:
  1. презентации;
  2. упражнения в интерактивном режиме;
  3. клавиатурный тренажер и тренажер мыши;
  4. дидактический обобщающий материал в виде плакатов;
  5. контрольные работы к данному курсу.

        Наличие в каждом уроке дополнительного задания позволяет  проводить уроки в начальной школе и в "безмашинном" варианте. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии "не навреди".

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях  автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов гимназистов.  Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то” что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Можно выделить два основных направления обучения информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

Второе направление обучения информатике — это изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном городе или деревне. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Цели изучения курса в начальной школе(3 – 4 класс)

  1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
  2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
  3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
  4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
  5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
  6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
  7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
  8. осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
  9. начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
  10. формирование алгоритмического подхода к решению задач;
  11. расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
  12. пропедевтика таких понятий, как множества, объект;
  13. формирование   понятий   об   алгоритмических  структурах —   линейной, циклической, с ветвлением.

В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  1. развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
  2. формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  3. формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе. В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика». Содержание курса строилось на основе трех основных идей:

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. Разделение в представлении гимназиста реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны понимать:

  1. что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  2. что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  3. что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  4. что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  5. что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  6. что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

  1. что данные — это закодированная информация;
  2. что тексты и изображения — это информационные объекты;
  3. что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  4. как описывать объекты реальной действительности, т. е.
    как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  5. правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  1. представлять в тетради и на экране компьютера одну и туже информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  2. кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  3. работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  4. осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
  5. называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки,абак, счеты, калькулятор и компьютер);
  6. пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
  7. использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки  использования  компьютерной  техники,   уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы:
    текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
  8. создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Компьютер  используется учителем и в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала,  кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера, для организации индивидуального обучения. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, уметь выполнять простейшие операции с файлами и данными. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний. Создание у обучающихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом, определяющим требования:

  1. к месту базового курса информатики в учебном плане гимназии;
  2. к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания образовательной области;
  3. к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к знаниям, умениям, навыкам и научным представлениям гимназистов;
  4. к технологии и средствам проверки и оценки достижения обучающимися требования образовательного стандарта.

Стандарт по основным содержательным линиям курса

Стандарт образования по информатике представлен в виде двух взаимосвязанных компонентов по каждой из выделенных содержательных линий курса:

  1. обязательного минимального (базового) уровня предъявления учебного материала;
  2. требований к уровню подготовки гимназистов.

Программа по  пропедевтическому курсу «Информатика» 3-4 классы.

3 класс

35 часов в неделю

Тема

Тема урока

Виды

деятельности

I

Техника безопасности и санитарные нормы. (2ч)

8, 10

II

Устройство ПК – 3ч

  1. Состав системного блока.
  2. Устройство ввода  и выводы информации (монитор, клавиатура)
  3. Устройство управления курсором – мышь. Дополнительные периферийные устройства.

1, 8,10, 5

1, 8,10, 5

1, 2, 8,10, 5, 9

III

Понятие «Информация» - 5ч

§ 1. Человек и информация

§ 2. Источники и приемники информации

§ 3. Носители информации

§ 4. Что мы знаем о компьютере

Работа со словарем, контрольная, тестирование

8, 2,3,10,4,5,9

5,10,7

IV

Действия с информацией – 5 ч

§ 5. Немного истории

§ 6. Сбор информации

§ 7. Представление информации

§ 8. Кодирование информации

§ 9. Декодирование информации

§ 10. Хранение информации

§ 11. Обработка информации

Работа со словарем

Контрольная работа, тестирование

8(1), 2,3,10,4,5,9

5,10,6(7)

V

Объект и его характеристика – 10ч

§ 12. Объект

§ 13. Имя объекта

§ 14. Свойства объекта

§ 15. Объект и текст

§ 16. Общие и отличительные свойства

§ 17. Существенные свойства и принятие решения

§ 18. Элементный состав объекта

§ 19. Отношения между объектами

Повторение, работа со словарем

Контрольная, тестирование

8(1), 2,3,10, 4,5,9

5,10,7(6)

VI

Обмен информацией и обмен данными – 10ч

§ 20. Текст и текстовый редактор

§ 21. Изображение и графический редактор

§ 22. Схема и карта

§ 23. Число и программный калькулятор

§ 24. Таблица и электронные таблицы

§ 25. Информационный объект и смысл

§ 26. Документ как информационный объект

§ 27. Электронный документ и файл

Подготовительная контрольная и работа над ошибками

Годовая контрольная, тестирование

8(1), 2,3,10, 4,5,9

5,10,7(6)

4 класс

35 часов в неделю

Тема

Тема урока

Виды

деятельности

I

Техника безопасности и санитарные нормы. (2ч)

II

Повторение (7ч)

§ 1. Устройство ПК

§ 2. Человек и информация

§ 3. Действия с информацией

§ 4. Объект и его свойства

§ 5. Отношения и поведение объектов

§ 6. Информационный объект и компьютер

Повторение, работа со словарем

Контрольная работа, тестирование

8(1), 2,3,10, 4,5,9

5,10,7(6)

III

Понятие, суждение, умозаключение

§ 7. Истина и ложь

§ 8. Понятие и термины (общее знакомство)

§ 9. Деление и обобщение понятий

§10. Определения, суждения, умозаключения

§11. Определения, суждения, умозаключения

Повторение, работа со словарем

Контрольная работа, тестирование

8(1), 2,3,10, 4,5,9

5,10,7(6)

IV

Модель объекта

§12. Определения, суждения, умозаключения

§13. Отношения между понятиями

Работа со словарем, повторение

Контрольная работа, тестирование, игры, эстафеты

§14. Понятие модели

§15. Модель отношений между понятиями

§16. Модель отношений между понятиями

§17. Язык и компьютер

§18. Язык и компьютер

§19. Текст как информационная модель

§20. Правила мышления

§21. Правила мышления

§22. Модели управления

§23. Модели управления

Повторение, тестирование, игры и эстафеты

Работа со словарем, контрольная работа, тестирование

Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум (зачет)

Предварительная контрольная работа, работа над ошибками, игры и эстафеты

Итоговая контрольная работа и тестирование

8(1), 2,3,10, 4,5,9

5,10,7(6)

Расшифровка видов деятельности

1- чтение текста

2- выполнение заданий и упражнений

3- наблюдение за объектом

4- компьютерный практикум (работа с электронным пособием, обучающей программой)

5 – работа со словарем

6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа

7 -  итоговое тестирование

8 – эвристическая беседа

9 – разбор домашнего задания

10 -  физкультурные минутки, «компьютерные» беседы

Литература:

  1. «Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» издательство БИНОМ.
  2. «Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы» под редакцией  Н.В. Матвеевой Е. Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой

      3. Н.Н. Ускова «Конспекты уроков для учителя информатики. Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ( под редакцией: Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой)

Программа разработана на основании сборника программ по информатике  для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, программы курса информатики для 2-4 классов начальной школы под редакцией Н.В....

Программа кружка английского языка для вторых классов начальной общеобразовательной школы «Занимательный английский».doc

Курс  кружка  английского  языка  во  втором   классе  позволит научить  ребенка   общаться,  развивать  речь  ребенка  на...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основног...

Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовател

Дополнительная общеобразовательная программа  составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образовани...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса коррекционной общеобразовательной школы 8 вида по учебнику Рау М.Ю.

Рабочая программа составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...