Главные вкладки

    «Способы перевода из одной системы счисления в другую»
    методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

    Тупицына Ирина Игоревна

    конспект и презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prilozhenie_2.rar210.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение 2

    Тема:

    «Способы перевода из одной системы счисления в другую»

    Цели урока:

    1. способствовать ознакомлению учащихся с правилами перевода из одной системы счисления в другую, создать условия для практической деятельности учащихся;
    2. способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления учащихся;
    3. содействовать воспитанию самостоятельности при выполнении заданий.

    Оборудование:

    1. компьютеры;
    2. проектор;
    3. экран;
    4. презентация «Способы перевода из одной системы счисления в другую»;
    5. карточки с заданиями для самостоятельной работы;
    6. программа-тренажёр;
    7. программа-тестировщик А.П. Радченко «SYST_T.EXE».

    Тип урока:

                    комбинированный

    Структура урока:

    1. Организационный этап (1 – 2 мин.)
    2. Проверка домашнего задания (3 – 5 мин.)
    3. Актуализация опорных знаний (1 – 2 мин.)
    4. Изучение нового материала (10 – 12 мин.)
    5. Первичная проверка понимания нового материала (5 – 7 мин.)
    6. Закрепление знаний и способов действий (10 – 15 мин.)
    7. Информация о домашнем задании (2 мин.)
    8. Подведение итогов и результатов урока (1 – 2 мин.)

    Ход работы

    Этапы урока

    Содержание

    Техника организации

    1. Организа-ционный этап

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Надеюсь, что вы все готовы к уроку.

    Проверка готовности класса к уроку

    2. Проверка домашнего задания

    Для начала давайте проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Ответьте на мои вопросы.

    1. Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?
    2. Каково основание десятичной системы счисления? Двоичной системы счисления?
    3. Какие цифры входят в алфавит десятичной системы счисления? Двоичной системы счисления?
    4. На какую  величину в позиционных системах счисления различаются одинаковые цифры, стоящие в соседних разрядах числа?
    5. Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы?

    Беседа с учащимися

    Слайд 1 – 2

    3. Актуализа-ция опорных знаний

    Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так «Способы перевода из одной системы счисления в другую».

    Как вы думаете, для чего нам надо изучать двоичную систему счисления? (Это нам надо изучать, чтобы лучше понимать работу компьютера)

    На сегодняшнем занятии мы будем продолжать выполнять задания по переводу чисел в различных системах счисления.

    Объявление темы урока

    Слайд 3

    4. Изучение нового материала

    Ребята, сегодня я вам расскажу, как можно из десятичной системы перевести в двоичную различные числа и наоборот.

    Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную систему счисления. Поэтому часто возникает необходимость перевода чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот.

    Преобразование чисел из двоичной системы счисления в десятичную выполнить довольно легко. Для этого необходимо записать двоичное число в развернутой форме и вычислить его значение.

    Возьмем любое двоичное число, например 10112. Запишем его в развернутой форме и произведем вычисления:

    10112 = 1*23 + 0*22 + 1*21  + 1*20 = 1*8 + 0*4 +  1*2 + + 1*1 = 1110.

    Алгоритм перевода целого десятичного числа в двоичное следующий:

    1. Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы счисления (на 2) до тех пор, пока частное от деления не окажется равным нулю;

    2. Получить искомое двоичное число, для чего записать полученные остатки в обратной последовательности.

    В качестве примера рассмотрим перевод десятичного числа 1910 в двоичную систему счисления, записывая результаты в таблицу:


    В результате получаем двоичное число: 1910 = 100112.

    Аналогичные алгоритмы используются и при переводе в восьмеричную, шестнадцатеричную и другие позиционные системы счисления.

    Объяснение нового материала идёт с опорой на материал презентации.



    Слайд 4








    Слайд 4


    Слайд 5














    Слайд 5

    5. Первичная проверка усвоения нового материала


    Для закрепления изученного материала, ответьте на следующие вопросы и выполните задания.

    1. Что надо сделать, чтобы перевести число из десятичной системы в двоичную?
    2. Что надо сделать, чтобы перевести число из двоичной системы в десятичную?
    3. Переведите в десятичную систему счисления двоичные числа: 1012, 1102, 1112.
    4. Переведите десятичные числа 1010, 1510, 4210 в шестнадцатеричную систему счисления.

    Беседа с учащимися, выполнение практических заданий у доски

    Слайд 6

    6. Закрепление знаний и способов действий

    Перед вами 6 примеров. Ваша задача – перевести их в нужную систему счисления.

    4210=?2

    1510=?8

    7310=?16

    1001112 = ?10 

    428= ?10

    В316=?10

    Задание на карточках:

    Выполнение заданий самостоятель-но в тетрадях

    Слайд 7

    Работа  в среде программы-тренажера и программы «Syst_t.exe»

    7. Информация о домашнем задании

    Запишите домашнее задание:

    1. Выучить алгоритмы перевода, используя записи в тетрадях.
    2. Выполнить перевод:

    1510= ?2

    5310= ?16

    1110=?8

    Учащиеся записывают домашнее задание

    Слайд 8

    8. Подведение итогов и результаты урока

    Подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? Что вызвало затруднения? Как бы вы оценили свою работу на уроке и почему?

    Оценки за урок таковы: …

    Спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания!

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кодирование информации. Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую.

    В архиве приложены скриншоты презентации.Файл с презентацией полностью можно скачать по ссылке http://ultrashare.net/hosting/fl/7a2929007...

    Таблица перевода из одной системы счисления в другую

    Данная таблица может быть использована на уроке при изучении темы "Системы счисления" в 8 классе или 10 классе...

    Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

    План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

    Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

    Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

    «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

    систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

    Открытый урок "Перевод из одной системы счисления в другую"

    открытый урок по информатике для 9 класса...